150 лет со дня рождения генерала Ивана Эрдели

Судьба Ивана Георгиевича типична для многих русских офицеров, попавших в водоворот Великой Русской Смуты начала ХХ века – насколько, конечно, слово «типична» применимо к слову «судьба».

Родился Иван Георгиевич 15 (27) октября 1870 года.

…Небольшая реплика, надеюсь, к месту…

Как-то довелось мне участвовать в обсуждении вопроса о том, следует ли заговаривать о предках и родне, когда рассказываешь о судьбе того или иного исторического персонажа. Противник этой практики высказался, что-де, коль речь идёт о конкретном человеке, то им и следует ограничиться. И приходится признать, что некая логика тут присутствует.

Но ведь существует и иная точка зрения. Человек ведь выходит в большую жизнь не из вакуума, из семьи. Соответственно, семья, род, традиция оказывали несомненное воспитательное влияние на формирование личности юбиляра. При этом сколько угодно мы знаем случаев, когда пресловутое яблочко нарушает выведенную в общеизвестной пословице закономерность и оказывается от яблоньки на кардинально отдалённом расстоянии.

Как водится, участники той беседы обменялись репликами, да и разошлись – оставшись каждый при своём мнении.

Лично я смотрю на ситуацию несколько иначе. О предках и родне в подобных публикациях упоминается не для выведения закономерности поступков человека; или уж во всяком случае, не это является главной целью такового упоминания.

На мой взгляд, дополнительно рассказывая в биографической информации об известных предках и родственниках, автор информационно обогащает текст. Показывает, насколько многообразны связи семьи человека. Свидетельствует о том, что любой человек через кого-то находится в родстве с превеликим множеством людей.

Что все люди – братья, в конце концов!

…Как вот наш герой.

Иван Григорьевич Эрдели происходит из старинного венгерского рода, с давних времён служившего России. Его предок приехал в Россию ещё в начале XVIII столетия, да так и осел здесь, обретя новую Родину – среди героев моих публикаций такие семьи встречаются нередко.

Правда, обрусевшие венгры в исторических материалах – документах или художественных – мне как-то встречались очень нечасто. Едва не впервые таковым оказался граф Сегеди из замечательного романа Чабуа Амирэджиби «Дата Туташхиа»…

Но это – просто так, к слову.

Так вот, предки нашего героя воевали под знамёнами Петра Румянцева и Александра Суворова… Отец Ивана Григорьевича избирался херсонским предводителем дворянства, брат служи губернатором в Минске. А жена приходилась близкой родственницей Софье Николаевне Толстой…

Ну а теперь – непосредственно о самом Иване Григорьевиче.

Окончил Николаевское кавалерийское училище, а затем и Академию Генерального штаба. Послужил в лейб-гвардии гусарском полку, затем на Кавказе. Впоследствии обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича (Младшего), на протяжении ряда лет служил под его началом – старший адъютант при штабе генерал-инспектора кавалерии, старший делопроизводитель канцелярии Совета государственной обороны, генерал-квартирмейстер войск Гвардии и Петербургского военного округа… Командовал также драгунскими полками – полевым Астраханским, затем Лейб-гвардейским…

В общем, успешная карьера добросовестного служаки мирного времени, попавшего в фавор влиятельному военачальнику. История знает немало таких судеб…

Но потом началась Первая мировая… Затем череда революций… Затем Гражданская война…

Вот они-то и показали истинную цену этому человеку.

Участие в Первой мировой войне (Великой, по терминологии тех лет, или Второй Отечественной) началось у генерала Эрдели в штабных должностях. Однако скоро он перешёл во фронт – командовал дивизиями, корпусом, армией. Награждён Георгиевским оружием – наглядное свидетельство того, что лично труса не праздновал. Летом 1917 года, когда фронт уже разваливался, осуществил, насколько я понимаю, последнюю успешную операцию старой русской армии – будучи командующим армией, сумел прорвать под Зборовом австро-венгерский фронт, захватив 19 тысяч пленных и 31 орудие…

Ну а затем генерал Эрдели поддержал выступление неудачное генерала Лавра Корнилова, оказался вместе с ним в Быховской тюрьме.

…Я уже не раз высказывал свою точку зрения. Первая мировая война привела Россию к ситуации, когда диктатура стала неизбежной. И тут виноваты не Гучков с Керенским или Троцкий с Лениным – сам ход исторического развития завёл общество в тупик, вывести страну из которого мог только жёсткий лидер, подавив при этом поползновения инакомыслящих. Это могли сделать многие: те же Николай Николаевич или Лавр Георгиевич, Борис Викторович или Александр Васильевич…  А сделали Владимир Ильич с Львом Давидовичем… Из всего многоцветия политических знамён кумач затмил всех.

…Побег из Быховской тюрьмы осуществила целая группа сторонников Белого движения. В их числе и наш герой – генерал от инфантерии (с июля 1917-го) Иван Эрдели.

Затем был Дон, кошмарный Ледяной поход, участие в боевых действиях в качестве командующего соединениями… Иван Григорьевич участвовал в переговорах с представителями западных государств об участии их армий в оккупации России. Командовал войсками Терско-Дагестанского края, а затем и всего Северного Кавказа. Эвакуация в Крым… Ну а затем – эмиграция…

Чужбина ты, чужбина, чужая сторона… Неласково отнеслась Франция к многочисленным беженцам от большевиков. Я не осуждаю, конечно, галлов, которым после войны тоже приходилось несладко; но за своих душа болит как-то больнее.

Генерал-изгнанник работал традиционно – тапёром и таксистом. Активно участвовал в работе Общевоинского союза, и вообще активист нескольких организаций эмигрантского движения. Именно его назначили председателем комиссии по расследованию «дела» генерала Николай Скоблина – именно эта комиссия признала Скоблина предателем.

…Иван Эрдели скоропостижно скончался в 1939 году. И упокоился на печальной памяти кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Сколько там покоится наших!..

Я вырос в Советском Союзе. И воспитывался в соответствующем идеологическом поле. Однако всегда считал людей, оказавшихся после Гражданской войны в эмиграции, нашими. К кому-то персонально я относился, да и отношусь по-разному… Но от этого они не перестают быть нашими.

Жуткое дело – Гражданская война!

***

Дополнения:

Немного о Чабуа Амирэджиби и его романе «Дата Тутушхиа»: http://starodymov.ru/?p=12143

Пётр Румянцев: http://starodymov.ru/?p=34595

Александр Суворов: http://starodymov.ru/?p=33418

Николай Николаевич (Младший): http://starodymov.ru/?p=23486

Ещё одна судьба обрусевшего иностранца: http://starodymov.ru/?p=32703

Первая мировая война: http://starodymov.ru/?p=30398

Лето 1917 года: http://starodymov.ru/?p=25141

Корнилов: http://starodymov.ru/?p=34717

Керенский: http://starodymov.ru/?p=33890

Колчак: http://starodymov.ru/?p=32319

Ленин: http://starodymov.ru/?p=33157

Троцкий: http://starodymov.ru/?p=30828

Сен-Женевьев-де-Буа: http://starodymov.ru/?p=26078