В ноябре 1682 года – иеромонах Чудова монастыря Карион Истомин преподнёс стихотворное приветствие Софье-правительнице.

У меня на «ближней полке» стоит совершенно замечательная книга – «1000 занимательных сюжетов из русской истории», которую подготовил Вольдемар Балязин, доктор исторических наук, неординарный популяризатор истории. Люблю я её иной раз полистать, там и в самом деле собраны и изложены любопытные факты из прошлого нашей страны.

Оговорюсь, что некоторые из «сюжетов» вызывают весьма обоснованные сомнения; встречаются и откровенно противоречащие известным и обоснованным документам… И всё же я очень люблю это издание – большого формата, иллюстрированное и многостраничное. Пусть не всё сказанное здесь соответствует истине, но насколько ж интересно написано, сколько историй, баек и легенд здесь сконцентрировано!..

Так вот, я для себя почерпнул в этом томе много любопытного. Конечно, если возникают вопросы, по возможности уточняю по другим источникам… Но когда встречаю новые для себя имена интересных исторических персонажей, непременно обращаю на них внимание.

Как вот в этом случае. Имени Карион Истомин я до поры до времени не встречал. А вот в упомянутой книге в небольшом разделе, посвящённом истории русского букваря, прочитал абзац про этого нашего просветителя XVII столетия, и заинтересовался его судьбой.

Итак, Карион Истомин, ученик Симона Полоцкого. Его вклад в отечественную культуру очень велик; несмотря на то, что имя его, в общем-то, подзабыто, однако постараюсь рассказать о нём так, чтобы вы, друзья мои, читающие эти строки, убедились, что забыто оно несправедливо.

Родился будущий просветитель в Курске, в 40-х годах XVII столетия. Щедро одарённый от природы, да к тому же любознательный, со временем стал одним из наиболее образованных деятелей культуры Московского царства. Это – не пустые слова: будь иначе, он бы не сделал столь блестящую карьеру, что в церковной иерархии, что в придворной.

С 1679 года Карион работал на Московском печатном дворе, поначалу справщиком (редактором), а со временем и возглавил его. В том же году принял монашеский постриг в Кремлёвском Чудовом монастыре.

Напомню, что данную обитель в середине XIV столетия основал знаменитый Алексий – Божий человек. А Чудовым он назван формально по названию соборного храма («Чудо святого архистратига Михаила в Хонех»), а реально в честь исцеления от болезни матери хана Джанибека, ханши Тайдулы, за что Алексию пожалована территория кремлёвского Ордынского посольского двора. Этот монастырь стал самым привилегированным среди всех обителей Руси, сюда удалялись на покой многие вельможи, и попасть в него иноком представлялось большой честью, да и ответственностью.

Так вот, тот факт, что Карион стал монахом именно Чудова монастыря, свидетельствует о его авторитете.

Вскоре Карион стал личным секретарём патриарха Иоакима, а затем и его преемника Адриана. В его обязанности, в частности, входило составлять речи (их называли «слова») в честь значимых событий современности: военные походы, одержанные воинские победы, подавление стрелецких бунтов, рождение царских детей и т.д. Составлял он и приветствия-напутствия в честь значимых событий высокородным представителям государевой семьи: Петру и Софье, царевичу Алексею, царицам и царевнам…

Ну а теперь – от биографических данных к вкладу Истомина в отечественную культуру.

Известно, что Пётр Великий изначальное образование получил весьма посредственное. И все познания, которыми он обладал впоследствии, он постигал уже в процессе самообразования. Так вот, о. Карион входил в число тех придворных, кто государю в этом содействовал.

Именно он перевёл на русский язык такие произведения, как записки древнеримского полководца и военного теоретика Юлия Фронтина, увидевшие свет в русском издании под заголовком «О случаях военных», ряд исторических произведений античных авторов, работы Блаженного Августина, а также назидательную книгу о честной супружеской жизни (мудрёные для нашего восприятия названия приводить не вижу необходимости)…

Следует также отметить его познавательный сборник «Полис», в котором в поэтической форме автор рассказывает о науке, о природе, о географии, о временах года…

Будучи наставником царевича Алексея, о. Карион перевёл и несколько книг древних авторов просветительного характера. Этот священник вообще зарекомендовал себя последовательным сторонником использования в воспитании молодёжи светской литературы.

Но самая главная заслуга о. Кариона – это великолепная Азбука, которую он подготовил совместно с гравёром Леонтием Буниным для всех «имущим учитися отрокам и отроковицам». Обратите внимание: и «отроковицам», то есть священник считал образование необходимым и для девушек – и это в условиях Домостроя!.. Автор-составитель отошёл от принятых канонов, и вместо церковных текстов использовал нравоучительные стихи и народные поговорки о пользе чтения, труда, науки, любви к познанию…

Следует несколько добрых слов сказать и о Леонтии Бунине – он к гравёрным работам также подошёл нестандартно. Часть изображений для иллюстраций он придумал сам, идеи других позаимствовал у зарубежных авторов… Вырезал он их по меди, тщательно прорабатывая отдельные детали. Буквы для изучения автор изображал в нескольких видах: от заглавной, в которой букву изображал человек, до «гражданского» шрифта, который на тот момент официально ещё не вступил в свои права; да ещё и с латинским аналогом.

Всего в Букваре использовано до четырёх сотен изображений…

Первые экземпляры книги авторы в 1694 году поднесли царицам Прасковье Фёдоровне и Наталье Кирилловне.

Данный Букварь считается лучшим из всех, изданных в России в XVII-XVIII столетиях. Всего на протяжении столетия подобных учебников подготовлено два десятка, и один из них составила лично государыня Екатерина II, однако пальму первенства удерживает всё же творение Истомина и Бунина.

Впоследствии в дополнение к Букварю те же авторы издали «Книгу письмен для азбуки» – перевод на русский педагогического труда Эразма Роттердамского осуществил всё тот же подвижник Карион. Считается, что Пётр Великий при составлении своего знаменитого труда «Юности честное зерцало» во многом опирался на сочинения и переводы своего наставника.

…Ах да, а как же юбилейная дата, с которой началась данная публикация…

Дело в том, что точно фиксированных дат в жизнеописании о. Кариона осталось не так много. А рассказать о человеке хочется. Вот и зацепился я за формальный предлог: в ноябре 1682 года монах-поэт поднёс стихотворный сборник Софье-правительнице, в котором предлагает (или просит) основать в Москве светское учебное заведение для подготовки кадров в области науки, педагогики, а также изучения отечественной истории…

Со временем царь Пётр охладел к своему наставнику – времена настали другие, вчерашний царственный юноша заматерел, и нуждался в других наставниках. К тому же, Карион далеко не во всём поддерживал новации своего царственного воспитанника; например, выступал против насильственного бритья бород, и активного привечания иностранцев в родимом Отечестве…

Ну а когда государь патриаршество отменил, и столицу перенёс в новый град в устье Невы, о Карион остался доживать свой век в родном Чудовом монастыре. Ушёл из жизни он в 1717 году.

.

Моя «ближняя полка»: https://starodymov.ru/?p=36036

«1000 занимательных сюжетов…»: https://starodymov.ru/?p=28292

Симеон Полоцкий: https://starodymov.ru/?p=37712

Святитель Алексий и Чудов монастырь: https://starodymov.ru/?p=26420

Иоаким, патриарх: https://starodymov.ru/?p=36625

Адриан, патриарх: https://starodymov.ru/?p=34845

Пётр Великий: https://starodymov.ru/?p=40686

Софья-правительница: http://starodymov.ru/?p=14516

Алексей Петрович: http://starodymov.ru/?p=32237

Эразм Роттердамский: http://starodymov.ru/?p=22676

Прасковья Фёдоровна, царица: http://starodymov.ru/?p=38441

Наталья Кирилловна, царица: http://starodymov.ru/?p=38353

«Юности честное зерцало»: http://starodymov.ru/?p=24194

Екатерина Великая: https://starodymov.ru/?p=40883