КРУИЗ. МЫСЛИ О ХРАМАХ И МОНАСТЫРЯХ. И КОНЕЧНО, О ВЕРЕ!

Мы проплывали мимо множества храмов, многие из которых разрушены. Мы слушали экскурсоводов, которые рассказывали о великом множестве храмов, которые уничтожены или использовались не по назначению.

А я вот о чём думал.

Но ведь, друзья мои, это ж не с Марса прилетели инопланетяне, которые всё порушили. Храмы грабили и взрывали те же самые люди, которые в детстве ходили в церковно-приходские школы, которых воспитывали в христианском духе. Но вот им же сказали: разрушайте! – и они принялись крушить. Почему так?..

А сегодня – разве не ту же картину мы наблюдаем?.. Мы все воспитывались в одних и тех же советских школах, в вузах… Но и сегодня находится множество люда, который стремится разнести всё советское…

Выходит, не в самой религии дело, не в советской идеологии! Просто всегда в народе имеется прослойка людей, готовых уничтожать что угодно, и тут речь не в вере в некие догмы – тут вопрос в наличии гена деструктивизма!

Не может человек вчера верить во что-то, а сегодня пойти разрушать кумирню, низвергать идолов. Значит, и вчера он не верил! Делал вид, следовал традиции, но искренне, душой, не верил.

Потому когда нам рассказывают о том, что на момент февраля 1917 года Россия являла собой благостную поголовно православную державу, а вот пришли безбожные большевики – и весь народ вдруг переродился… Не верится как-то.

Неоднократно встречал я в литературе такой факт. Когда в том же феврале Временное правительство отменило в армии обязательную молитву, в означенное время в церковь стал ходить только один из десяти служивых. Ортодоксы-большевики тогда ещё реальной силы не имели.

Всё это разложение – следствие деятельности либеральной интеллигенции. Именно она разлагала общество, подготавливала распад страны и сползание её под контроль Запада. Та же либеральная интеллигенция подготовила и осуществила распад СССР и по кускам бросила его останки на прокорм тому же Западу. Сегодня она же, либеральная прозападная интеллигенция, продолжает свою разрушительную деятельность в России.

И ещё думал я вот о чём.

Нам рассказывают о том, насколько набожные душки-цари правили Россией. Но вот только вопрос: а почему же никто из них не взялся восстановить патриаршество в «Третьем Риме»?

Патриаршество на Руси ввёл на излёте XVI века царь Фёдор Иоаннович, а точнее, его ближний боярин Борис Годунов. Пётр Великий через век отменил. И потом за двести лет ни один из почти полутора десятков царей и цариц не попытался реанимировать этот православный институт! И кто же восстановил патриаршество? Сначала Керенский, а потом Сталин!

…Я лично – против разрушения чего бы то ни было! Когда я вижу пришедший в разруху храм, мне его очень жаль. И как культовое здание, и как овеществлённый труд многих людей.

Когда я вижу разрушенный или просто заброшенный жилой дом, или вообще некую постройку, мне её от всей души жаль. Мне грустно на это зрелище смотреть. Ведь этот дом строили люди, чтобы жить в нём, и жили, и любили, и страсти в нём кипели… А вот теперь стоят покосившиеся стены, глядят на белый свет пустыми окнами… Дом ведь живёт только когда в нём тоже жизнь кипит. И не о мышах, понятно, речь идёт – о людях.

Когда я в городке Вытегра видел заросший пруд, оставшийся от канала Мариинской системы, мне было грустно – потому что и его некогда создавали для конкретных больших дел, а не в качестве инкубатора для лягушек.

Вы возразите: мол, всё в этом мире смертно. Да я с этим и не спорю: смерть всегда сопряжена с грустью.

Но ведь тогда и уничтожение храмов закономерно?!

Нет, тотчас услышу в ответ: то – святое, это не тронь!.. Ну, не трогаю, не трогаю…

Зато рождаются мысли и другие.

О монастырях.

Об этой теме я уже тоже писал.

http://starodymov.ru/?p=15106

На Валааме монах подъехал на крутейшем «Ленд-крузере». Я не ханжа, и не любитель подсчитывать чужие доходы. Но когда я представляю, какие средства отвалил монастырь за этот автомобиль, да ещё за доставку его на остров!..

Ну как-то не воспринимается на этом фоне утверждения о том, что здешние монахи радеют о спасении мира.

Во время путешествия неоднократно затрагивались реформы, касающиеся церкви, которые проводили Пётр и Екатерина Великие. Понятно, что всё тут неоднозначно…

Но право же, представляется, что есть резон в пресловутом указе Екатерины о секуляризации монастырских земель и вообще в её церковной политике.

Вот сейчас повсеместно возрождаются старые и возникают новые монастыри. Нам показывают: в этом монастыре проживает четыре монахини! Огромная территория, множество зданий… Это ж всё нужно обслуживать! Сколько народа, сколько средств для этого расходуется!.. Ради духовности?!. Да я за духовность обеими руками! Но как-то не вяжется в моём представлении: богатеющие обители, в которых монахи рассекают на дорогущих джипах, и огромные по площади обители, в которых обитают несколько насельников, которые не в силах обслуживать даже постройки.

Как-то упорядочить бы это всё.

Опять же, скажут мне: не лезь не в своё дело! Ну что ж, не лезу – только сомнения свои высказал.

Ну и дальше.

Мне неоднократно довелось побывать в Горицах. Это вообще один из любимейших моих пунктов пеешествия в севером направлении. Здесь к пристани причаливает теплоход, пассажиры рассаживаются в автобусы, и отправляются в Кирилловский Белозерский монастырь, расположенный в пяти километрах от реки Шексны. А рядом, непосредственно на берегу, расположен легендарный Воскресенский женский монастырь. В него путников не водят. «Смотреть там нечего», – прокомментировал мне один собеседник.

Это в таком историческом месте – и смотреть нечего?!!

Будь у меня таковая возможность, я бы на основе этого монастыря порекомендовал создать мемориал Женского Горя. Сколько женщин – знатных и безвестных – мыкало здесь несчастную судьбу! Посёлок Горицы называется потому, что расположен близ горы, и ударение в его названии следует делать на второй слог.  Но если предположить, что в основу названия легло бабье горе, тоже окажется недалеко от истины!

Вот я и думаю, а почему бы нашей Церкви не подумать о том, чтобы некоторую часть своих владений, оставив в своём ведении,  вывести из категории культовых и использовать именно как историко-культурные?.. Ну право же: когда в храм вереницей идут любопытствующие, вести речь об очистительной силе этого места… Мужчины в шортах, женщины завязывают рукава курток за спиной, прикрывая ноги… Ну кощунство же это! Так и объявите, православные, что данный храм (обитель) используется во славу Господа, но в общепросветительских целях! А в храм, где происходит собственно служба, истинная, от души, туда вход праздношатающимся закрыт!

И ещё одна крамольная мысль появилась у меня во время посещения одного из монастырей. Там имеется такое углубление, в котором насыпал святой песок. Почему святой? Потому что сколько-то веков назад на этом самом месте праведнику явились три ангела…

Но погодите, друзья мои! Уже лет восемьсот теологи ведут спор о том, осталась святой кровь Христа, упавшая на землю. Так то кровь Христа! И нет единого мнения у богословов, сохранила ли она свою божественную сущность, коснувшись почвы! А здесь – песок, который на протяжении веков подсыпается на то место, где был песок, на котором стоял человек, пусть и праведный, но ещё не признанный святым!.. Как-то уж очень это спорно!

Впрочем, если человеку легче верить, имея в руках мешочек с песком со священного места – то и пусть. Ведь не песок тут главенствует, а вера!

Наверное, несколько сумбурно изложено. Но это ж не научный трактат – просто мысли.