ОРГАНИЗАЦИЯ «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

- НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ ВЕТЕРАНОВ

Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» скоро исполняется двадцать лет. В связи с этим главный редактор журнала Юрий Абрамов предложил мне подготовить материал для юбилейного номера.

Поскольку навряд ли материал, который я подготовил, выйдет в журнале в полном объёме, (а там, кто знает, быть может, и вообще не выйдет), помещаю предложенный текст на своём сайте.

В любом случае, от души поздравляю Организацию с юбилеем! И – всего самого доброго, друзья, в вашем благородном труде!

1.

Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» – двадцать лет. На фоне истории России – всего ничего; в истории Новой России – срок немалый: почти ровесники.

Что есть, на мой взгляд, Организация «Боевое братство»? Это попытка ветеранов Афганистана и других локальных войн стать организованной силой, которая послужила бы мощной опорой государства. На мой взгляд, наше государство этого потенциала в должной степени не оценило.

(Подробнее: http://starodymov.ru/?p=2297 )

Мне посчастливилось работать в аппарате Исполкома Движения, а затем Организации «Боевое братство» с 2001 по 2008 годы. (Как это случилось: http://starodymov.ru/?p=1136 ). В должности Главного редактора журнала с тем же названием я выпустил 75 номеров издания (о моём первом номере: http://starodymov.ru/?p=6005 ), а также шесть номеров одноимённого альманаха (об альманахе: http://starodymov.ru/?p=6242 ). И по сей день вспоминаю тот период своей жизни со смешанным чувством гордости и грусти.

Гордости – потому что это был период наибольшего подъёма авторитета как самого ветеранского движения, так и нашей Организации в частности. Грусти – потому что в предыдущем предложении ключевым становится короткое слово «был». (Об этом: http://starodymov.ru/?p=157 )

Ветеранское движение в Советском Союзе зародилось вскоре после того, как из Афганистана начали возвращаться первые юные ветераны. Мне в те годы довелось служить в столице Туркменистана городе Ашхабаде; там воочию увидел, насколько ветераны могут стать действенной силой… В городе и республике возникали клубы, проводились различные мероприятия, зарождались традиции, которым мы следуем и сегодня… Вся эта деятельность строилась на истинно интернациональной основе, изначально ей претил узкий национализм!..

(О зарождении ветеранского движения: http://starodymov.ru/?p=2282 ).

Это уже потом ветеранство начало дробиться-делиться, разрываемое политиками всех мастей… Да и не только политиками…

Перебравшись в Москву, я также не порывал связей с «афганцами». Однако в начале 90-х картина в столице в этом вопросе выглядела удручающей: руководители ветеранских организаций больше грызлись между собой, чем занимались благими делами.

Году примерно в 92-м один из таких руководителей, ныне политик общероссийского уровня, а тогда ещё только пытавшийся делать первые шаги в своём поступательном движении вверх – предложил мне стать его пресс-секретарём. Я ответил в том духе, что когда ветеранские организации перестанут грызться между собой, тогда и приму его приглашение.

Примерно так оно и случилось: с упомянутым господином (называть «товарищем» его при нынешнем статусе и манере поведения язык не поворачивается) мне в спарке работать не довелось, но в ветеранское движение я пришёл именно после того, как Борис Всеволодович Громов (немного о нём: http://starodymov.ru/?p=17297 ) предпринял попытку объединить разрозненные структуры, в которые собрались ветераны различных локальных конфликтов.

Пересказывать историю Организации «Боевое братство» не стану – это сделают более компетентные авторы. Однако отметить хочется вот что.

Подчеркну самое главное! Организация «Боевое братство» создавалась с целью объединить ветеранов. В какие-то моменты этого достичь удавалось, хотя бы на уровне деклараций, однако потом центробежные силы всё же оказывались сильнее – силам центростремительным всячески сопротивлялись личные амбиции лидеров наиболее крупных объединений.

Одному удалось пробиться в советники к Президенту, в распоряжении другого оказался оздоровительный комплекс… Ну и так далее. И – не получилось единения!

Задачей-максимум Организация «Боевое братство» предполагала создание Министерства (или Госкомитета) по делам ветеранов. (Об этом: http://starodymov.ru/?p=24209 ). Однако мы видим, что государству такая идея оказалась не по душе – разрозненность ветеранского движения, по всей видимости, власть имущих устраивает больше. Равно как и размытость отпускаемых на ветеранов средств по множеству статей множества учреждений.

В своё время критики Советской власти пеняли: мол, СССР участвовал в скольких-то войнах, и не особо это афишировал. Что тут скажешь?.. Было дело… Но что сейчас изменилось?.. К лучшему, имею в виду. Войн и угроз меньше не стало, да только придвинулись они вплотную к нашим границам, а то и вовсе полыхнули на нашей территории… И засекречены сводки потерь…

Так вот, ещё тридцать лет назад ветераны забили тревогу, что возвращающийся с войны человек нуждается в психологической реабилитации. А уж прошедший лечение после ранения или контузии – и подавно! (Об этом: http://starodymov.ru/?p=23428 ).

В советские времена вернувшийся с войны молодой человек имел существенные льготы  при трудоустройстве и поступлении на учёбу. Нынче же он вообще не нужен никому, кроме близких.

Да мало ли ещё нашлось бы дел у того несуществующего Министерства, которое нужно людям, да не допросишься у государства!..

Мне довелось услышать как-то аргумент: мол, если следовать такой логике, то нужно создавать министерства для ветеранов каждой сферы деятельности.

Что тут скажешь?. В общем-то, какое-то общегосударственное ведомство по проблемам старшего поколения и в самом деле не мешало бы создать. Но главное тут в другом. Штатский человек в любой сфере деятельности пользуется неким комплектом прав и свобод. Например, государство не вправе подвергать его жизнь и здоровье опасности.

В то же время человек в погонах, которого государство отправляет в район смертельного риска, не имеет права от опасности отказаться. Вот как раз за это государство и обязано обеспечить ему гарантированную старость. Хотя бы уже потому, что далеко не каждый доживает до неё… (Об этом: http://starodymov.ru/?p=2214 )

Ещё одна задача, которую ставила перед собой Организация. Это создание Центрального музея, а ещё лучше целого Культурного центра для ветеранов локальных войн.

Решение о музее вроде как и принято, да только так и остаётся на уровне декларации. Вступила в силу известная формула: «Денег нет! Желаем вам всего хорошего!». (Об этом: http://starodymov.ru/?p=18718 )

У нас существует Музей Вооружённых сил (о нём: http://starodymov.ru/?p=11921 ). У нас существует Музей Великой Отечественной войны (о нём: http://starodymov.ru/?p=13150 )…

Однако наша страна, как уже сказано, буквально не вылезает из войн. За 26 лет новейшей истории Новейшей России нет ни одного года, который мы могли бы с достаточным основанием назвать мирным – от того, что нам о боестолкновениях не говорят, ситуация к лучшему не меняется. Названные музеи просто не в силах переварить поступающие с полей сражений материалы – что раритеты, что информацию… А вот Культурный центр пришёлся бы в самый раз – да чтобы не статичный, а живой, работающий на приём…

Скажем, у меня хранится немалый архив из Афганистана. Куда его девать?.. Я бы с радостью отдал документы в соответствующий музей. Мне предлагают: отдай, мол, всё в Музей Вооружённых сил. Однако у этого хранилища Памяти временной разброс вон какой: от древности по сегодняшний день. Соответственно, попавшие туда вещи навечно залягут в запасниках, и неведомо когда и кто извлечёт их на свет.

Скажем, передал бы в тот музей ту же подборку журналов и альманахов «Боевое братство»…

А в Культурном центре такие коллекции оказались бы куда востребованнее. Здесь бы организовать и сбор воспоминаний о всех войнах современности, в том числе и неизвестных широкой общественности.

2.

Мне посчастливилось прийти в редакцию журнала «Боевое братство» в момент, когда Организация (тогда она официально именовалась ещё Движением, однако я, чтобы не путать читателя разночтением, стану называть однообразно по-новому) пребывала на взлёте – в сентябре 2001 года. В свет готовился выйти только девятый номер издания, то есть пребывал ещё в стадии становления. Мои предшественники, Анатолий Стасовский (см.: http://starodymov.ru/?p=2151 ) и Игорь Епифанов (см.: http://starodymov.ru/?p=2665 ), видели новорождённый журнал каждый по-своему… Что касается меня, то до того я никогда не работал ни в одном журнале, соответственно, не знал особенностей технологического процесса его выпуска; кроме того, я до того  не руководил изданием, имеющим общероссийский, и даже международный статус… Да и собственно в ветеранской среде оказался новичком…

Короче говоря, основы того, каким стал журнал «Боевое братство», закладывались именно тогда.

Руководителем проекта от самой Организации «Боевое братство» стал Геннадий Шорохов (см.: http://starodymov.ru/?p=24629 ). Несмотря на множество частных расхождений в отдельных вопросах, точка зрения на центральную идею журнала у нас в целом совпадала. А именно: журнал должен максимально полно освещать деятельность центрального аппарата и региональных отделений Организации, да и всего ветеранского движения в целом.

Мероприятий при участии ветеранов в стране проходило повсеместно превеликое множество. И я свою задачу видел в том, чтобы наладить поступление информации о них в редакцию журнала, а затем доведение этой информации до читателей. Получалось это, наверное, не всегда в должной степени, но мы стремились к этому!  (Наугад предлагаю взглянуть на этот номер: http://starodymov.ru/?p=7171 )

Одно время при нашем журнале выходил альманах с тем же названием – «Боевое братство». В нём публиковались более крупные публицистические произведения, а также художественная проза и стихи, написанные ветеранами Афганистана и других войн. Альманах пользовался огромным спросом. Правда, жизнь ему оказалась отмерена недолгая. (Ещё раз о нём же: http://starodymov.ru/?p=6242 ).

Было бы несправедливо не назвать имена сотрудников, которые в разное время трудились в штате журнала. Помимо уже названных, это Шитиков (он работал до меня, потому имени не помню), Ирина Лобановская, Александр Пельц (чуточку о нём: http://starodymov.ru/?p=2769 ), Александр Овчинников (см.: http://starodymov.ru/?p=17542 ), Сергей Горленко (см.: http://starodymov.ru/?p=25852 )… А также компьютерный дизайнер Максим Куделя (см.: http://starodymov.ru/?p=6695 ) и литературный редактор Любовь Позднякова (см.: http://starodymov.ru/?p=1213 ). Если вдруг по склерозу упустил кого, разрешаю редакции поправить. И подчеркну, что привёл только сотрудников, которые работали непосредственно на журнал.

Жизнь, как гласит известная банальность, не стоит на месте. И диалектику отменить невозможно, хотя нынче в моде больше метафизика.

Напористый интернет повсеместно вытесняет бумажные издания. В его безбрежном виртуальном космосе растворяется та информация, которая раньше отображалась на страницах ежемесячного традиционного журнала. Это грустно, конечно, однако это факт, у которого не имеется альтернативы.

…Итак, Организации «Боевое братство» – двадцать лет.

Так пожелаем ей от всей души успехов и процветания! Для многих и многих ветеранов локальных войн она стала той данностью, которая помогла им обосноваться в новой жизни – жизни после войны. Пусть же возможности «Боевого братства» в этой благородной деятельности возрастают и расширяются. Пусть государство наконец оценит, насколько это важный для него резерв – ветераны.

Ну а самим ветеранам от души желаю, чтобы в лице Организации «Боевое братство» у них всегда оставался надёжный друг, не только всегда готовый помочь, но имеющий для этого реальные возможности.

Николай СТАРОДЫМОВ,

ветеран четырёх войн,

главный редактор журнала «Боевое братство» (2001-2008 гг.)