120 лет спуска на воду крейсера «Аврора»

Любопытный момент. Когда я приступал к подготовке данной информации, решил заглянуть в Интернет, посмотреть, что ответит на запрос «Аврора» Всемирная паутина. Был убеждён, что на первом месте окажется легендарный крейсер… Куда там – времена-то какие нонче!.. Его прочно оттеснили информационное агентство, женское имя и одноимённое радио… Так-то вот!..

Крейсер «Аврора» известен нам в первую очередь как корабль – символ социалистической революции, корабль, который холостым выстрелом носового орудия дал сигнал к началу вооружённого выступления в Петрограде в октябре 1917 года ( http://starodymov.ru/?p=28392 ) – во всяком случае, так мы помним из официальной версии.

Между тем, заслуживает «Аврора» нашей памяти и по некоторым другим показателям.

Назван был крейсер именем богини Утренней звезды в память о боевом корабле, принимавшем участие в героической обороне Петропавловска-Камчатского в период войны, которую мы называем Крымской, а на Западе – Восточной (см.: http://starodymov.ru/?p=30392 ). Построили его на верфи Санкт-Петербурга. И спустили на воду 24 мая 1900 года; произошло это в присутствии Николая II, который, понятно, в кошмарном сне не мог представить себе будущую роль корабля в отечественной, да и мировой истории.

У боевой техники нередко случается такой парадокс. Те же корабли оказываются устаревшими уже к моменту окончания строительства. Причина очевидна: суда ведь начинают строить, исходя из технических возможностей текущего дня. А к моменту окончания работ, которые затягиваются надолго, теоретическая мысль и её воплощение в металле иной раз уходит вперёд…

Так случилось и с «Авророй»: крейсера данного класса морально и технически устарели уже в период строительства – и дальность хода, и скорость, и вооружённость уже не отвечали требованиям, которые предъявляла новая эпоха к кораблям подобного класса.

Тем не менее, повоевать крейсеру пришлось.  Принял участие в трагическом Цусимском сражении, причём, первой жертвой японских снарядов на корабле стал судовой священник (см.: http://starodymov.ru/?p=26876 ). Повреждённый корабль сумел прорваться сквозь японский строй и укрыться в нейтральном порту, где был интернирован.

Между прочим, в том сражении для точной диагностики ранений на «Авроре» впервые в мире в условиях реальных боевых действий применялась рентгеновская установка.

По окончании войны крейсер вернулся на Балтику, где стал учебным судном.

Казалось бы, его боевой биографии на том бы и завершиться. Однако началась Первая мировая война, и «Аврора» принимала активное посильное участие в боевых действиях. Потом последовала революция и из её орудия сделали тот самый знаменитый выстрел. После Гражданской войны «Аврора» вновь стала учебным крейсером.

Ну а затем он превращён в корабль-музей.

На котором мне довелось побывать…