Даты

3 декабря – Международный день инвалидов

ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ!

Николай СТАРОДЫМОВ

Не будет преувеличением или прегрешением перед истиной утверждение, что история России – это история войн. Сколь глубоко ни загляни в прошлое нашей Родины, всюду видны огни пожарищ и слышны шумы ратных столкновений.

Ну а война невозможна без смертей, без ран, без увечий. Так что можно сказать и иначе: история России – это, в том числе, история оказания помощи людям, пострадавшим за свое Отечество. Истину же, что милосердие вообще присуще русским людям, думается, даже нет необходимости повторять.

Традиции заботы о военных инвалидах на Руси корнями уходят в незапамятные времена. В частности, доподлинно известно, что еще киевские князья Олег, Святослав, Владимир Креститель, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах проявляли большую заботу о дружинниках, получивших увечья, и о семьях павших. Того же придерживались и их знаменитые потомки – Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный… Непосредственно благородные, но столь тяжелые хлопоты об изувеченных возлагались в основном на монастырскую братию. В качестве примера можно напомнить о том, что после изгнания поляков из Москвы в начале XVII века, патриарх Филарет, отец первого царя из династии Романовых, основал так называемый «больничный монастырь», в котором содержались раненые воины; стоящая на Никитском бульваре церковь Федора Студита – сохранившееся от того монастыря строение.

Однако в течение многих веков эта забота не носила всеобщий обязательный, другими словами государственный характер, была разовой и зависела от ряда субъективных факторов: морального облика царя или князя, наличия денег в казне, доходов монастыря, других обстоятельств… И только в сборнике соборных решений, называемом Стоглавым и обнародованном при царе Алексее Михайловиче, была предпринята первая по-настоящему действенная попытка упорядочить благотворительность в стране.

О роли Алексея Михайловича в деле организации государственной заботы об инвалидах вообще и о военных в частности следует сказать особо. По сути дела, именно он придал благородному делу заботы о пострадавших в боях ратниках государственный подход. Второй царь из рода Романовых, внук патриарха Филарета и отец Петра Великого, он именуется Тишайшим, хотя на самом деле был правителем жестким, а порой и жестоким. В его довольно продолжительное царствование страна также вела несколько войн. Соответственно, раненых воинов в его царствование в России имелось немало. И Алексей Михайлович поставил заботу о них на государственный уровень.

В Соборном уложении 1649 года каждому помещику вменяется в обязанность призрение увечных и престарелых воинов. Перед войной с Польшей Алексей Михайлович организовал школу, в которой готовили военных лекарей и костоправов. Затем царь предписал, что каждого раненого на войне воина должно лечить за счет царской казны; более того, за ранения полагалось выплачивать по 5 рублей, оговаривалось другое материальное вспомоществование. Указом от 15 июля 1663 года был установлен размер пенсии в зависимости от тяжести полученного ранения. Затем все тот же Алексей Михайлович учредил аптекарский двор, где раненые солдаты получали бесплатное лечение и питание.

При сыне Алексея Михайловича, Петре I, дело помощи инвалидам приобрело новое направление. Царь-реформатор постановил разделить увечных ветеранов на тех, кто может трудиться, и кто лишен такой возможности. Со вторыми было все ясно: они по-прежнему распределялись по монастырям, где братии предписывалось присматривать за инвалидом даже в период церковной службы на случай, если тот вдруг «занеможет». Что же касается первых, то для них царским указом специально создавались оплачиваемые из казны рабочие места: они на местах обучали рекрутов, работали на полотняной фабрике.

При недоброй памяти Анне Иоанновне в России появилась еще одна форма призрения ветеранов и инвалидов. 27 декабря 1736 года она издала указ, согласно которому отставным военным предоставляется право селиться «близ границ на пустых землях». При таких поселениях предписывалось строить церкви и открывать школы. Начинание продолжила Екатерина II, в течение двух лет, 1762-63 годов, издавшая 4 указа, посвященных развитию этой идеи. С точки зрения освоения новых земель в условиях крепостного права это видится весьма мудрым решением. Со временем таким образом шло обрусение и освоение территорий Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока. (Это потомки тех колонистов сегодня враз оказались людьми второго сорта в ставшими независимыми осколках «единого и могучего»).

Надо отметить, что в святом деле помощи раненым и увечным и в те времена хватало безобразий. И были они, увы, не единичны, коль потребовался целый указ Елизаветы Петровны, императрицы, которая, как известно, не слишком-то любила обременять себя решением малозначительных вопросов – он был подписан 16 октября 1757 года. Указ вызван тем обстоятельством, что нередко монастыри занимались махинациями с деньгами, которые выделяло государство на содержание увечных воинов; незаконно полученные деньги предписывалось вернуть в казну и на них построить «инвалидные домы».

Для обустройства одного из таких домов, предназначенного для офицеров, у графа Салтыкова в 1777 году была выкуплена усадьба – ныне в этом здании располагается Культурный центр (более известный как Центральный дом)  Российской Армии. А в 1817 году на пожертвованные князем Алексеем Долгоруковым 100 тысяч рублей построена богадельня для увечных «нижних чинов».

Переломным для военных инвалидов в России стал период войны 1812 года. В частности, в 1814 году Александр I основал Комитет вспомоществования раненым воинам; в его функции входило назначение пенсий, содержание военных богаделен, обустройство увольняемых из армии ветеранов. В этот период был издан ряд указов о пенсионном обеспечении инвалидов, о предоставлении им квартир и бесплатной медицинской помощи. Отставные офицеры, к слову говоря, получили привилегии при замещении должностей в гражданских учреждениях.

Нельзя обойти молчанием замечательного человека, имя которого нынче прочно забыто – быть может, по причине трудности его произношения. Это сын лютеранского священника из Лифляндии Павел Павлович Помиан-Пезаровиус. В январе 1813 года он выступил с идеей выпускать благотворительную газету «Русский инвалид», которая бы описывала подвиги наших солдат, а доходы от подписки на которую шли бы на оказание помощи раненым воинам. (К слову, сам Павел Павлович третью часть своего жалования жертвовал на эти цели). Идея нашла поддержку и одобрение не только со стороны общества – она пришлась по душе и Александру 1. На газету подписались все члены императорской фамилии, более того, в адрес учрежденного фонда начали перечисляться значительные суммы.

…Рассказывать обо всех структурах и людях, которые в XIX – начале ХХ веков стремились облегчить страдания пострадавшим в сражениях воинам, можно много и долго. Сегодня мы наглядно видим, что традиция вспомоществования людям, получившим раны при защите Отечества, хотя и ни шатко ни валко, а все ж таки живет. И это внушает оптимизм, хотя и осторожный. Потому что история России – это история войн. Следовательно, дел у благотворительных структур страны хватит и на будущее. Увы!