Круиз-2019

День 1. Санкт-Петербург

Самое начало

(Продолжение. Начало см.: http://starodymov.ru/?p=30118 )

В Санкт-Петербурге мне за последние годы довелось побывать неоднократно. И писал я об этом прекрасном городе немало (например: http://starodymov.ru/?p=19237 ). Потому повторяться не стану, а отмечу только то, что можно лично для себя пометить сноской «впервые».

К тому же, постараюсь быть по возможности кратким. В самом деле: чего уж повторять всем известное!

Итак, утро первого дня путешествия началось у меня на железнодорожной станции Любань, где я, едва проснувшись и умывшись, увидел бюст царского генерала – насколько я понял, это Павел Мельников, первый министр путей сообщения России (см.: http://starodymov.ru/?p=14757 ). Между прочим, в августе исполняется 215 лет со дня рождения этого человека, сделавшего настолько много для становления и перспективного развития отечественной железной дороги.

Насколько сегодня реальная картина беднее приведённой схемы!

В зале Московского вокзала Санкт-Петербурга нас встречал гид – круиз начинался с обзорного путешествия по Северной столице. Всё было интересно, однако (см. выше) подробно рассказывать об увиденном не стану.

Но кое о чём порассуждаю.

Мне ещё неоднократно придётся останавливаться на вопросе о том, насколько важна роль гида для нас, путешествующих (см.: http://starodymov.ru/?p=29696 ). Они ведь, экскурсоводы, тоже – люди, и каждый выстраивает рассказ по-своему, в зависимости от своих пристрастий и интересов. Кто-то заостряет внимание на истории, кто-то на экологии, кто-то на неких персоналиях…

Во время обзорной экскурсии по Петербургу наша гид обронила: мол, неведомо, как пошла бы история, если бы не Екатерина II. Кто бы спорил, оценивать содеянное этой императрицей можно по-разному, но не восхищаться размахом её деятельности было бы несправедливо. Великой она осталась в истории вполне заслуженно. (см.: http://starodymov.ru/?p=29626 )

Однако нельзя не отметить и иное. Наша история такова, что ту же фразу – неведомо, как бы пошла история – можно смело отнести к любому из наших государей едва ли не с Ивана Калиты (см.: http://starodymov.ru/?p=16611 ). Если где и затесалась среди великих князей личность ординарно-статистическая, то перечислить их достаточно пальцев одной руки.

…Опять же наша гид рассказала, что к концу XIX столетия в Петербурге происходит бум строительства т.н. доходных домов. То есть домов, в которых квартиры сдавались внаём – их прекрасно описал, скажем. Фёдор Достоевский (см.: http://starodymov.ru/?p=27348 ). Тогда бытовала поговорка: мол, лучше иметь доходный дом в Петербурге, чем золотые прииски в Сибири. Согласимся, тут есть, о чём порассуждать – что в пользу данного утверждения, что не согласиться с ним.

…Проплыли мы по каналам. Сколько я так путешествовал, не перестаю дивиться тому, насколько разнится Петербург с суши и с воды!

Например, здание Музея Военно-морского флота (см.: http://starodymov.ru/?p=29766 ), в котором мне довелось побывать и за экскурсию по которому я искренне признателен его сотруднику Александру Чернавскому.

Мариинский театр – оказывается, задник его сцены выходит к Крюкову каналу (см.: http://starodymov.ru/?p=29746 ), и у актёров потому бытует выражение «танцевать у воды».

Когда прогулочный катерок проплывает под низеньким мостом, так и хочется его потрогать – многие и тянутся, и трогают… Впрочем, следует своевременно и пригнуться – тут не зевай: не уследишь, можно и стукнуться кумполом, не вписавшись под низкий свод…

А вот Фонарный (надеюсь, не ошибся) мост с провисшими, кое-как закреплёнными проводами, производит жутковатое впечатление.

К слову, глубина Невы в Санкт-Петербурге достигает 24 метров – и это в спокойной ситуации. Это тебе не Волга под Городцом (см.: http://starodymov.ru/?p=19028 )!..

Обращаю внимание на широченную палитру названий прогулочных теплоходиков, которые снуют по рекам и каналам Петербурга. «Чародейка», «Цесаревич», «Добрый ветер», «Дюймовочка», «Вишера», различные имена, названия городов, в основном Италии и Испании… (Забавно, компьютер не знает слова «Дюймовочка», подчёркивает красным как несуществующее).

Конечно же, не могу не сравнивать увиденное с Парижем – там всевозможных водных транспортных средств тоже очень много (см.: http://starodymov.ru/?p=29223 ). Однако в столице Франции лишь одна водная артерия, так что сравнение априори получается в пользу многообразной дельты Невы.

Наша гид мимоходом обронила, что при строительстве Петербурга погибло более ста тысяч человек. Знаете, друзья мои, я вовсе не являюсь записным апологетом Великого Петра. Но когда я встречаю подобные утверждения… Вот откуда взялась такая цифирь? Кто-то вёл статистику умерших государевых крепостных, которых понагнали сюда из самых разных мест?.. У меня о первом императоре России сложилось мнение, что он, при всех его многочисленных грехах, зарекомендовал себя рачительным хозяином державы, который не особо разбрасывался расходным материалом (к каковому он относил и людишек). (см.: http://starodymov.ru/?p=28519 ). Ему просто невыгодно было бы настолько безжалостно гробить народ, который во все времена являлся создателем материальных благ, источником пополнения казны. Из простых соображений экономики Пётр Алексеевич не допустил бы столь массовой гибели рабочих рук – ведь их приходилось бы кем-то заменять, выписывать издалека!..

Так что, мне представляется приведённое число погибших значительно завышенным.

Конечно, побывали мы и в Петропавловской крепости (пользуясб моментом, напомню: http://starodymov.ru/?p=28923 ), и в центральном её соборе.

Выслушали историю обретения останков семьи гражданина Николая Романова, профукавшего вручённую ему великим отцом в смотрение державу (см.: http://starodymov.ru/?p=27351 ). К слову, 12 августа исполняется 115 лет со дня рождения долгожданного и несчастного царевича Алексея, ставшего жертвой жестоких взрослых разборок… (Немного о том же: http://starodymov.ru/?p=24515 )

Персонально поклонился я надгробью Марии Фёдоровны, вдовы Александра III (см.: http://starodymov.ru/?p=28415 ) – её дневники о последних днях Российской империи и последующих событиях я недавно прочитал (см.: http://starodymov.ru/?p=29795 ). Наша экскурсовод оборонила: мудрая, мол, она была женщина. При всё моём самом искреннем и почтительном отношении к Марии Фёдоровне, о мудрости её я бы как-то говорить воздержался. Какая уж тут, право, мудрость, когда все события 1917 года стали для неё полной нежданностью!..

Я непременно вернусь к Дневникам Марии Фёдоровны, и расскажу о ней с искренним уважением и добрым чувством (см.: http://starodymov.ru/?p=29641 ). Только слово «мудрость» по отношению к ней приводить не стану.

…Ну и в конце концов прибыли мы на теплоход «Виссарион Белинский». На коем вечером 25 июня и отправились в путь на восток.