ПРОЩАНИЕ СО СТОЛИЦЕЙ

Когда удавалось, я старался сестру и племянника побольше водить по Москве, показывать им красоты столицы, рассказывать о том, что знаю (хотя отдаю, понятно, отчёт, что знаю не так много, как хотелось бы).

Вышли мы, в частности, на Бульварное кольцо в районе Никитских ворот. Тут столько всего интересного!

Вот замечательный памятник Александру Сергеевичу Пушкину и Наталье Николаевне Гончаровой, которые венчались в расположенной за беседкой церкви.

Рассказал я о нелёгкой судьбе выдающегося нашего горододельца Фёдора Коня, который построил Белый город, показал, где проходила стена. Рассказал о великом голоде 1601-1603 годов, когда из полумиллионного населения Москвы умер каждый третий. Тогда умерших хоронили вдоль стены Белого города. Арифметика проста: длина стены составляла десять километров, вдоль неё захоронено 150 тысяч человек – по 15 человек на каждый погонный метр! Сегодня на том некрополе – дома, дома, дома…

А вот памятник Сергею Есенину. Любопытно, к слову: а почему мы к имени Пушкина обязательно добавляем отчество, а к имени Есенина – нет?

А это – Пегас справа от Есенина, и сестрица этого Пегаса оседлала.

Кстати, а вон и Пушкин – по ту сторону площади на Тверской.

И ещё – о рекламе. Поскольку время пребывания сестры в Москве близилось к концу, в тот день мы зашли в фирменный магазин кондитерской фабрики «Красный Октябрь» – магазин находится на Поварской. Ох и загорелись глазки у моих родственников при виде того конфетного изобилия!

Ну а на следующий день я повёл перенасыщенного впечатлениями племянника в Политехнический музей. Вышли на станции «Китай-город». Рассказал я о том, кто такие Кирилл и Мефодий.

В честь чего и кого поставлен памятник-часовня Героям Плевны.

В Политехническом музее в те дни проходила выставка истории анимационного кино. Поскольку народа там оказалось не так много, представитель организаторов (к сожалению, я не поинтересовался его именем и должностью) взял под опеку племянника и взялся ему всё показывать-рассказывать.

Должен признаться, всегда с уважением отношусь к увлечённым людям. Смотритель зала рассказал и показал много интересного. Однако, что ни говори, а специфика предмета такова, что мультик интереснее смотреть, чем слушать о том, как он снимается. Но вот что запало в память. Оказывается, знаменитейший мультфильм «Пластилиновая ворона» родился совершенно неожиданно. Дело в том, что его авторам заказали мультик о необходимости соблюдать правила техники безопасности на стройке, а они увлеклись – и вон что получилось: стройка там мелькает только эпизодом.

В основных помещениях музея шла выставка, посвящённая шумовым эффектам в кинематографе. Знаете, просто глаза разбегались при виде всевозможных приспособлений, которые шумооператоры использовали для создания нужных звуков. Барабаны, трещотки, всевозможные «стукалки», листы жести, коробы с различным наполнителем… Они изображали шум ветра, артиллерийскую канонаду, цокот копыт, лязг танковых гусениц… Да что угодно можно изобразить! Детвора там отрывалась – такие шум и треск стояли…

Паровозы, первые ЭВМ, телефонные станции, космические аппараты… Что об этом рассказывать – их смотреть нужно!

А ещё в зале космонавтики имелся надувной планетарий. Через специальный клапан внутрь забирается человек дведцать, в помещение нагнетается воздух, отчего оно вырастает, и на потолке начинается представление. Конечно, со стационарным такой планетарий не сравнится, но если его возить по школам вне столицы – вещь, конечно, незаменимая!

Вот так и пролетели десять дней пребывания сестры Владлены и племянника Александра в Москве.

Что скажешь? Приезжайте ещё!