20 сентября 1881 года – родился Владимир КОСТЕНКО,

выдающийся отечественный корабел

Вновь и вновь приходится повторять истину: сколько же в нашей стране, в нашем народе проживало интереснейших людей, о которых я ничего-то и не слыхал. Услышишь о таком каким-то образом, нырнёшь в информацию… Подивишься своему невежеству… И тут проклёвывается мысль: а сколько же имён и фактов я ещё не знаю, и не узнаю никогда!.. Становится грустно…

Кто-то из великих сравнил себя с мальчиком, который на берегу океана непознанного перебирает камушки, отождествляя их с теми крохами информации, которые он сумел познать. Помню, когда я прочитал эту фразу, так и представил себе уходящую в закатный горизонт синюю водную гладь, из которой лёгкие волны накатываются на пологий, уходящий в другой горизонт галечный пляж… И сидящий мальчонка с пирамидкой камушков перед ним. Сколько он сумеет собрать – такой маленький, на таком необозримом пространстве?..

Но стремление к познанию мира, любознательность к биографиям неординарных людей – во мне неистребимы.

…Не так давно мне довелось побывать в Белгородской области. Там я услышал о братьях Костенко с удивительными талантами и судьбами: корабеле Владимире и электротехнике Михаиле. Но поскольку нам рассказывали не только о братьях, но и о других людях, которыми гордится Белгородчина, эта фамилия всего лишь запечатлелась в памяти. Там же мне подарили сборник «Знаменитые земляки» – сборник биографических очерков. Вот только когда я в этой книжке прочитал про братьев, всерьёз заинтересовался их судьбой.

А тут как раз и юбилей подоспел старшего брата, Владимира Полиевктовича. Это ли не достойный повод рассказать об интереснейшей судьбе неординарного человека, плодами трудов которого мы пользуемся по сей день!..

Итак, Владимир Полиевктович Костенко. Корабел. Казалось бы, что в этой профессии романтичного, достойного пространного рассказа?.. Ан нет же! Роман об этой жизни можно писать!

Родился он на хуторе близ Диканьки, в семье земского врача.

Казалось бы: где море – и где Диканька!.. Однако ж как-то мальчишка Володя побывал с отцом в Севастополе. И там увидел большущие морские военные корабли… После этого судьба его определилась раз и навсегда: Костенко понял, что его жизнь будет неразрывно связана с морем.

После гимназии он поступил и окончил соответствующее учебное заведение в Кронштадте; разработав в качестве дипломной работы проект быстроходного броненосного крейсера. Окончил училище с отличием, с занесением имени на мраморную доску, аккурат накануне Русско-японской войны. И распределили его инженером на новенький броненосец «Орёл», который торопливо достроили и включили в следовавшую на Дальний Восток 2-ю Тихоокеанскую эскадру, которой командовал адмирал Зиновий Рожественский.

Итоги Цусимской катастрофы общеизвестны. Броненосец «Орёл» вышел из боя буквально изрешечённый японскими снарядами. По официальным данным, в него попало 76 снарядов; Владимир Костенко в своих мемуарах (библиографическая редкость, о которой пишут, что по интересности не уступает «Цусиме» Алексея Новикова-Прибоя, а по достоверности технического описания значительно глубже) утверждает, что их оказалось не меньше 140. Считается, что судно – единственное из четырёх того же класса участвовавших в бою – осталось на плаву исключительно благодаря специальному оборудованию, разработанному и установленному под руководством Костенко, которое выравнивало крен и дифферент.

Где тут воевать, с такими повреждениями?.. К тому же командир броненосца капитан 1 ранга Николай Юнг получил смертельное ранение… Так «Орёл» оказался в плену. Современный боевой корабль – его японцы впоследствии отремонтировали и включили в состав своего флота.

Что же касается экипажа… Отношение японцев к пленным морякам оказалось вполне сносным – вспомним великолепный роман Валентина Пикуля «Три возраста Окини-сан». На Родину Владимир Костенко вернулся в 1906 году.

В России после Русско-японской войны началось возрождение флота. Его восстанавливали буквально всенародно, в складчину! Тут уже лучше обратиться к «Письмам к ближнему», которые нам оставил замечательный публицист той поры Михаил Меньшиков.

Талантливого инженера Владимира Костенко, имевшего к тому же реальный боевой опыт, направили в Англию для наблюдения за строительством и дальнейшей приёмки броненосца «Рюрик».

А вот тут приходится задаться риторическими вопросами, и даже вторгнуться в область бездоказательных предположений.

К тому времени Владимир Полиевктович уже входил в партию эсеров, причём, состоял в числе руководителей радикального террористического крыла. Партийную кличку имел «Цицерон».

Надо сказать, флотские офицеры России составляли наиболее консервативную часть военной элиты империи; и революционные веяния начали проникать в эту касту именно через механиков-разночинцев.

Вот и одолевает недоумение.

Как же так могло случиться, что человека с такими крайними революционными воззрениями направили за границу со столь ответственным заданием Военно-морского министерства?.. В составе матросов броненосца именно Костенко сформировал группу боевиков, которые по заданию «Центра» готовили убийство Николая II – стало известно о намерении царя посетить вступающий в строй боевой корабль. Владимир Костенко приводил на встречу с революционно настроенными моряками Веру Фигнер – известную пропагандистку террора. Более того, он же приводил на корабль таких боевиков, как Борис Савинков, Пётр Карпович и (внимание!) Евно Азеф!.. Но ведь Азеф являлся провокатором и агентом охранки!.. Следует ли из этого вывод, что об антиправительственной деятельности инженера Костенко, о подготовке покушения на государя возглавляемой им террористической ячейки тайной полиции стало известно заранее?.. Если сопоставить всё сказанное, то неизбежно возникает вопрос: как же получилось, что Владимира Полиевктовича тогда же не привлекли к ответственности?.. Можно ли из этого сделать вывод, что кто-то в высших эшелонах российской власти тайно поддерживал террористов, готовивших устранение Николая Александровича, о чём сейчас много пишут и говорят?..

Понятно, что вопросы риторические. Для нас главное, что организация существовала, покушение готовила, и наш юбиляр имел к этому самое непосредственное отношение.

Когда броненосец прибыл в Кронштадт, царь Николай Александрович и в самом деле посетил его. Находившиеся на борту два террориста вполне могли выстрелить в него в упор. Но не выстрелили. Объяснение, которое они впоследствии дали руководителям Боевой группы, представляется несерьёзным. Мне представляется, что просто в какой-то момент не решились, упустили момент… Будь ты хоть каких политических убеждений, а выстрелить в человека, выстрелить не в бою, а в толпе, когда никто выстрела не ожидает – на это решится не каждый. Тем более в царя – пусть и ненавидимого, но всё же миропомазанного…

На тот момент заговор остался нераскрытым. Или просто делу не дали должный ход.

А через некоторое время Владимир Костенко вновь отправился в Великобританию, вновь посещал местные судостроительные верфи. Об этом можно было бы и не упоминать, однако во время визита произошла интересная встреча, достойная упоминания.

Дело в том, что наш корабел оказался в числе слушателей российской Военно-морской академии, которых допустили осмотреть строившийся «Титаник» (или ознакомиться с документацией, тут источники расходятся) – ни больше, ни меньше. Вполне понятно, британцы искренне гордились этим своим исполином. Между тем, опытный русский инженер сразу разглядел его слабое звено: водонепроницаемые переборки не достигали Главной палубы. Он не преминул указать на это британцам. По всей видимости, они сочли, что русский выскочка просто завидует размаху их судостроения… Проигнорировали предостережение – и чем завершилась авантюра, все мы знаем.

Да-да, конечно, когда случается трагедия, слишком часто можно услышать: де, а я ведь предупреждал!.. Однако тут имеется документальное подтверждение данному факту: своими опасениями Владимир Полиевктович поделился в письме с авторитетным отечественным корабелом, генералом флота Алексеем Крыловым – между прочим, членом Британского общества корабельных инженеров. Алексей Николаевич поддержал своего молодого коллегу, однако островитяне и его предостережения проигнорировали. Это – факты, сиречь упрямая вещь.

Но описанный эпизод – лишь штрих к тому, что опытный инженер сможет увидеть огрех, однако не всякий руководитель к этому мнению прислушается.

По возвращении из командировки инженера Костенко всё-таки арестовали. Можно предположить, что во время визита в Лондон он там встречался с революционерами-эмигрантами, о чём «кому следует» стало известно… Да и вообще: российская политическая реакция старалась отыграть утраченные в период революционных событий позиции.

Так и оказался Костенко в Петропавловской крепости – тюрьме для самых опасных политических преступников. Причём, в Трубецком бастионе – для самых-пресамых… Всего через эти казематы прошло более полутора тысяч «политических». Среди них –Пётр Кропоткин, Андрей Желябов, Николай Морозов, Александр Ульянов, Николай Бауман и многие-многие другие. Власти оценили деятельность Костенко как соразмерную с совершёнными или хотя бы замысленными ими…

Суд приговорил его к шести годам каторги. Власти старались придушить революцию. Только будущее показало, что перебравшийся из Европы на российские просторы призрак революции всё больше обретает плоть и жаждет крови…

Вот ведь странно устроен человек…

Я – последовательный противник терроризма и революций; я всегда осуждал и осуждаю цареубийц всех времён и народов. Но когда знакомишься с биографиями таких людей, как Владимир Костенко, начинаешь им сочувствовать. Бесспорно правильно поступает власть, когда заключает в каземат, а то и отправляет на эшафот людей, причастных к подготовке убийства  Первого Лица Государства!.. А вот в каких-то случаях проникаешься к ним сочувствием и начинаешь желать – нет, пусть не удачи, но освобождения!

…К счастью (для кораблестроения), у Костенко оказались влиятельные покровители, которые сумели выхлопотать для него помилования. Это упомянутый выше генерал флота Алексей Крылов и адмирал Иван Григорович, вошедший в историю как последний военно-морской министр Российской империи. По всей видимости, они высоко ценили инженерное дарование нашего героя – иначе с чего бы хлопотали за террориста, пусть и несостоявшегося… Царь Николай, со свойственной ему христианской мягкотелостью, помилование подписал, прокомментировав, что, де, умные люди стране нужны…

Революцию Владимир Костенко встретил в Николаеве, где после помилования занимал различные должности на судостроительном заводе. Он занимался строительством военных кораблей. В частности, он разглядел недостатки конструкции знаменитого линкора «Императрица Мария», и учёл их при проектировании кораблей нового поколения. Особое внимание уделял проблеме их противоминной защиты.

В период калейдоскопа сменявшихся в регионе властей периода Гражданской войны занимал высокие посты, вплоть до главы города. Несколько раз ситуация складывалась так, что его вполне могли расстрелять, но судьба к нему благоволила – всегда находились заступники.

После установления в городе Советской власти некоторое время являлся Председателем городского Совета народных комиссаров – считай, первый человек в этом индустриальном центре.

Не вызывает сомнения, что Владимир Полиевктович вполне имел возможность эмигрировать. Если учесть, что некоторые его технические новаторские идеи впоследствии использовали американские судостроители, наверное, он нашёл бы применение своему дарованию. Не уехал, решил, что Родине его таланты нужнее, чем чужбине.

…Ну а теперь пришла пора вспомнить, что по убеждениям, или по меньшей мере, по партийной принадлежности, некоторое время он принадлежал к эсером. И сколь ни весом был его вклад в возрождавшееся после Гражданской войны судостроение, а только – эсер!..

Его арестовали в 1928 году. Соловки. Но скоро спохватились, что такими кадрами грех разбрасываться, и оказался Владимир Полиевктович в «шарашке» – сначала в Харькове, потом в Ленинграде.

Освободили его в 1931 году. И Костенко оказался в организации, которая называлась «Проектверфь».Как понятно из названия, она занималась проектированием судостроительных заводов по всей стране.

Отсюда и отправили Владимира Полиектовича на Дальний Восток, строить судостроительный завод в городе, который ещё не нанесли на карту, потому что ещё не построили – в Комсомольск-на-Амуре. С детства помню художественный фильм о комсомольцах – строителях города; меня-мальчишку за душу взял энтузиазм молодёжи той поры.

По прибытии на место Костенко тут же оказался инициатором конфликта с руководством – настаивал на пересмотре концепции строительства судостроительного гиганта, предложив свой вариант, нестандартный и новаторский (следовательно, и рискованный, и требовавший перераспределения материальных средств). Разбирательство происходило на самом высшем государственном уровне – и только личное вмешательство товарища Сталина определило: точку зрения тов. Костенко признать правильной и действовать по его проекту.

Ну как тут удержаться!.. Не имевший достаточного образования Сталин нередко буквально на интуиции принимал решения, которые на практике оказывались правильными и перспективными.

Много-много позже, когда строителей Комсомольска-на-Амуре станут награждать, Сталин вспомнит принципиального корабела, и лично впишет его имя в список кавалеров ордена Трудового Красного Знамени.

Затем Костенко перевели строить другой судостроительный завод, в будущий город, который назовут Молотовск, а впоследствии Северодвинск. Здесь планировали строить советские линкоры – кто-то в «верхах», по всей видимости, докопался, что этой темой корабел занимался ещё до революции.

Однако и тут на Костенко обрушилась беда: его опять арестовали – в феврале 1941 года. По доносу. Уж в этот раз по какой причине неведомо – но должна же она иметь место, чтобы арестовать профессионала высшей квалификации в настолько сложный период, когда на верфи требовался каждый инженер!.. Кто-то ж за нацарапал эту кляузу!.. Ох времена стояли!..

Как верно заметил кто-то из известных: Сталин, конечно, тиран, но не он написал два миллиона доносов. Конечно, он создал благотворную среду для этой практики, однако, как ни говори, а человек сохраняет порядочность или становится подлецом изнутри, от нутряной сути своей…  Среда – средой, но у душа у каждого своя; и на Высшем суде отвечать каждому за свои грехи, ТАМ на социальную обстановку не сошлёшься…

Но и в этот раз освободили Владимира Полиевктовича довольно скоро, уже в 1942 году. За отсутствием состава преступления. И вернули на прежнее место работы – в проектный институт «Проектверфь».

…Я не корабел. И вообще к флоту если и имею отношение, то исключительно потребительское – в качестве пассажира-путешественника. Соответственно, не возьмусь рассказывать-рассуждать о вкладе Владимира Костенко в развитие судостроения в нашей стране. Но только то, что я прочитал в источниках, впечатляет. Едва не все судостроительные заводы Советского Союза возводились при его прямом или опосредованном участии.

Однако пусть об этом расскажут более компетентные авторы. Я же лишь немного рассказал только о судьбе этого неординарного человека.

.

О моей командировке в Белгород: http://starodymov.ru/?p=37709

«Мальчик на берегу океана»: http://starodymov.ru/?p=24567

Немного о Цусимском сражении: http://starodymov.ru/?p=33646

Алексей Новиков-Прибой и его творчество: http://starodymov.ru/?p=24400

Валентин Пикуль и его творчество: http://starodymov.ru/?p=27360

Михаил Меньшиков и его «Письма к ближнему»: http://starodymov.ru/?p=27894

Предыдущая публикация о деятельности эсеров-боевиков: http://starodymov.ru/?p=38479

Из истории российского терроризма: http://starodymov.ru/?p=409

Пётр Карпович: http://starodymov.ru/?p=36761

Гибель «Титаника»: http://starodymov.ru/?p=30502

Пётр Кропоткин: http://starodymov.ru/?p=36605

Андрей Желябов: http://starodymov.ru/?p=38048

Николай Морозов: http://starodymov.ru/?p=33501

Александр Ульянов: http://starodymov.ru/?p=33074

Факт из истории Комсомольска-на-Амуре: http://starodymov.ru/?p=11366

Немного о Сталине: http://starodymov.ru/?p=38624