У ПОДНОЖЬЯ ЭЙФЕЛЕВОЙ БАШНИ

Ну а теперь – о прогулках по Парижу (см.: http://starodymov.ru/?p=29209 ). Всего я совершил три прогулки, одна из которых – поздно вечером, едва не ночью.

Я и так прикидывал, и этак, как же всё же выстроить рассказ о парижских каникулах. В хронологическом ли порядке, выборочно ли… А потом понял, что начинать нужно с главного – а дальше видно будет.

А что есть главный символ Парижа?.. Эйфелева башня! Вот с неё и начну – назначу её печкой, от которой поведу свою кадриль. (Между прочим, в марте ей исполняется 120 лет: http://starodymov.ru/?p=28912 )

Начну с банальности: нередко случается так, что удачная сиюминутка оказывает медвежью услугу ситуации в целом.

В данный момент сентенция относится к наиболее общеизвестной точке фотографирования человека на фоне Эйфелевой башни. Эта точка расположена на противоположном от неё, правом берегу Сены, на смотровой площадке у площади Свободы и Прав Человека. Здесь оптимально сочетается фотографирующийся человек и творение Гюстава Эйфеля у него за спиной. Сены отсюда почти не видно, а широкий Йенский мост видится как часть Марсова поля.

То есть сам по себе снимок – великолепный. Однако он не даёт представления о самом главном: о мощи, я бы сказал, о циклопичности башни.

Я подходил к башне трижды – дважды днём и один раз поздно вечером; и всякий раз с другой стороны. Но непосредственно приблизился к ней, обошёл по периметру, лишь раз. Именно тогда я испытал подлинное потрясение.

На фотографиях, на экране мы видим башню целиком, во всей красе. Однако для достижения данного эффекта оператор вынужден отодвинуться от объекта подальше. Истинное её величие в значительной степени скрадывается красивостью!

Я стоял у подножья башни ошеломлённый – право, я не ожидал, я не был готов увидеть подлинное её величие!

Лёгкие, ажурные, едва не кокетливые – если, конечно, смотреть с расстояния – переплетения несущих конструкций вблизи оказались мощными металлическими балками различного профиля, скреплёнными исполинскими заклёпками. По наклонным лапам могучих опор ползли вверх крохотные кабинки лифтов. Даже люди, поднявшиеся на площадку всего лишь первого яруса, с земли уже оказывались неразличимыми… И как-то не представляешь, насколько сверху открылся бы прекрасный вид на город.

Однако я не поднялся. Причин две. Во-первых, я был один, и у меня могли возникнуть проблемы с общением с персоналом – хотя, думаю, этот вопрос как-то решился бы: всё же я в силах сформировать основные словесные конструкции на французском языке (см.: http://starodymov.ru/?p=1108 ), да и язык жестов никто не отменял. А вот вторая причина стала для меня главнее: это стоимость удовольствия. Для того, чтобы подняться на башню, нужно заплатить от десяти с чем-то до 25,5 евро: то есть почти от тысячи до более двух тысяч рублей. Причём, цена подешевле – если подниматься будешь по лестнице пешком; я, конечно, молодец ещё хоть куда, однако ж подъём по лестнице на такие высоты… Не мой конёк.

Так что посмотрел я на башню снизу, вспомнил знаменитую строчку из песни Высоцкого (см.: http://starodymov.ru/?p=26402 ), где он плевал с Эйфелевой башни… И решил оставить сие удовольствие – подняться-таки наверх – на гипотетическое «потом» (хотя и знаю, что на потом откладывать не следует: http://starodymov.ru/?p=28624 ).

К слову, должен сказать, что нынче непосредственно к основанию башни не подойти. Она по периметру обнесена прозрачным пластиковым забором. И вход на территорию, прилегающую к ней, расположен сбоку, там и кассы, и турникеты… Ну и очередь, конечно.

А ещё там полно арабов, которые пытаются впарить многочисленным туристам сувениры. У каждого из торгашей на руке висит целая связка из миниатюрных, от пяти сантиметров и более, башен – чернённых, бронзово-золотистых, светящихся… Ну и другие сувениры – с видами Парижа, галльскими петушками и прочие безделушки…  Я даже подходить не стал рассматривать – всё равно покупать ничего не собирался. Да и тесные гроздья сувенирных поделок в руках торговцев словно как девальвировали величие оригинала.

Я уже давно не покупаю всевозможных сувениров, а они всё равно откуда-то постоянно берутся, и стоят вокруг на полочках… По-настоящему вызывают тёплые воспоминания только некоторые из них, я их время от времени поглаживаю, вспоминая дарителя, а остальные – так, именно безделушки-пылесборники.

Но это всё частности. Главное: именно вид на башню из-под её подножья потряс меня. Именно в тот момент я во всей полноте осознал, насколько это изумительное творение рук человеческих.

…Конечно же, план Парижа я представлял до поездки весьма слабо. Потому, выдвигаясь на пешую прогулку, я наметил лишь некоторые реперные точки своего маршрута. Как впоследствии оказалось, предварительная подготовка оказалась явно недостаточной.

Должен сказать, когда я попадаю в незнакомый город, в первый раз я стараюсь просто ходить по нему, без особых заранее проработанных планов. Всё равно всего не увидишь, а общее представление получишь именно от прогулки по принципу «куда глаза глядят» (например: http://starodymov.ru/?p=19450 ). Впрочем, это моя точка зрения, которую я никому не навязываю.

Так же поступил я и теперь. Полюбовавшись башней, я направился в сторону площади Звезды.

Следует подчеркнуть, что основу планировки Парижа составляют именно подобные площади – круглые, с отходящими от неё лучами-улицами. Иногда пересечения этих сходящихся под разными углами улиц видятся как-то логично, иногда вызывают растерянность… Но в целом… В целом планировка придаёт городу неповторимое своеобразие.

Знаете, друзья мои, пробыв в городе на Сене всего несколько суток, я научился в нём довольно сносно ориентироваться. Причина проста. В целом Париж, вернее, его туристическо-историческая часть, не так уж велик. И этажность зданий здесь невелика (об архитектуре зданий хочется рассказать особо). Улицы-лучи пересекаются хоть и под совершенно неожиданными углами, в целом довольно прямые… Соответственно, соотнеся стороны света, регулярно видя мелькающую между домами ту же Эйфелеву башню или небоскрёб Монпарнас, легко определиться со своим местоположением или направлением движения.

Ну а если вышел на берег Сены, то и вовсе можно считать, что у тебя включён навигатор.

А вот Сена, коль мы с тобой, друг мой, оказались на набережной, красивее всё же ночью. На этот феномен я уже неоднократно обращал внимание: город ночной и город дневной; город с суши и город с воды – это как будто совершенно разные населённые пункты. (О том же: http://starodymov.ru/?p=19237 )

…Впрочем, вспомнил я хитромудрую Шахерезаду. Она преподала нам урок того, что нужно уметь вовремя прервать дозволенные речи. Наверное, и в самом деле, не стану я утомлять читателей огромными текстовыми «кусками», а двинемся дальше по Парижу меленькими шажочками.

А то видите: уже сбился – отправился в сторону площади Звезды, а оказался на набережной Сены. А это в реале невозможно: Триумфальная арка расположена в стороне от реки.