«РОМАНОВЫ. ВЕНЦЕНОСНАЯ СЕМЬЯ»

Впечатления о просмотренном фильме.

Телевидение сейчас уделяет много внимания событиям вековой давности. И это естественно.

Лично я имею вполне определённое мнение о том, что произошло в феврале-марте 1917 года. Не знаю, кто вообще заварил эту кашу, кто поперчил-посолил и довёл до точки кипения, кто перемешивал ситуацию, придумывая новые и новые лозунги, кто подкидывал в топку денежки и идеи, кто выводил на первые роли и выдавал за истинных кашеваров своих марионеток… То есть я не знаю собственно кукловодов, но собственно о развернувшемся век назад действии своё представление составил. http://starodymov.ru/?p=24315

Однако признаю, что моя позиция отнюдь не является единственно возможной. Каждый волен видеть ситуацию по-своему.

А потому я с большим интересом посмотрел художественный фильм «Романовы. Венценосная семья», показанный 18 марта по каналу «Культура».

Это лента о Николае Александровиче и его семье, о последних днях перед Февралём 17-го, о собственно событиях тех дней, о пребывании Семьи в ссылке… О расстреле…

Должен признать: фильм производит глубокое впечатление. И очень хочется поделиться некоторыми мыслями и эмоциями, возникшими после его просмотра.

Авторы картины явно симпатизируют Николаю Александровичу и его близким, и уж подавно приближённым, последовавшим за Семьёй до конца.

Что ж, я уже не раз высказывался, что и в самом деле, мне искренне жаль конкретных людей, попавших под безжалостный маховик репрессий. «Белых», «красных», «зелёных», серо-буро-малиновых… Право, не хочется повторять то, о чём уже не раз писал, просто констатирую: вся Гражданская война, расколовшая Россию по множеству линий разлома, разразилась потому, что тот же Николай не справился с ролью самодержца! http://starodymov.ru/?p=23523

Мне искренне жаль этих чудесных девочек и мальчика, показанных в фильме! Но в тех условиях, которые сложились в стране при непосредственном участии (а точнее, безучастии) Николая, они просто не могли уцелеть!

Впрочем, я всё же собственно о фильме.

Итак, авторы явно симпатизировали Семье. Однако вольно или невольно они показали именно созерцательную пассивность Николая, которая и привела к краху – и Россию, и Семью. Он не борется ни за одну, ни за другую. Он ждёт, как другие будут решать их судьбы – и России, и Семьи.

Конечно, он вызывает жалость. Только жалость не от слова «жалеть», а от слова «жалкий».

Что в фильме показано очень наглядно, так это мысль, что задуманное никогда не претворяется один в один: замысел – это одно, реализация – совершенно иное! Министры и генералы, решившие сместить государя, не предвидели, какого монстра они выпускают из кувшина; Керенский, решавший судьбу Семьи, не представлял, какая участь ожидает его самого http://starodymov.ru/?p=21936 ; Юровский, считавший себя вправе убивать, не думал о том, что возмездие может принимать самые неожиданные формы http://starodymov.ru/?p=5352

Убивать детей – грех великий и непрощаемый! Когда видишь резвящихся детей отрёкшегося царя, зная, что их ожидает подвал Ипатьевского дома, чувствуешь, как щемит душу. При каких-то обстоятельствах я допускаю убийство преступника – безгрешных детей убивать нельзя! http://starodymov.ru/?p=21929

…На протяжении фильма не оставляет мысль о какой-то изначальной обречённости Семьи. Да-да, я понимаю, что таков замысел авторов. Но – опять же, вольно или невольно – они показывают, что на протяжении фильма вся Семья ничего не делает. Николай Александрович подтягивается на перекладине или пилит дрова – но пассивно бредёт на закланье. Его дети играют на фортепьяно или поют, читают или дурачатся – но всё это делают вроде как в ожидании чего-то. Один Алексей вроде как верит в будущее, строит макет корабля и придумывает принцип действий его двигателя – хотя именно он произносит фразу, которая в голове у каждого, но никто не произносит её вслух: «Нас всех убьют!»…

Они все ждут конца! И ничего не делают… А что они могут?.. Не знаю. Но главное – ничего не делают!

При этом можно ведь понять и охрану, которая возмущена, что арестованных кормят лучше, чем красноармейцев! В стране – голод! В глазах рядовых охранников именно вот этот арестованный «гражданин Романов» является главным виновным во всём: в Германской войне, в последовавшей в результате её разрухе, в войне Японской, в 1905-м годе, в Ленском расстреле… И разве так уж они неправы?.. http://starodymov.ru/?p=185

И вот теперь виновный во всём и вся человек, со всей семьёй, ничего не делает, просто живёт в своё удовольствие, пусть и под охраной… А у каждого из красноармейцев есть семьи, которые голодают и вообще живут в условиях военного времени, есть друзья и родственники, которые по-прежнему сидят в окопах… Ну согласимся: можно понять психологию простого крестьянского парня, который видит такую несправедливость – несправедливость хотя бы с его личной колокольни!

В фильме хорошо показано столкновение двух миров на бытовом уровне. Шакал никогда не преминёт куснуть умирающего льва. Низкий человек не упустит случая показать свою власть людям, перед которыми вчера ещё пресмыкался.

Впрочем, показано и то, что благородная душа может обитать не обязательно в теле вроде как благородного происхождения. Нашлись же простые охранники, отказавшиеся участвовать в расстреле!

Обратили на себя внимание некоторые личности. Полковник Кобылинский, уже в период ссылки «гражданина Романова», пришёл просить отпустить его. В принципе, он мог этого не делать, а просто уйти. И такой поступок можно было бы понять и оправдать. Кто такой на тот момент вчерашний царь?.. Никто, рядовой заключённый, пусть и в фешенебельной тюрьме. Николай Александрович просит полковника остаться… Чем и обрекает его на гибель. Потому что Кобылинский – человек чести! – не может не выполнить просьбу несчастной Семьи.

Доктор Боткин. Ему прямо говорят, что он может спастись. Он остаётся. Уважение ему!

И вообще: всем спустившимся в подвал вместе с Семьёй – низкий поклон!

Вот такие, немного сумбурные мысли по поводу фильма «Романовы. Венценосная семья».