УШЛА ЖЕНЩИНА В МОНАСТЫРЬ…

Субъективные мысли

Ну а теперь – едва ли не самая деликатная тема, из числа тех, на которые всегда очень трудно рассуждать.

На встрече с писателями выступала игуменья Александро-Невского монастыря матушка Тамара.

По роду деятельности мне приходится довольно много слушать ораторов, самых разных стилей. Не претендуя на то, чтобы привести их полную классификацию, обозначу только некоторые их разновидности.

Прежде всего, ораторы подразделяются на людей, которые умеют и любят выступать с трибуны, кто если и выходит к микрофону добровольно, то только по вопросам, которые ему близки и интересны, и те, кого выступать заставить трудно, разве что сильно и лично припечёт.

В данном случае, остановлюсь на первой категории – кто выступать умеют и любят. Среди них имеются ораторы, которые говорят много и складно, но обо всём подряд, их речь годится для любой аудитории. Другие говорят по теме мероприятия, но довольно общими словами, всё вроде как по делу, да только слишком неконкретно. Эти две категории я бы назвал выступающими ради того, чтобы поговорить и обозначить своё выступление, своё участие, зафиксироваться в СМИ.

Дальше следуют ораторы, которые говорят уже не просто по делу, но и с конкретикой. Но и тут имеется некоторая градация. Скажем, разнятся выступающие по уровню интеллекта, по широте эрудиции, по степени компетентности… Кто-то более практически приземлённый, кто-то умеет в речах романтически  воспарить…

Слушаешь одного выступающего – у него всё разложено по полочкам. У другого мысли полностью растворяются в нескончаемом словесном потоке. После речи третьего душа поёт, а выслушав четвёртого, мучительно пытаешься понять, о чём он вообще говорил… А то и в сон потянет под убаюкивающее словоблудие… Да что я, в самом деле, пытаюсь разъяснить всё то, что и без моего разъяснения прекрасно понимает каждый человек, которому доводилось бывать на каких-либо встречах!

Так вот, матушка Тамара – великолепный оратор! Её выступление на мастер-классе ораторского искусства изучать бы! Она рассуждала о единстве русского народа и о попытках злых сил разделить его. Она рассуждала о том, что человек в скорби глубже постигает самоё себя. Она рассуждала о том, что в скорби человек глубже воспринимает Господа… Она легко на память читала стихи Анны Ахматовой, Сергея Есенина (которому, к слову, в октябре исполняется 120 лет), Григория Поженяна…

Насколько проникновенно высказалась она о том, что человек нуждается в том, чтобы его кто-то любил!..

Смотрел я на выступавшую, слушал её, и думал о том, о чём вроде как и не полагается думать в такой ситуации.

Молодая красивая женщина, умница и эрудит, умеющая красиво и складно говорить… Милая, да зачем же удаляться тебе от мирской жизни, от мирских хлопот, от мирского счастья?!. Ладно, добросовестности ради продолжу список: от мирских соблазнов, от мирских горестей, от мирских страданий?.. Но ведь только это всё вместе взятое и составляет жизнь человека!

Именно для этого Господь создал человека!

Когда в монастырь удаляется человек поживший, человек, так или иначе обделённый возможностью человеческого счастья (или считающий, что он таковой возможностью обделён), человек сломавшийся… Это одно. В стародавние времена старых воинов, военных инвалидов рассылали по монастырям, чтобы имели они уход и попечение – это было понятно.

Но что могло заставить молодую красавицу, не видевшую ещё толком жизни, отказаться от мира?..

Женщина приходит в мир, чтобы принести в него новую жизнь, красоту, любовь, заботу… Да, мне возразят, что монахиня, тем более, высокого ранга, также привносит это в действительность, да ещё и на качественно ином уровне, на духовном, а не на плотском. Признавая право каждого иметь свою точку зрения на данный вопрос, считаю всё же, что главное предназначение молодой женщины всё же сначала дать продолжение людскому роду, а потом уже заботиться о духовном воспитании его.

Я уже делился своими мыслями о монастырях и монашестве.

http://starodymov.ru/?p=19090

http://starodymov.ru/?p=15106

Но там я рассуждал о другом. А здесь – о принявшей постриг красивой умной эрудированной женщине. О том, что это противоречит человеческому естеству.

Кощунствую? Думаю, что сами по себе сомнения не могут являться кощунством.

Я понимаю, что никакие искусственные ограничения в данном вопросе неприемлемы. Но как было бы здорово, если бы сложилась традиция: в монастырь принимают людей, оставивших в миру потомка.

Какой замечательный ребёнок родился бы у такой (уж повторяю в который раз) женщины – красивой, умной, духовно и душевно богатой! Как нам не хватает именно такой молодёжи!

Впрочем, пришла пора остановиться. Мысль моя понятна. И сколько ни продолжай, дальше пойдёт лишь перепев её же.