11 февраля 1691 года казнён о. Сильвестр (Медведев)

Следующая моя фраза может выглядеть кощунственно, однако – куда ж деваться, если это правда!..

Времена стояли такие, что головы летели налево и направо без особых разбирательств. Однако в данном случае есть необходимость остановиться на этой казни, сколь бы обыденной она ни казалась.

Дело в том, что о. Сильвестр входил в число тех, кто стоял у истоков Славяно-греко-латинской академии. То есть отечественной высшей школы. И если учесть данное обстоятельство, ситуация выбивается из ряда обыденных.

Сама по себе идея организации Академии давно уже вызрела; скажу даже больше – она уже здорово перезрела. Университеты в описываемые времена имелись во многих более или менее крупных городах Европы. Соответственно, организовать высшее учебное заведение намеревались едва ли не все государи московские, почитай, со времён Ивана Грозного, да всё как-то не получалось…

И вот наконец на территории Заиконоспасского монастыря появилась Греко-латинская школа – первое свидетельство о ней датируется 1634 годом.

По ходатайству знаменитого богослова Симеона Полоцкого царь Фёдор Алексеевич вознамерился преобразовать это учебное заведение в академию с названием длинноватым, но совершенно точным: Славяно-греко-латинская. Однако Симеон скончался, а вскоре покинул наш свет и Фёдор III. И идея на какое-то время вновь заглохла.

Но её, идею, подхватил другой деятель. Дело в том, что в Москве в то время действовало ещё одно учебное заведение – типографское училище. Её руководитель, о. Тимофей, предложил объединить два эти образовательных учреждения… Что и было сделано в 1687 году.

С момента, когда отвлечённая идея Академии начала воплощаться в жизнь, развязалась жёсткая (а затем и жестокая) война за то, кто её возглавит. И речь шла не просто о персоналии… Вернее, конечно, сцепились между собой люди, претендовавшие на конкретный пост. Однако в целом борьба имела и далеко идущие последствия: боролись люди, которых впоследствии условно назовут «западники» и «славянофилы».

Знаете, пересказывать перипетии и персоналии той борьбы четырёхвековой давности непросто – тут по каждому событию и персонажу придётся целый трактат писать. К тому же, если рассматривать формальную сторону конфликта, в основе его лежит схоластическое расхождение в толковании некоего положения Веры – «западники» и «греки» его трактовали по-разному; и вот тут я близко не возьмусь рассуждать на эту тему.

А потому перейду сразу к завершающему этапу драмы, которая развернулась 330 лет назад.

Мы помним, что бурный и противоречивый XVII век в России завершался жестоким противоборством Софьи и Петра, за каждым из которых стояли могучие силы. Соответственно, перед каждым из вельмож, перед каждым из видных церковных иерархов стоял выбор: чью сторону принять. Это сегодня мы знаем, что победил Пётр, и что ставку следовало делать на него; а тогда?..

На описываемый момент в Русской православной церкви и при царском дворе заметную роль играл о. Сильвестр (в миру – Симеон Медведев). Его в своё время выдвигали видный отечественный дипломат Афанасий Ордин-Нащокин и уже упомянутый Симеон Полоцкий. Он служил правщиком и книгохранителем Кремлёвского печатного двора. Писатель и поэт, эрудированно образованный человек, знавший несколько языков, он пользовался большим авторитетом среди царедворцев и церковных иерархов. При этом следует подчеркнуть, что он относился как раз к «западникам».

Расколы государственные, как правило, сопровождают и расколы в церковной верхушке. Патриарх Московский и Всея Руси Иоаким в конечном итоге оказался в стане царя Петра. Сильвестр, с которым они враждовали, в котором Иоаким видел конкурента в популярности при дворе, вполне закономерно, оказался в лагере Софьи.

Соответственно, с падением Правительницы, под раздачу попал и Сильвестр. Вот тут Иоаким отыгрался на нём по полной!.. Сильвестра обвинили в участии в заговоре Фёдора Шакловитого… Его расстригли, секли кнутами, подвергли пыткам и истязаниям…

И 11(21) февраля 1691 года казнили в Сергиевом Посаде.

Так оборвалась жизнь первого русского библиографа.

Формально – за еретическое толкование некого положения Веры, а также за участие в заговоре «незаконной» Софьи против «законного» Петра… А реально – стал просто разменной фигурой в политической игре сильных мира сего.

…В жизни человека много зависит от случайности – это общеизвестно. Некогда именно Сильвестра прочили в духовные наставники юного Петра. Если бы данное назначение состоялось, и жизнь его, по всей видимости, сложилась бы иначе. А по большому счёту – кто знает? – и история России…

Повторю мысль, с которой начал данную публикацию. Во времена, о которых шла речь, головы летели и кровь лилась обильно. И о. Сильвестр – лишь одна из жертв жестокого времени.

.

Вспомним, с чего начался раскол при дворе: http://starodymov.ru/?p=36513

Фёдор Алексеевич: http://starodymov.ru/?p=24584

Об одном из известнейших выпускников Славяно-греко-латинской академии: http://starodymov.ru/?p=29835

О противостоянии Софьи и Петра: http://starodymov.ru/?p=25589

О том, как в начале царствования Петра лилась кровушка и летели головы: http://starodymov.ru/?p=28951