ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ:

НЕ ВСЁ ТАК ПРОСТО

(Материал из архива, дополненный и подкорректированный)


Нынче модно писать о всеобщей благости, которая царила в границах Российской империи «под крыльями двуглавого орла». Мол, царь-батюшка и его Двор всемерно заботились о своих подданных, великосветские дамы ухаживали за ранеными и болящими, дворянство демонстрировало образцы подлинного благородства и чести, ну а благодарный народ с воодушевлением воспринимал реформы, затеваемые то Михаилом Сперанским (см.: http://starodymov.ru/?p=25141 ), то Петром Столыпиным (см.: http://starodymov.ru/?p=23077 ), то, скажем, Сергеем Витте (см.: http://starodymov.ru/?p=159 )…

И попробуй только заговорить о царской эпохе как-то иначе, тут же запишут в «красные» ретрограды! Именно так: поклоняться кумирам позавчерашнего дня, отвергая идеи вчерашние, нынче считается прогрессом. Да и как может сложиться иначе, коль впереди у нас никаких ориентиров не сложилось, и куда мы движемся, не знает ни один футуролог!

Ни в малейшей степени не желая заниматься очернительством истории собственной страны, и уж подавно родного народа, хочу всё же отметить, что не всё при царе-батюшке было столь умильно, как доказывают нам многочисленные монархисты, заполонившие телеэфир. (Например, о том же: http://starodymov.ru/?p=25961 )

Возьмём только один аспект – благотворительность.

Россия в целом и русский народ в частности – явление поистине уникальное. Согласен, согласен: не-уникальных народов не существует; просто в данном случае речь идёт именно о наших соотечественниках. Великодушные и благородные по отношению к врагам, русские (или, как сейчас модно говорить, россияне) могут быть беспощадны, или, по меньшей мере, равнодушны, к своим. Не беру Гражданскую войну или период репрессий – возьмём другие примеры.

Например, Кавказская война ХIХ века. Борьбу против России здесь возглавляли сначала Гази-Магомет, а потом знаменитый Шамиль (см.: http://starodymov.ru/?p=327 ). Об этой войне можно рассказывать бесконечно, но это не входит в задачу публикации. Поэтому лишь коротко напомню несколько её эпизодов.

Летом 1839 года русский отряд, которым командовали генералы Евгений Головин и Павел Граббе, после долгого и кровопролитного штурма взяли дагестанский аул Ахульго, в котором защищался со своим войском сам Шамиль. Значение сражения было признано столь важным, что для его участников была отчеканена медаль «За взятие штурмом Ахульго» (см.: http://starodymov.ru/?p=355 ). Сам имам спасся, прорвавшись в горы, однако в руках русских в качестве заложника (аманата) оказался сын Шамиля, восьмилетний Джамалуддин.

Прорвавшийся в Чечню Шамиль поднял новое восстание. (Ещё один любопытный факт о той войне: http://starodymov.ru/?p=23825 )

А его юного сына принял лично Николай I, милостиво поговорил с мальчиком и определил в Александровский кадетский корпус, разрешив при этом не менять религии и носить кавказский костюм. Джамалуддин получил вполне современное по тем временам образование, говорил на нескольких европейских языках… По окончании военного училища получил чин поручика, лично император просватал его за Елизавету Оленину (дочь выдающегося деятеля отечественной культуры Алексея Оленина (см.: http://starodymov.ru/?p=24724 ), которой Пушкин посвятил знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье»)…

Между тем Шамиль не оставлял надежды вернуть сына домой – что и говорить: отца, да к тому же идейного борца, можно понять. С этой целью он во всемирно известном Цинандали захватил в плен грузинских княгинь Анну Чавчавадзе и Веру Орбелиани – дочерей грузинского царевича, и потребовал от русских властей вернуть ему Джамалуддина. Пока шли переговоры, имам велел обращаться с пленницами как можно лучше. Узнав, что их плохо кормят, строго наказал виновных.

Обмен состоялся, причем, Джамалуддин проявил подлинное благородство, добровольно согласившись бросить намечающуюся карьеру и отказавшись от светского брака… Впрочем, кто ж сейчас узнает о подлинных причинах решения молодого человека, прожившего к тому времени два столь разительно различных периода жизни?.. Что им двигало – великодушие или зов крови?..

Правда, счастье имама оказалось недолгим. Джамалуддин вскоре умер – по всей видимости, не смог перенести столь резкий перепад условий жизни.

Читаешь эту историю, достойную пера какого-нибудь великого романиста-романтика, и на глаза накатывается слеза умиления. Сколько благородства, сколько милосердия, сколько христианского и мусульманского взаимовсепрощенчества!..

И вот 25 августа 1859 года в ауле Гуниб Шамиль сдался русскому генералу князю Александру Барятинскому, который за данный ратный подвиг был возведен в чин генерал-фельдмаршала, что само по себе уже говорит о том, какое значение Петербург придавал данному событию. (О нём.: http://starodymov.ru/?p=17601 )

Имам не сомневался, что его тут же отправят в Сибирь. Вместо этого он оказался в Петербурге, был принят и обласкан Александром II, который произнес знаменитую фразу: «…Мы будем жить друзьями!». Для Шамиля разработали целую, как бы мы сегодня сказали, «культурную программу»: участие в смотре гвардейских полков, турне по России и Малороссии, посещение театров, цирка, Кремля, Исаакиевского собора, Кунсткамеры… Пожив с семьей и близкими (всего 22 человека) немного в Калуге, затем в Киеве, имам отправился в хадж в Мекку. Там он и скончался 4 февраля 1871 года, упокоившись в Медине на кладбище Дшаннат-Эм-баки.

К чему столь подробный исторический экскурс? А вот к чему. Имам, княжны, российские императоры… Они друг перед другом расшаркивались, разыгрывали благородство… А как же простые люди, погибшие или искалеченные ради того, чтобы свершилось это обоюдное расшаркивание сильных мира сего?

В битве при Иори 1 ноября 1800 года отряд горцев под командованием Омар-хана потерял только убитыми две тысячи человек. 17 октября 1832 года при штурме аула Гимры русский отряд генерала Григория Розена потерял 480 человек. В битве при ауле Ахульго, о которой шла речь выше, потери русских войск составили 2,5 тысяч человек. В июле 1845 года отряд генерала Михаила Воронцова (о нём: http://starodymov.ru/?p=23260 ), возвращаясь из похода на аул Дарго, попал в засаду и потерял три тысячи человек… Трагический список можно продолжать.

Потери несли обе стороны. Так вот, отсюда и вопрос: а кто заботился о семьях погибших, о воинах, которые стали калеками? Вот факты об этом: http://starodymov.ru/?p=145 .

Исторические события можно трактовать по-разному. Однако если рассматривать собственно факты, без трактовки…

22 октября 1831 года у Николая I (о нём: http://starodymov.ru/?p=22895 ) проходил вечер. Генерал-адъютанты, камергеры и фрейлины играли «в веревочку» и в фанты, танцевали… «Это была точно семейная, простая, бесцеремонная беседа… Государь был истинно не Государем, а добрым каким-то отцом в семействе и между короткими знакомыми», – умильно вспоминал о том вечере некто А. Булгаков.

А в это время с благословения этого «доброго отца семейства» добивали польских повстанцев (только в результате штурма Варшавы поляки потеряли восемь тысяч человек, а русские – свыше десяти) (см.: http://starodymov.ru/?p=23486 ). Из пушек громили на Кавказе горские аулы…

Конечно, можно сказать, что восстания сепаратистов и следует подавлять беспощадно, что война без крови не бывает…

Однако следующий факт уже даже под это оправдание не подтянуть никак!

По России прокатилась волна страшных бунтов в военных поселениях – этого уродливого порождения той эпохи. Летом все того же 1831 года Александр Пушкин другу князю Петру Вяземскому писал: «Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в новгородских поселениях со всеми утончениями злобы…». В армии только от болезней ежегодно умирал каждый двадцатый солдат. Ежегодно в Сибирь пешком отправлялось более 10 тысяч человек (против 2-3 тысяч преступников при Александре I)…

И все это в то время, когда великовозрастные генералы и камергеры играли «в веревочку» пред очами «доброго отца семейства»…

Поверьте, друзья мои, я – за жёсткую борьбу с преступностью, за то, чтобы порядок в стране обеспечивался должным образом. Просто не нужно нам впаривать про общество всеобщего благоденствия при царях-батюшках!

В тот же год, к слову, святого Серафима – Саровского чудотворца в пророческом видении посетила Богоматерь в сопровождении двенадцати Святых дев и предсказала ему скорую кончину. В общем-то, не удивительно при нравах, царивших в России в те времена – никакой чудотворец не совладает с исправлением всей кривды…

Впрочем, я ушёл несколько в сторону от темы.

Речь шла о том, что государственная забота о ветеранах, инвалидах, о семьях павших воинов в те времена не выдерживала никакой критики. (Реплики ради: а когда в нашей стране она, забота, выдерживала хоть какую-то критику?). Родное наше Отечество всегда призывало на ратную службу сильных и здоровых мужчин (см.: http://starodymov.ru/?p=23147 ). Ну а потом спихивало проблему заботы о больных и увечных ветеранах либо на церковь, либо на благотворительные структуры. (Немного ещё о том же: http://starodymov.ru/?p=151 )

По самым скромным подсчетам в XIX веке Россия участвовала в пятнадцати войнах. При этом то же столетие считается прорывным в истории человечества на ниве благотворительности. В самом деле, Россия застолбила за собой право значиться родиной полевой хирургии (в частности: http://starodymov.ru/?p=24956 ), родиной института сестер милосердия (см.: http://starodymov.ru/?p=15632 ), а также первой в мире страной, в которой родилась газета, все доходы от реализации которой шли на благотворительные цели («Русский инвалид», автор и реализатор идеи Павел Помиан-Пезаровиус: http://starodymov.ru/?p=20668 ). И в то же время тысячи и тысячи ветеранов войн, которых посекли свинец и чугун сражений, оставались неприкаянными – уже один тот факт, что ни в одном историческом документе не сохранилось ни грана статистики по данному вопросу, говорит само за себя.

Не вызывает сомнения, что счет покалеченных шел на тысячи и тысячи… И о них-то кто заботился на государственном уровне?.. Вопрос, понятно, риторический.

Зато имеется другая цифирь. После Отечественной войны 1812 года и заграничных походов Русской армии казённые военные богадельни располагали фондом примерно 1300 коек – капля в море! Причем, эти места предназначались для малоимущих офицеров. А для солдат? Их положение было еще хуже: скажем, при Покровском соборе архитектор Константин Тон пристроил солдатское отделение… на 104 койки!.. В целом же по стране подобных солдатских отделений были единицы.

При этом Александр I сделал величественный жест: он добился снижения суммы наложенной на Францию контрибуции с 800 до 700 миллионов франков, после чего объявил, что Россия от своей доли отказывается! Опять слеза умиления: вот мы, русские, какие – вы, французы, нас ограбили подчистую (см.: http://starodymov.ru/?p=25582 ), а мы вам всё прощаем!.. Между тем, как бы пригодились нам эти миллионы для лечения искалеченных и оказания помощи семьям павших, да и восстановление Москвы, Смоленска, Малоярославца и ряда других разрушенных городов! То-то ж Европа удивилась этому рыцарскому поступку по отношению к врагам – за счет собственных подданных.

…Так что да, бесспорно, можно привести примеры бескорыстной жертвенности известных людей России, содержавших богадельни или назначавших пенсии для военных инвалидов (например: http://starodymov.ru/?p=129 ). Да вот только ситуацию в целом разрешить эти частные лица не могли. Вот и получается, что ветеран и инвалид в нашей стране извечно был вынужден существовать исключительно на средства сердобольных людей, а не на гарантированную государственную пенсию.

Так что не всё столь благостно было в России при царе-батюшке, ох, не всё!..

***

И ещё.

В процессе работы над этим текстом я сегодня убедился, насколько трансформировались мои взгляды за те десять лет, которые прошли со времени его написания.

Брать собственный готовый текст и подтягивать его к реалиям сегодняшнего дня, конечно, проще, чем с нуля готовить новый. Однако в то же время замечаешь, что в процессе доработки в него неизбежно проникают противоречия, обусловленные именно этой трансформацией.

Всё же непоследовательное существо – человек!