150 лет со дня рождения Лавра Корнилова

Любая революция в любой стране неизменно выдвигает великое множество незаурядных (в данном случае я не веду речь о политических воззрениях каждого, а исключительно о личных качествах) людей. Великая русская смута, начавшаяся в 1917 году (датировка начала её, впрочем, весьма условна), – не исключение. Какое соцветие имён – да под немыслимым сочетанием оттенков знамён и лозунгов!..

И даже среди них имя Лавра Георгиевича Корнилова занимает особое место. Человек неординарный, не всегда последовательный, несомненно отважный, полководец, по поводу дарований которого нет единой точки зрения, авторитетный военачальник… Он искренне любил Россию и до последнего мгновения жизни служил ей – той России, которую он считал родной.

Жизнь Лавра Георгиевича настолько насыщена и интересна, что коротко рассказать о ней невозможно.

Сибирский казак Корнилов родился 18 августа 1870 года. С отличием окончив Михайловское училище, он отказался от службы в гвардии и отправился в Туркестан. Окончив Академию Генерального штаба, опять отказался от престижного распределения и вновь отправился в войска. В 1895 году самовольно отправился на разведку в Афганистан, привёз ценнейшие сведения, за что получил выговор (справедливо, если разобраться, – всё же самовольно отлучиться за границу…). На рубеже веков совершил несколько научных (а заодно и разведывательных) экспедиций в районы Центральной Азии, в которых, как считается, до него не ступала нога ни одного европейца. Участвовал в Русско-японской войне, за что удостоен Георгиевского креста. Служил военным агентом в Китае, причём, проехал до Пекина верхом на лошади, исследуя экзотическую страну и военный потенциал, а заодно изучая её язык.

К слову, Лавр Георгиевич свободно владел десятком языков, в том числе туркменским и персидским.

В период Первой мировой войны показал себя отважным командиром, самолично водил в атаку батальоны, однако именно в связи с этим несколько раз зарывался, вследствие чего ставил свою дивизию в тяжёлое положение, за что едва не угодил под трибунал.

На войне всякое случается – несмотря на личную храбрость (а может как раз из-за неё), Корнилов оказался в австро-венгерском плену. Всего за всю войну в плену оказалось 62 российских генерала – бежал только один: именно Лавр Корнилов. Содержали генералов вполне неплохо (в отличие от простых солдат), однако сомнительная слава «сидельца» нашего героя никак не прельщала…

Любитель эпатажа и эффектных жестов, на приём к государю Николаю он явился в том же истрёпанном мундире, в котором находился в австрийском плену – так, во всяком случае, гласит легенда.

…Потом наступил Февраль 17-го и скоротечная эпоха Временного правительства. Не будет преувеличением сказать, что летом того года, в период, который официально именуется «двоевластием», наступил момент, когда именно лично и персонально Лавр Георгиевич Корнилов мог повернуть ход общечеловеческой истории на другие рельсы – он попытался совершить военный переворот и установить в стране военную диктатуру. (Я уже писал, что считаю, что на тот момент наша страна была обречена на диктатуру – вопрос стоял исключительно в том, под какого цвета знаменем; без диктатуры она прекратила бы существование). Однако Керенский, посчитав, что в случае успешного переворота лично он рискует оказаться не у дел, выдал план большевикам – генералов Александр Фёдорович боялся больше, чем Ленина…

Соратники-современники ставили Лавру Георгиевичу в укор, что в какой-то момент он не проявил должной твёрдости в проведении задуманного, и именно это предопределило поражение путча. Скорее всего, так оно и есть, насколько можно судить из дня сегодняшнего.

Как бы то ни было, большевики взяли власть, а на юге страны начало формироваться Белое движение. Естественно, Корнилов отправился туда – в крестьянской одежде, по подложным документам. Там он и начал формирование Добровольческой армии, совершил с ней Ледяной поход – я читал воспоминания его участников, мороз по коже…

Погиб генерал Корнилов от прямого попадания снаряда под Екатеринодаром 31 марта 1918 года. Судьба уберегла Лавра Георгиевича от участия в массовых репрессиях и экзекуциях, которыми оказались замаранными практически все военачальники Гражданской войны, под какими бы знамёнами они ни воевали.

Брата и сестру Корнилова расстреляли позднее.

…На мой взгляд, к таким людям, как Лавр Корнилов, невозможно относиться без уважения – вне зависимости от того, в одном ли ты находишься с ним идеологическом лагере или нет.

***

Дополнения:

О Русско-японской войне: http://starodymov.ru/?p=28956

Об условиях пребывания русских пленных в австрийском плену: http://starodymov.ru/?p=29311

О событиях февраля 1917 года: http://starodymov.ru/?p=33112

Об Александре Керенском: http://starodymov.ru/?p=33890

О неизбежности диктатуры в послереволюционной России: http://starodymov.ru/?p=33157

О начале формирования Белой армии: http://starodymov.ru/?p=26424

О гибели Корнилова: http://starodymov.ru/?p=26758

Портрет взял в интернете