БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

К 260-летию восшествия на престол

(Публикация доработана)

Как же скучно изучать историю, скажем, США! Две более или менее серьезные войны (за освобождение от Англии, да между Севером и Югом), да несколько президентов, которых можно отнести к числу выдающихся – Джордж Вашингтон, например, Авраам Линкольн или Франклин Рузвельт; а из остальных и вспомнишь-то единицы…

То ли дело Россия! Что ни царь (генсек, президент) – то смена не то что политических ориентиров, самого стратегического курса! Новый правитель – новый галс; и эта закономерность прослеживается на протяжение веков!..

Но даже в нашей, столь богатой на политические виражи, истории не так много личностей, которые остались в историографии как Великие. В их числе – София Фредерика Августа Ангельт-Цербтская, в течение 34 лет правившая Россией под именем императрицы Екатерины II.

Когда София была еще совсем маленькой, некий пастор предрек, что она станет императрицей. Священника высмеяли – шансов на подобную «карьеру» у дочери заштатного германского герцогства по сути дела не имелось никаких. Даже то обстоятельство, что при европейских дворах злословили, что настоящим отцом девочки являлся сам прусский король Фридрих Великий, дела не меняло.

Тем не менее, пророчество сбылось. Дщерь Петрова Елизавета, вознесённая на российский престол штыками гвардейских полков, родила от своего тайного мужа, простого украинского казака Разумовского дочь, которая большую часть жизни провела в монастыре под именем Досифеи (судьбы отстраненных от престола жён и отпрысков царей и императором – тема для отдельного, трагического, разговора). Соответственно, передать престол Елизавете оказалось некому. Поэтому она назначила цесаревичем своего племянника Карла Петра Ульриха Голштейн-Готторпского, который со временем стал императором Петром III (на редкость неудачный, надо признать, выбор). За него-то и была просватана будущая Екатерина II.

Так и сложилось, что по смерти Елизаветы во главе России оказалась семья, где оба супруга оказались немцами, да к тому же родственниками между собой. Но насколько же они проявили себя по-разному, эти люди!

Пётр ненавидел все русское, мечтая со временем бросить постылую Россию и вернуться в родную, принадлежавшую в то время Дании, Голштинию; он приказал даже делопроизводство при своём дворе вести на двух языках – русском и немецком! Екатерина же искренне полюбила новую Родину, старательно изучала русский язык, хотя он и давался ей с трудом…

Во всяком случае, так трактует эти образы официальная историография. Правда, злые языки уже два с половиной столетия утверждают, что катализаторами любви Екатерины к России стали два обстоятельства: неуёмное честолюбие, а также стремление благопристойно выглядеть в глазах иностранных, говоря современным языком, политологов – Радищев и Пугачёв наглядно показали, что мнение собственных подданных Екатерину волновало не слишком.

Что тут скажешь?.. Мир – не чёрно-белое явление, он богат не столько цветами, сколько оттенками. Волею судеб германская принцесса получила возможность занять трон величайшей империи мира, и поднять авторитет новой Родины на качественно новый уровень. Она этим шансом воспользовалась. Это – факт. Отталкиваясь от него, и поведём речь дальше.

История совершённого 9 июля 1762 года Екатериной переворота, убийство её супруга Петра III, роль в произошедших событиях княгини Дашковой и братьев Орловых широко известны и нет необходимости на них останавливаться. О дальнейшей деятельности Екатерины можно говорить очень много. Но я остановлюсь только на одном аспекте: о многочисленных начинаниях Екатерины на ниве благотворительности.

В конце концов, чем бы человек ни руководствовался, совершая доброе дело, он имеет право на то, чтобы другие люди знали об этом добром деле.

Итак, благие дела Екатерины Великой. Сколько бы ни говорили о её двуличии, о её лицемерии, о непоследовательности её деяний – посеянных ею на ниве благотворительности России ростков переоценить невозможно.

В 1763 году выдающийся деятель того времени, президент Академии художеств России Иван Бецкой (внебрачный сын князя И.Ю. Трубецкого) представил Екатерине план школьной реформы – «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Проект Екатерина утвердила. Для его реализации в стране образовывалась, в частности, целая система закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей и подростков.

В описываемые времена с подачи выдающегося британского энциклопедиста и философа Джона Локка считалось, что если ребенка с малых лет воспитывать в закрытом пансионе на правильных идеях и в стерильных условиях, то таким образом можно «вывести» идеального члена общества. Даже формула такая появилась, Tabula rasa, т.е. «Чистая доска» – мол, человек рождается на свет подобно этой самой чистой доске; что на ней напишешь, таким и человек и вырастет. Впрочем, достоверности ради вспомним, что Локк не первым употребил данное выражение, он его заимствовал у Аристотеля – великого воспитателя Александра Великого.

Претворяя в жизнь этот посыл, в Москве (в 1764 году) и Санкт-Петербурге (1770) были открыты воспитательные дома для подкидышей, при Академии художеств создано училище для мальчиков разных сословий (за исключением, естественно, детей крепостных крестьян), коммерческое училище (потребность сформировать отечественный купеческий корпус – в пику иностранцам – представлялась достаточно острой), ну а для прекрасной половины россиян открыт первый институт благородных девиц (знаменитый Смольный).

В соответствующем Манифесте, с присущими ей скромностью и умилением собственным благородством, Екатерина писала: «Призрение бедным и попечение о умножении полезных обществу жителей, есть две верховные должности и добродетели каждого боголюбивого Владетеля».

Правда, Манифест на практике стал иллюстрацией к известной русской поговорке, что главная задача петуха – прокукарекать, а там хоть не рассветай! Потому что содержание данных учреждений предстояло осуществлять исключительно на частные пожертвования, а не за счет казны. Сама Екатерина сделала величественный жест, выделив «из личных средств» 100 тысяч рублей для того, чтобы подать пример остальным жертвователям – и охладела к проекту. И неведомо, в какой степени реализовались бы предложения доброхота Ивана Бецкого, если бы не богатейший клан горнозаводчиков Демидовых, активно (материально!) поддержавших начинание.

Надо отметить, что в денежных вопросах Екатерина далеко не всегда отличалась последовательностью. Гвардейцам, которые возвели её на престол, а также своим фаворитам (употребим это корректное слово) матушка-Императрица отсыпала свою благодарность (в её денежном эквиваленте) полными пригоршнями. Разумеется, из казны. Ну а когда дело касалось вопросов благотворительности, заботы о рядовых подданных – тут её щедрость зачастую начинала пробуксовывать.

Вот пример. В 1772 году Екатерина II учредила так называемую Вдовью казну, предназначенную для оказания материальной помощи оставшимся без кормильцев женщин с детьми. Сама по себе идея оказалась чрезвычайно актуальной. У мужчин продолжительность жизни изначально меньшая, чем у женщин. Кроме того, Россия всегда, в том числе и в XVIII веке, много воевала – одних только русско-турецких войн на то столетие пришлось целых четыре, не считая персидских, шведских, Семилетних, Северных и т.д. Вот и предприняла Императрица столь красивый шаг, надеясь, что все вдовы России воспылают к ней благодарностью, столь заботливой, к тому же самой вдовушке.

Однако в реальности идея заглохла на корню. Потому что казну предполагалось формировать за счёт добровольных пожертвований… живых мужчин, дабы по их смерти их вдовы получали проценты с внесённой суммы.

Ну признаемся откровенно: много ли среди нас найдётся мужей, которые настолько уж озабочены вопросом, каково материально придётся его вдове, когда он лично уйдёт в мир иной? Много ли найдётся жён, которые потребуют от мужей сегодня вносить деньги в некий фонд, из которого сегодня кормятся неведомые ей лично, живой жене при живом муже, вдовы?..

Ну и вспомним великую формулу, выведенную Михаилом Булгаковым: «Не так страшно, что человек смертен – страшно, что он внезапно смертен!»… Каждый из нас надеется прожить подольше, но признаёт, что пресловутая дама с косой может пожаловать в любой момент; и в этих условиях – что мужья, что их жёны – навряд ли семейном совете решат отрывать от своего скудного дохода копейку для пополнения Вдовьей казны. Служивые в России никогда не получали достойного жалования, чтобы иметь возможность что-то откладывать про чёрный день; особенно это относится к нижним чинам Табели о рангах.

Думается, вполне понятно, что казна так и осталась пустой.

.

Ещё о Екатерине: http://starodymov.ru/?p=37064

Джордж Вашингтон: http://starodymov.ru/?p=23077

Франклин Рузвельт: http://starodymov.ru/?p=35605

Елизавета: http://starodymov.ru/?p=39327

Александр Радищев: http://starodymov.ru/?p=34857

Емельян Пугачёв: http://starodymov.ru/?p=16584

Екатерина Дашкова: http://starodymov.ru/?p=32059

Григорий Орлов: http://starodymov.ru/?p=36039

Иван Бецкой: http://starodymov.ru/?p=28951

Забота о зазорнорождённых: http://starodymov.ru/?p=125

Забота о вдовах: http://starodymov.ru/?p=31695

Михаил Булгаков: http://starodymov.ru/?p=37429