ОКТЯБРЬ-2019

В ЮБИЛЕЯХ ТЕАТРАЛЬНЫХ И КИНО

И вновь театральное обозрение получается не слишком обширным. С другой стороны, значит, надеюсь, больше народа его дочитает до конца…

Вновь напомню, что в Год театра я не ограничиваюсь обозрением юбилейных дат именно сценических, но привлекаю сюда и кино (см.: http://starodymov.ru/?p=30550 ). Слишком эти сферы культуры взаимосвязаны людскими судьбами, чтобы попытаться их расчленить.

На у теперь, как говорится, поехали.

***

На сайте юбилейных дат, на который я традиционно опираюсь, www.calend.ru , увидел, что 3 октября 1949 года, т.е. 70 лет назад родился Александр Рогожкин, сценарист и режиссёр… Ну что ж, Рогожкин, значит Рогожкин, что-то слыхал, да не соображу… Значит, поглядим, что он снимал… Посмотрел, и снисходительно к самому себе ухмыльнулся. Надо же, сколько в фильмографию Александра Владимировича входит картин, которые я смотрел и продолжаю, пусть и не слишком регулярно, смотреть, а вот на фамилию – не среагировал!..

Кто знает, о ком идёт речь, не серчайте, потому что вдруг я не один такой, не знающий эту фамилию!..

Дело в том, что только при подготовке данного обозрения я узнал, что именно Рогожкин снимал такие картины, как «Особенности национальной охоты» со всеми продолжениями; и «Улицы разбитых фонарей»; и «Убойная сила»… И много ещё картин – какие-то из них мне знакомы, какие-то вроде как на слуху, ну а о каких-то даже не слыхал.

Даже удивительно: почему фамилии каких-то режиссёров у всех на слуху, а кто-то остаётся к тени?.. Это зависит от человека, или от каких-то объективных факторов?.. Интересно ведь…

Оговорюсь сразу, что названные выше сериалы, на мой взгляд, не принадлежат к картинам высшего творческого разряда. Однако это несомненное явление в отечественном киноискусстве. В каждом из них, на мой взгляд, наблюдается такая особенность: рождённые фильмами образы обрели черты нарицательности.

И ещё интересная особенность их объединяет. Ни в одной из названных картин нет некоего центрального героя, вокруг которого развивается сюжет; в центре объектива каждой – коллектив, и в этом коллективе каждый индивидуум обладает комплектом достоинств и недостатков, которые и сливаются в единую цельность борцов с преступностью…

По сути, современный отечественный криминальный сериал, как жанр телевизионного фильма, и начался именно с «Улиц разбитых фонарей». В советские времена мы знали, что «Следствие ведут Знатоки», да только прошли времена, когда эта троица могла справиться с обвальным потоком криминала. Другие времена – другие герои и сюжеты…

Все нынешние сериалы, отталкиваясь от «Улиц…», шли дальше. Причём, строились они уже по другому принципу: в центре мы видим опера со помощники, а не весь коллектив. Это и весьма мне импонирующий Шилов (см. от 1 февраля: http://starodymov.ru/?p=24191 ), и какой-то непоследовательный, но обаятельный Туманов (см.: http://starodymov.ru/?p=4051 ), и постоянно попадающий в нелепые ситуации Куба, и дуболом Шелест, и разбитной весельчак Балабол, и прямолинейный правдолюб (правдоруб) Павел с «Невского» (см.: http://starodymov.ru/?p=22064 ), и импозантный, но неубедительный Шеф… Все команды современных детективных телесериалов строятся по принципу «1+», и только та, первая, – «все равны».

Скажу больше: большинство актёров из того сериала оказались и сильны в команде, и запоминаются именно в том окружении!.. А в других картинах, у других режиссёров – и сдуваются, не тянут на ведущие роли. Что Половцев, что Селин, что Нилин, что Федорцов…

В сериале «Убойная сила» герои совершают несколько командировок в разные точки Земли – и за границу, и на Северный Кавказ. Где-то они с юморком, где-то с трагичностью… Но – хороши!

…Когда данный текст уже был подготовлен, я рассказал об описываемом юбилее человеку, мнению которого доверяю. И он обратил внимание ещё на один факт. Фильм «Особенности национальной…» (и возьми любую серию). На протяжении полутора часов – одна сплошная пьянка. А сколь ни будешь трезвенником, а смотришь и пересматриваешь. Потому что за нескончаемыми возлияниями видишь мудрость, с одной стороны, исполнительское мастерство прекрасно подобранных, с попаданием в «яблочко»,  актёров – с другой, и несомненный талант режиссёра – с третьей. И ведь имеется резон в сказанном!..

Так что респект, Рогожкин! Написанные выше добрые слова – в первую очередь в Ваш адрес!

***

Восемьдесят лет назад, 7 октября 1939 года умер Борис Щукин. Советский актёр, режиссёр и педагог. Тот самый, именем которого назван один из самых известных в стране театральных вузов.

Мы, представители старшего поколения, помним его в первую очередь по тому факту, что он стал первым актёром, которому доверили исполнять роль Ленина в кино. «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» – вождя исполнял именно он, Борис Васильевич Щукин.

В моём представлении личность Щукина можно в определённой степени считать иллюстрацией эпохи. В период Первой мировой войны он учился на механическом отделении технического училища; судя по всему, при мирном течении жизни, стал бы железнодорожником… Однако в 1916 году его призвали в армию и направили на ускоренные офицерские курсы – за два года кадровых военных на фронте повыбило… В запасном полку, где прапорщику Щукину довелось какое-то время служить, он выступал на сцене в любительских спектаклях…

Признаться, я как-то с трудом могу представить, чтобы офицер тех времён традиционного воспитания лицедействовал перед рядовыми солдатами… Но Великая война, как её именовали в те времена, значительно сместила акценты во взаимоотношениях внутри российского общества в целом, и в его Вооружённых силах, в частности.

Наверное, по ассоциации фамилии я вспомнил эпизод из четвёртого (если не ошибаюсь) тома романа «Адъютант Его Превосходительства» (см.: http://starodymov.ru/?p=26491 ). Начальник контрразведки Добровольческой армии полковник Щукин с дочерью плывёт на теплоходе во Францию, и за столом в фешенебельном ресторане с ним сидит бывший шахтёр, а на описываемый период – подручный полковника в его тёмных делах. Так вот, тот бывший шахтёр и говорит своему патрону: мол, в старые времена вы бы меня к себе за столик вот так запросто не усадили бы!.. И полковник – воспитанник своего времени – не находит что возразить, признаёт правоту выходца из рабочего класса.

Впрочем, это так, к слову. Для данного обзора главным является то, что после войны судьба и биография Бориса Щукина прочно связана с театром и кино (см.: http://starodymov.ru/?p=30368 ).

Борис Щукин зарекомендовал себя блестящим педагогом в сфере сценического искусства. И театральное училище носит имя Бориса Щукина (легендарная «Щука») вполне обоснованно.

***

Имя следующего юбиляра также всем нам широко известно. Это Бруно Фрейндлих, который родился 110 лет назад, 10 октября 1909 года. Конечно, в первую очередь мы сразу вспоминаем Алису (см.: http://starodymov.ru/?p=12089 ), его дочь, однако ж и сам юбиляр – актёр довольно известный.

Судьба у Бруно Артуровича, в общем-то, сложилась вполне актёрская и относительно благополучная. Хотя, наверное, чуть иначе расположись звёзды, и всё могло пойти иначе…

На протяжении жизни он служил в нескольких театрах, много снимался в кино. Во время Великой Отечественной войны ему, в общем-то, здорово повезло – он выехал из Ленинграда с театром на гастроли незадолго до того, как оттуда начали принудительно выселять этнических немцев (см.: http://starodymov.ru/?p=22882 ), так что в эти жернова он не попал – ведь судьба выселенцев сложилась, если сказать предельно корректно, далеко не всегда благополучно… Насколько же много в жизни каждого человека зависит от стечения обстоятельств!..

С 1948 года Бруно Артурович – актёр Ленинградского театра драмы им. Пушкина (ныне Александринский).

Мы с Явором Геновым на Шипкинском перевале

В театре он играл много, и роли весьма значимые. Но мы, понятно, его по театру не помним – во всяком случае, большинство. А вот по кино… Назову только те картины, которые я сам видел, и которые хорошо помню: «Кортик», «Два капитана» (см.: http://starodymov.ru/?p=20010 ), «Герои Шипки» (пользуясь моментом, напомню: http://starodymov.ru/?p=29161 , и снимки для иллюстрации использую именно из той командировки), «Двенадцатая ночь», «Дон-Кихот», «Два билета на дневной сеанс», «Конец «Сатурна», «Мёртвый сезон», «Тимур и его команда», «Россия молодая» (см.: http://starodymov.ru/?p=24071 ) и ряд других. Бруно Артурович играл самые разноплановые роли; барона Петра Врангеля (см.: http://starodymov.ru/?p=5352 ), адмиралов Вильгельма Канариса (см.: http://starodymov.ru/?p=583 ) и Александра Колчака (см.: http://starodymov.ru/?p=28313 ), Ивана Тургенева (см.: http://starodymov.ru/?p=28292 ), советского Маршала Бориса Шапошникова (см.: http://starodymov.ru/?p=25253 ), композитора Йозефа Гайдна, именем которого, к слову, названа музыкальная школа в нашем районе Новокосино (см.: http://starodymov.ru/?p=29560 ), инженера Маркони (см.: http://starodymov.ru/?p=24788 ), шута…

***

И снова – всем хорошо известное имя! 12 октября 1929 года родился Ролан Быков. Замечательный актёр и режиссёр, активный общественный деятель, человек, всей душой болевший за отечественную культуру…

Наверное, ему на роду было предписано стать актёром именно комедийным. Судите сами!.. У его мамы и папы реальные имена, отчества и фамилии не совпадали с теми, которые значились в их документах; своего новорождённого сына они хотели назвать в честь французского писателя Ромена Ролана, однако не разобрались, где имя, а где фамилия; и к тому же при оформлении его в ЗАГСе в метрике уж вовсе по непонятной причине младенцу неправильно записали отчество и месяц рождения…

Вот с таким багажом юмора он и вступил в жизнь.

Годы Великой Отечественной войны семья Быковых находилась в эвакуации в Йошкар-Оле – останавливаюсь на этом факте по причине простой: я там бывал (см.: http://starodymov.ru/?p=10095 )! Правда, Ролан оказался здесь без отца – отец ушёл добровольцем на фронт.

Ну а затем – артистическая карьера, довольно успешная. Первая же роль принесла актёру успех – Акакий Акакиевич в его исполнении оказался бесподобным! Ну и в дальнейшем – более ста ролей. И десяток режиссёрских работ, в том числе легендарные «Айболит-66» и «Чучело».

Но в первую очередь мы знаем, помним и любим, конечно, Быкова-актёра. Есть в цирке такое амплуа – «грустный клоун»… Вот это определение в значительной степени относится и к Ролану, только в экранных воплощениях. Когда он играл серьёзные роли, в его манере исполнения присутствовала некая нотка юмора, а когда комедийные – присутствовала грустинка.

Период его зрелости (и пост-зрелости) пришёлся на события 90-х и последующих лет. Тяжкое время для всех людей, болевших душой за Отечество. Я не могу сказать, что его воззрения на события той поры мне близки, нет. Но мне близко и понятно его неравнодушие.

Ролан Быков сыграл более ста ролей. Конечно, не все равнозначно запоминающиеся. А потому назову только те, которые оставили след лично в моей душе. Это честный и прямолинейный красноармеец в «Служили два товарища», это карикатурный великий князь в «Короне Российской империи», это охотник из «Про Красную шапочку», это бесподобный отец Фёдор из (не самой, на мой взгляд, удачной экранизации) «Двенадцати стульев», это Кот Базилио из «Приключений Буратино», это разведчик поневоле из уже упоминавшегося в предыдущей информации «Мёртвого сезона»…

***

И в тот же день, только десятью годами позже, 12 октября 1939 года, родился Юрий Васильев – самая известная его роль, это Рудольф-Родион, соблазнивший Катю Тихомирову… Я о нём рассказывал совсем недавно, так что нет нужды повторяться. (см.: http://starodymov.ru/?p=29823 )

***

Ну и ещё одна звезда отечественного экрана! 27 октября 1899 года родился легендарный Михаил Жаров. И уже в который раз на протяжении обзора приходится констатировать: актёр совершенно самобытный и уникальный, он создавал образы, которые накрепко врезаются в память.

С театром жизнь Михаила Ивановича накрепко связана с 1915 года; он работал помощником администратора, и выступал в массовках. В том же году снялся в эпизодической роли в фильме «Царь Иван Грозный». И с тех пор, до самого ухода из жизни – играл. Десятки и десятки ролей в театре и в кино! А затем ещё и режиссёрская деятельность…

По каким ролям я его лучше всего запомнил?.. Пожалуй, Алексашка Меншиков (см.: http://starodymov.ru/?p=25589 ), старшина Семибаб, Малюта Скуратов (см.: http://starodymov.ru/?p=8048 ), ну и конечно же, мудрый сельский милиционер Аниськин… Да мало ли ещё!

Человек яркий и харизматичный, он только официально был женат четыре раза. Третьей его женой стала легендарная актриса, достойная его славы – наверное, потому их брак оказался столь недолгим – Людмила Целиковская (см.: http://starodymov.ru/?p=30562 ). Упомянул я об этом только с целью привести факт из биографии Михаила Жарова, который его, на мой взгляд, характеризует.

В 1943 году начались съёмки знаменитого художественного кинофильма «Беспокойное хозяйство». Жаров играл в картине роль старшины, а Целиковская – главную роль. Так вот, влюблённый Михаил Иванович сумел раздобыть для актрисы – ни много, ни мало – американскую (!) косметику, в которой она и играла девушку на фронте. В 43-м!.. Обалдеть!..

***

Вот такой он предстоит – театрально-киношный юбилейный октябрь.

***

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЮБИЛЕИ

1 октября – Международный день музыки

3 октября 1949 года – родился Александр Рогожкин, советский и российский режиссёр и сценарист, Народный артист России

6 октября 1889 года – в Париже открылось ночное кабаре «Мулен Руж»

7 октября 1939 года – умер Борис Щукин, советский актёр, Народный артист СССР

10 октября 1909 года – родился Бруно Фрейндлих, советский и российский актёр, Народный артист СССР

12 октября – Кинофестиваль им. братьев Люмьер во Франции

12 октября 1969 года – умерла Соня Хени, норвежская фигуристка, олимпийская чемпионка, американская актриса

12 октября 1929 года – родился Ролан Быков, советский актёр и режиссёр, Народный артист СССР

12 октября 1939 года – родился Юрий Васильев, советский и российский актёр, Народный артист России

15 октября 1879 года – родилась Джейн Дарвелл, американская актриса

27 октября 1899 года – родился Михаил Жаров, советский актёр, Народный артист СССР