ВАЛЕРИЙ ИВАНОВ-ТАГАНСКИЙ: «МНЕ ВСЕГО 70!»

В Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова (Сущёвская,14) состоялся творческий вечер, посвящённый юбилею писателя, актёра, режиссёра, драматурга Валерия Иванова-Таганского «Мне всего 70!».

На вечере показали небольшой фрагмент документального фильма о Валерия Александровиче. В частности, интервью, которое у нынешнего юбиляра брала азербайджанская писательница Парвин Нуралиева, несколько отрывков из спектаклей, в которых Иванов-Таганский играл на сцене с Владимиром Высоцким, Леонидом Филатовым и другими нашими замечательными мастерами.

Валерий Иванов-Таганский и Евгений Стеблов

В конференц-зале Библиотеки собралось много гостей – даже пришлось приносить дополнительные кресла. Один за другим к микрофону выходили выступающие: секретарь Исполкома МСПС Владимир Бояринов,  директор Библиотеки Лидия Урубкова, заместитель руководителя Россотрудничества Георгий Мурадов, актёры Евгений Стеблов, Галина Яцкина, Наталья Селезнёва, главный режиссёр театра «Сопричастность» Игорь Сиренко и многие другие.

Валерий Александрович с однокурсниками по Щукинскому училищу

Выступавшие сказали в адрес юбиляра немало добрых слов, вспоминали всевозможные случаи из жизни его или его друзей… В общем, вечер прошёл живо и интересно.

Присоединяюсь и я к поздравлениям и самым тёплым пожеланиям юбиляру.

О ЮБИЛЯРЕ

Родился 16 декабря 1943 года в Ивановской области, в г. Никологорск в семье военного, участника Великой Отечественной войны. Работал в Рижском ТЮЗе. Окончив в Риге в 1962 году Художественное ремесленное училище, поступил в этом же году в театральное училище им. Щукина (Москва), которое закончил в 1966 году.

С 1969 года по 1973 год учился в Литературном институте им А. М. Горького (факультет возглавлял В. Розов).

С 1966 года по 1977 ведущий артист Московского театра на Таганке.

С 1979 года по 1982 год – главный режиссер академического театра им. Лермонтова в Алма-Ате. Поставил более десяти спектаклей. В том числе «Гнездо глухаря» В. Розова, «Скандальное происшествие» Присли, «Дни Турбиных» М. Булгакова и другие.

В театре «Содружество актёров театра на Таганке» поставил спектакли «Полковник птица» Х. Бойчева (2001 г.), «Исповедь хулигана» С. Есенина (2003 г.).

Автор книг «Обреченная на жизнь» и «Грабли для Сократа».

По роману «Семя Отечества» вышел 4-х серийный телесериал «Репортёры» (режиссер Ю. Кара).

Многолетний ведущий телепередачи «Искатели» на «Первом канале»

Лауреат Всероссийских конкурсов артистов-чтецов.

Секретарь правления Союза писателей России, Ответственный секретарь по связям с общественностью РОО МГО СП России, Заместитель руководителя международного отдела МСПС.

Заслуженный артист России.

(Информация с сайта «Кино-Театр.ру»)

Ну а теперь – несколько строк неофициально.

Меня всегда царапает, когда надолго задерживается начало подобных мероприятий. Сначала Валерий Александрович сказал, что специально пригласил нас всех пораньше, мол, есть люди, которые всегда опаздывают… Потом рассказал нам о московских «пробках» на дорогах…

Я всё понимаю, я рад за людей, которые могут себе позволить постоянно опаздывать, равно как сочувствую автомобилистам, застрявшим в заторах. Но причём тут я, человек, который сумел подстроить собственные проблемы под удобный организаторам торжества график? Говорят, что «семеро одного не ждут»… Так ведь ждут же – и данный вечер тому пример. Его начало задержалось больше чем на полчаса.

Можно подумать, мы ждали прибытия не москвичей, а каких-то пришельцев из других миров, которые понятия не имели, что в «час пик» центр столицы забит. И станции метро «Новослободская», «Менделеевская», «Достоевская» рядом… Нет уж, братцы, скажем прямо: опоздания на подобные вечера – это или неуважение к другим или чванство, не позволяющее спуститься в подземку, которой пользуются плебеи.

Соответственно, на мой взгляд, ждать опаздывающих по полчаса – потакать этому чванству.

Единственное оправдание для опоздания человека, которое принимается безоговорочно: был на работе. (Конечно, может случиться некий форс-мажор, но тут уж никто не застрахован). Эту причину поймёт каждый. Если бы на вечере озвучили именно такую причину чьего-то опоздания, в какой-то степени можно было бы её принять.

Но!..

Я – человек тоже занятой. И если опаздываю, факт, что всё началось без меня, принимаю как должное. Скажете: кто ты – а кто ОНИ, небожители, опоздавшие на описываемый вечер!.. Это без тебя можно начать вечер, а без них – ну, никак!.. Так ведь и я о том же, только под другим углом освещения! Почему простой смертный придерживается правил поведения, а приподнявшиеся над нивелированным полем «простых смертных» уже не считает себя должным придерживаться этих самых естественных норм?.. Если некий суперуважаемый человек по некой причине не может прибыть своевременно, это ж так просто – позвонить (благо, нынче это не проблема) и повиниться: мол, прости, дорогой юбиляр, задержался по службе, начинайте без меня!..

А тут получилось даже больше! Некая дама приехала с опозданием на полтора часа! И тут же на весь зал начала пенять подругам, что они уже выступили, не дождавшись её! Подчеркну: это не преувеличение и не образное выражение – опоздание составило именно полтора часа, т.е. 90 минут!

Вообще, приходится признать, что за некоторыми дамами бальзаковского возраста, присутствовавшими на вечере, наблюдать оказалось забавно. Этакие все из себя кокеточки, глазки строили, язычок залу показывали…

И настолько они вызывали в нас понимание!.. Всю жизнь вращались в центре всеобщего внимания – юные, красивые, обаятельные, наверное, талантливые… И никак не могут выйти из этого образа – крутить головы всем мужчинам. Наверное, окажись они в тот вечер в кругу своей «тусовки», их манеры вызывали бы благосклонную снисходительность. Но ведь в зале собралась самые разные люди, которых это не по возрасту кокетство вовсе не трогает. А потому и снисходительность к этим ужимкам носила несколько иной оттенок.

Дама, не желающая поддаваться возрасту – явление естественное, закономерное и привычное. Когда же дама при этом теряет чувство меры, свидетели этого испытывают неловкость.

И третий пункт, по которому хотелось бы высказаться.

Одна из гостий, вспоминая былые времена, в адрес юбиляра высказалась, что он «жил в нищете». На что сын Валерия Александровича ответил: мол, мы жили скромно, но не в нищете.

Браво, молодой человек! Жму Вам руку! Семейная гордость – не самое распространённое нынче явление среди юношества. Бедность и нищета – суть разные понятия.  И как здорово, что молодой человек улавливает эту разницу, отстаивает честь семьи, не стесняется сделать это в присутствии множества седовласого люда!