МИХАИЛ ЗАДОРНОВ О РЮРИКЕ
Я считал и считаю Михаила Задорнова на нашей эстраде самым эрудированным, интеллектуальным и интеллигентным сатириком. Или по крайней мере, умеющим себя подать зрителям именно в таком качестве. Да, он не всегда держит марку на высоте, которую сам же и обозначил, да, иной раз он бывает некорректен по отношению к значительным слоям общества, да, иногда и сам скатывается до скабрезностей… И всё же повторюсь: пальму первенства в номинации «интеллигент на эстраде» я безоговорочно отдаю Михаилу Николаевичу.
И тем большую досаду я испытываю от того, что приходится писать данную реплику.
В декабре по каналу Рен-ТВ прошёл фильм о том, кто такой летописный варяг Рюрик и откуда он пришёл на Русь. Лента выстроена в форме исторического исследования, которое проводит Михаил Задорнов.
Обозначу сразу свою позицию. То, что такой фильм появился на нашем экране – честь и хвала Михаилу Николаевичу. Будь моя воля, я бы просмотр ленты включил в школьную обязательную программу истории. И номинировал бы на какую-то солидную премию… Но только с одним непременным условием: авторы должны непременно вставить в картину слова благодарности Владимиру Чивилихину!
Объясню. Фильм о Рюрике великолепен, и подан как сенсация. Однако всё, что в нём показано, является прекрасным пересказом соответствующих страниц романа-эссе «Память», который вышел сначала в «Роман-газете», а потом отдельным изданием в начале 80-х годов ХХ века. Владимира Чивилихина следует признать полноправным соавтором сценария картины, и признания его вклада в исследование проблемы требует просто элементарная благодарность (я тут хотел употребить другое слово, но из уважения к Задорнову применю только данное).
Понимаете, друзья мои, сегодня исследователи истории могут легко и просто посягать на некие факты прошлого, которые представляются незыблемыми. Нынче это даже модно, исследователи (или пыжащиеся себя подать таковыми) как будто соревнование между собой устроили по ниспровержению кумиров и фактов прошлого.
Но насколько ж трудно пришлось тому же Чивилихину, который замахнулся на норманнскую теорию ещё в период «расцвета застоя»!.. У него не имелось свободного доступа к источникам информации, которые даёт интернет, он не имел возможности ездить на тот же остров Рюген, он не мог общаться с немецкими историками… Возможности автора упомянутого романа не могут сравниться с теми, которыми обладают созидатели фильма! Но даже в тех условиях он создал свою книгу-шедевр!
Его «Память» произвела в обществе эффект интеллектуального взрыва! Для многих и многих миллионов граждан России именно Чивилихин стал первым человеком, благодаря которому произошёл прорыв в исследовании нашей истории. Именно он первым рассказал массовой читательской аудитории о том, что история России началась не в Х веке, а значительно раньше, что Рюрик – не скандинав, а славянин, что само слово «рюрик» значит «сокол», что этого западнославянского князя признавали не «порядок» наводить, а «наряд» организовать… И фамилию великого отечественного историка Татищева мы впервые узнали от того же Чивилихина…
Да не стану я всё пересказывать! Выдающее произведение «Память» просто невозможно пересказать!
Вы бы знали дорогой Михаил Николаевич, как мы в далёком гарнизоне на краю Кара-кумов обсуждали эту книгу!
…Один мой знакомый, с которым я поделился мыслями, которые сейчас излагаю, высказался, что телепроект оплатил Задорнов (или выделил деньги канал конкретно под него), и что, соответственно, как подавать материал, это личное дело авторов фильма. Если взглянуть на ситуацию под таким углом, то резон, конечно, имеется. За деньги и в самом деле можно умолчать о своём идейном предшественнике (или даже учителе?).
Только всё же неправильно это, нельзя так! Я не пытаюсь сравниваться с самим Михаилом Задорновым, однако считаю необходимым в своих публикациях на исторические темы ссылаться на то, что опираюсь на взгляды тех же Владимира Чивилихина и Льва Гумилёва. Думаю, что авторитет Михаила Задорнова не пострадал бы от ссылки на «Память».
И ещё. Михаил Задорнов в фильме неоднократно произносил слово «пассионарий». Да и вообще этим понятием нынче оперируют многие. Например, президент Киргизии, дававший пресс-конференцию, которую транслировали 26 декабря, также упоминал о пассионариях. Между тем, слово это ввёл в оборот великий диалектик от исторической науки Лев Гумилёв. И ему в своё время немало пришлось натерпеться от схоластиков-недоброжелателей. Ну право же, заслуживает доброго слова и Лев Николаевич за то уже хотя бы, что обогатил наш словарный, даже понятийный запас таким словом как «пассионарность».
Михаил Николаевич в своих выступлениях на эстраде любит рассуждать о глубинном смысле русских слов. Последую и я его примеру. «Благодарность» – от слов «благо дарить». Так не мешало бы подарить немного блага памяти великого русского писателя Владимира Чивилихина, который в миллионах наших согражданах пробудил интерес к отечественной истории и гордость за своих предков! А также Льву Гумилёву, со взглядами которого на евразийство можно не соглашаться, но теория пассионарности которого заслуживает по крайней мере внимания.
К записи "Мысли из Кратово. Михаил Задорнов, князь Рюрик и историческая справедливость" пока нет комментариев