КРУИЗ-2017. Часть-15.

НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ОБ ЭКСКУРСОВОДАХ

Типология гидов: бездушно читать текст, организовать шоп-тур, навязывать свои политические идеи…

О роли экскурсоводов в культурной программе круизов, и вообще в процессе познания мира, я уже писал неоднократно. http://starodymov.ru/?p=19620 Даже формулу некогда вывел для этой категории людей.

Один в общение с туристами вкладывает душу, другой делится знаниями, третий отрабатывает деньги. http://starodymov.ru/?p=10706 Понятно, что реально палитра отношения гидов к подопечным шире, однако реперные точки лично мне представляются именно такими. Мне их столько довелось уже повидать, что делегировал себе право на обобщения. Хочу напомнить, что в наших круизах мы нет-нет, да и оказываемся в местах, где доводилось бывать и раньше.

И вот что характерно: почему-то получается, что в каких-то пунктах гиды постоянно в абсолютном своём большинстве проводят экскурсии интересно и познавательно, а в каких-то из раза в раз демонстрируют равнодушие к гостям, а то и вовсе собственный непрофессионализм. Не знаю уж чем объяснить  такой феномен, разве что уровнем эрудированности руководства местной турфирмы – подобные стараются привлечь подобных.

Например, всегда интересны экскурсии по Валааму http://starodymov.ru/?p=10576 , по острову Кижи http://starodymov.ru/?p=19161 , по городку Мышкин http://starodymov.ru/?p=10834 … Мне лично традиционно не везёт в этом отношении в Угличе http://starodymov.ru/?p=10867 , в Горицах http://starodymov.ru/?p=9865

По нарастающей развивается тревожная тенденция по превращению экскурсий по городу  в шоп-туры по их торговым точкам.

Особенно беспардонно в этот раз повела себя гид в Костроме. Город богатейший на исторические памятники и музеи! http://starodymov.ru/?p=3360 А мы проехали к ювелирному магазину, потом к текстильному, затем в частный музей льна, в котором, опять же, шла бойкая торговля… Ну а когда нас привезли на ярмарку сыров, туристы от общей экскурсии начали откалываться всё активнее – чать, не за покупками полторы тысячи вёрст проплыли. К слову, запустив туристов в очередную торговую точку и обозначив время общего сбора, наша гид погружалась в свой гаджет… Впрочем, о Костроме я ещё расскажу позднее.

Недобрые языки утверждают, что торговые точки экскурсоводам за выгодное для себя выстраивание маршрута приплачивают. Будем считать, что это клевета, и просто случайно так получается.

Особо хочется поговорить вот о чём.

Наша экскурсовод в Медвежьегорске http://starodymov.ru/?p=25325 свой рассказ о родном крае выстроила в откровенно политизированном стиле.

Место для размышлений под Медвежьегорском

Я уже писал, что человек так устроен, с удовольствием ведёт разговор о политике и о религии только в том случае, если собеседник придерживается сходных с ним взглядов. Если точки зрения не совпадают, в душе возникает протест, и благо, если он не перерастёт в конфликт.

И гид, и слушающий его турист – живые люди. У каждого – своё представление о том, как развивалась наша история.

Отсюда и вопрос: в какой степени экскурсовод имеет право на высказывание своей точки зрения, на пропаганду своих идеологических воззрений?..

Обобщающее понятие «турист» обозначает только статус сидящего в автобусе человека. Реально туристская группа состоит из представителей самых разных социальных слоёв и категорий граждан. Кому-то политические взгляды гида окажутся близкими, кому-то покажутся заслуживающими внимания, у кого-то вызовут скуку… Но у ряда пассажиров вызывают резкое неприятие! И как быть?.. Устраивать политический диспут?

Гид – живой человек. Она имеет право говорить о своих политических предпочтениях. Но и каждый пассажир имеет право на собственное мнение!.. Как это может сочетаться?..

Там, в автобусе, во время пеших прогулок по Медвежьегорску и по его окрестностям, я слушал гида – она говорила интересно. Однако по некоторым её высказываниям моя точка зрения отличалась от декларированной ею. Часть из них – и ладно, не принципиально. Но по некоторым высказаться считаю нужным. Пусть даже гидесса мои рассуждения и не прочитает.

Много, очень много экскурсовод рассказывала о ГУЛаге, о роли ГУЛага в развитии края и самого города.

Слов нет: тема очень важная, больная, непростая… Но ведь не ГУЛагом единым формировалась история Медвежьегорска!

Мне искренне жаль людей, погибших на этой грандиозной стройке, тянувших здесь лагерную лямку! Мои родственники, пусть не в этих краях, но также перемалывались жерновами репрессивной политики тех лет. И все мы слишком хорошо знаем об ужасах той системы.

Но из раза в раз педалировать тему, делать именно её центральной при ознакомлении с историей края – разве это правильно? Ведь вы же трагичную, и святую в своей трагичности, тему забалтываете бесконечными повторами до того, что она набивает оскомину!..

Да-да, я осознаю, что за предыдущую фразу в меня можно бросить камень: погибли миллионы людей, а я – об оскомине. Но ведь можно посмотреть на ситуацию и иначе: в переполненный сосуд просто невозможно влить жидкости больше!.. Рассказывая об истории родного края, неправильно сводить её к муссированию одной, пусть и даже самой трагической её составляющей.

Впрочем, это настолько деликатная тема, что допускаю и свою неправоту в восприятии её.

…А вот пункт, в котором уже не сомневаюсь.

- В истории всё повторяется! – безапелляционно провозгласила очередной тезис экскурсовод.

Следует подчеркнуть, что гидом она только подрабатывает. А по профессии является преподавателем истории в школе.

И право, слышать подобное высказывание от учителя-историка по меньшей мере странно. По-моему, данное метафизическое высказывание Экклезиаста как раз историей опровергается постоянно! Ничто не повторяется, а если имеет сходство с некогда уже свершавшимся, то на диалектически ином уровне! http://starodymov.ru/?p=22400 Разве не так?..

История не знает повторов!

- Идеология – страшная штука! – обронила гидесса.

Вполне естественный ответный вопрос: а отсутствие идеологии – не менее страшно?.. И сама ли по себе страшна идеология – как философская категория?.. Страшным, если уж оперировать её словами, может стать механизм проведения в жизнь идеологии, страшными становятся фанатики, взявшиеся проводить её в жизнь!.. Но никак не сама идеология как декларируемая система ценностей! То есть, имеют место идеологии, направленные против человека, однако это большая редкость – как правило, каждая декларирует идеи как раз прекрасные.

Так допустимы ли из уст педагога подобные лозунги?..

И дальше наша гидесса продолжает мысль, что следует воспитывать детей думающими, а не идеологизированными. И тут же всплывает контр-вопрос: выходит, человек думающий и человек идеологический – это разные люди?.. Преданный неким идеалам человек – не думает?.. А тот, кто думает – не должен придерживаться идеологических доктрин?..

- Расстреливали самых думающих! – заявляла эта педагогиня.

И что её ученики станут с подачи своей учительницы думать о своих дедах, которых пощадил молох репрессий?.. И она сама ведь появилась на свет, значит, и о мыслительном потенциале собственных предков – невысокого мнения?..

Если над речью человека задумываются, если с высказываниями его хочется спорить, это, по большому счёту, неплохо. Каждый человек имеет право на собственное мнение.

И всё же, в какой степени экскурсоводу, который рассказывает о родном городе, допустимо пропагандировать однобокие и тенденциозные воззрения?.. Впрочем, нам, уже взрослым, людям – куда ни шло! А вот система взглядов, которые она формирует в своих учениках – вот тут возникают вопросы.

Постоянно общаясь с педагогами, я уже давно обратил внимание вот на что. Учителя со временем привыкают к безапелляционности выражения своих суждений, привыкают к уверенности в непогрешимости декларируемых сентенций. Все – не все, но многие утрачивают способность к критическому осмыслению (переосмыслению) собственных взглядов. В принципе, это свойственно каждому человеку, особенно переступившему некий возрастной порог – у каждого, впрочем, индивидуальный. Но если таковая особенность проявляется у простого человека, это может вызывать лишь раздражение; если же у педагога – тут можно бы и встревожиться.

Впрочем, об этом пусть болит голова у местных структур народного образования.