МОНАСТЫРЬ, НАВЕВАЮЩИЙ ТОСКУ

(Часть 2)

(Продолжение. Начало: http://starodymov.ru/?p=27779 )

…Сколько мы проплывали раньше мимо Воскресенской обители, столько на её территории шёл ремонт. Вернее, слово «шёл» предполагает какое-то движение; мы же видели картину ремонта скорее статичную, видимую…

Когда в этот раз мы попали на территорию обители, увидели, что конца-края процессу реставрации не предвидится. С одной стороны, по всей территории монастыря, и в первую очередь, в храме, видно, что идёт (простите за повтор) ремонт. Но с другой стороны, ни самых строителей-ремонтников нигде не видать, ни следов того, что они только что отошли покурить, тоже не наблюдается.

Временная звонница

Опять же, я уже затрагивал этот вопрос.

А как распределяются средства, которые зарабатывают те или иные церковные объекты? Они поступают в общий котёл, и потом распределяются между нуждающимися, или же что хапнул – то твоё (уж простите за прямоту?.. (Ещё немного о том же: http://starodymov.ru/?p=19090 )

От причала Горицы туристский поток направляется в другой монастырь, который богатеет на пенках с этого потока; а сюда, в монастырь, который оказался обочь этого потока, ничего не перепадает?..

Оно понятно, что монастырь женский, и своими силами ремонт потянуть не сможет…

Хотя… Почему ж понятно?.. Что не знаем мы женщин в русских селениях, которым любые задачи по плечу, а уж ремонт, так и вовсе?.. Тут, по всей видимости, не тот вариант.

(О современных женщинах-инокинях: http://starodymov.ru/?p=19731 )

Ну да и не моё это дело. Жалко только, что обитель, имеющая столь древнюю историю, самим провидением, казалось бы, расположенная в удобном для посещения месте, достойная более заинтересованного внимания любителей истории, предстаёт в столь запущенном состоянии.

…Вместе с нами на территорию монастыря припожаловала иностранная группа – немцы. И мне, как положено русскому человеку, стало неловко перед германцами: выглядеть перед гостями хорошо – это ж чисто наше, отечественное стремление. (Немного о том же: http://starodymov.ru/?p=25736 )

К слову, насколько мне помнится, прибыли граждане Дойчланда на теплоходе «Кронштадт» ( нашем на нём путешествии: http://starodymov.ru/?p=10639 ). Как нам стало известно, это судно полностью переоборудовали под интуриста. Любим мы пыль в глаза пустить – да и умеем!..

Про собственно монастырь – что тут расскажешь?..

Территория монастыря, в общем-то, не такая маленькая. Однако монахинь в нём проживает не так много – по официальным данным, от 10 до 20.

Так что не удивительно, что я нигде не встретил я ни одной монахини – наверное, где-то заняты были, или служба шла, не знаю.

Единственно, в монастырской лавке на входе сидела инокиня, как бы сказать помягче, весьма преклонных лет. Она пыталась читать, судя по виду, что-то из Священного Писания, однако у неё это не получалось: постоянно отвлекали входившие туристы. А когда немцы с присущей им бесцеремонностью направились по лесенке на второй этаж, куда ходить праздным зевакам не полагается, заполошно сорвалась с места и с приговорами, далёкими от благости, тяжело засеменила к лестнице – согнать пришельцев.

…Убого, и мне было искренне неловко за эту убогость…

Войдя в Воскресенский храм на территории монастыря, я попытался поговорить с девушками, которые продавали свечи и брошюры, об истории обители. И оказалось, что ничего они о её прошлом не знают. Порекомендовали купить брошюру – там, мол, всё написано…

Купил, и в самом деле, познавательная книжица. Только почему вы сами её не прочитали, девы?.. Я, человек мирской, и в Горицы волею «Водохода» занесённый, хоть что-то знаю о монастыре – ну а вам-то, обосновавшимся тут, казалось бы, сам Бог велел! Так ведь нет…

(Ещё немного на схожую тему: http://starodymov.ru/?p=25349 )

Грустно. Удивительно, но люди, вроде как верующие (что истинно, что поверхностно), нередко считают, что вера в знаниях не нуждается… Оно вроде как и в самом деле, зачем труднице, торгующей свечами, знать о том, кто в прошлом обитал в этих стенах?.. Только как-то не моя это логика…

…Я бродил по территории, смотрел на могилы, прошёл через ворота, выходящие на Шексну… И представлял: вот по этим самым камням, под этой аркой, по этим ступеням ступали и Ефросинья Старицкая, и Мария Нагая, и Анна Колтовская, и Ксения Годунова… Через эти ворота выносили тела удушенных по приказу Ивана Грозного (моё о нём видение см.: http://starodymov.ru/?p=795 ) монахинь, чтобы утопить в проруби… Вспоминал историю, как строили вот эту тёплую церковь и трапезную… А вот эти стены не смогли защитить инокинь в далёком 1612 году, когда оккупанты дочиста разграбили обитель, осквернили храмы, а тех, кто пытался сопротивляться насилию, безжалостно уничтожали…

Представлял, как по этой водной глади к монастырской пристани причаливали лодии, которые доставляли сюда новых несчастных… Как увозили отсюда мою любимицу несчастную Ксюшу Годунову на срамные утехи Лжедмитрию II и приспешникам… И как отправлялся отсюда же в столицу освобождённый от ссылки царём Фёдором Алексеевичем (см.: http://starodymov.ru/?p=24584 ) престарелый Никон (см.: http://starodymov.ru/?p=25141 ) – как оказалось, отправлялся в последний путь, так как скончался он в дороге…

А потом отряхивал эти грёзы, видел окружающую действительность, и понимал: нет, нескоро откроется тут тот самый Музей.

С этим грустным осознанием действительности я и покинул обитель.

***

А вот всего несколько имён инокинь, которым довелось коротать свой век в этих стенах.

Уже упоминавшаяся Ефросинья Старицкая. Вместе с ней – княгиня Иулиания Полоцкая. Их казнили по приказу Ивана Грозного вместе с игуменьей и ещё одной инокиней. (Немного о том убийстве: http://starodymov.ru/?p=19142 )

Анна Колтовская.

Мария Нагая (см.: http://starodymov.ru/?p=18784 ).

Пелагея Соловая, невестка Ивана Грозного, вдова его сына Ивана.

Ирина Мстиславская – жертва происков Бориса Годунова.

Ксения Годунова (см.: http://starodymov.ru/?p=9865 ).

Марфа Черкасская, которая взяла на себя опеку над малолетним племянником Михаилом Романовым (немного о нём: http://starodymov.ru/?p=23486 ), родителей которого вынудили принять монашеский постриг и разослали в дальние обители (Немного о Филарете: http://starodymov.ru/?p=26728 ).

Екатерина Долгорукая, невеста юного Петра II (см.: http://starodymov.ru/?p=16611 ).

Мария Воротынская, вдова Ивана Михайловича, члена Семибоярщины… К слову, замученный собственноручно Иваном Грозным Михаил Воротынский, создатель российской пограничной стражи (см.: http://starodymov.ru/?p=27153 ) и свёкор Марии, похоронен на территории расположенного поблизости Кирилло-Белозерского монастыря.

И другие. Список можно продолжать и продолжать.

В общем, с грустным чувством я покидал Горицы.