«НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛИЗМЫ от STARODYMOV.RU» выпуск №6

Поздравьте меня, друзья!

Вчера привезли из типографии шестой выпуск ежегодника «Наблюдения и размышлизмы от starodymov.ru».

Привожу три публикации, с которых сборник начинается. На всякий случай я в приведённые тексты вставил ссылки на предыдущие публикации.

***

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Большинство из вас уже держали в руках хотя бы некоторые из предыдущих выпусков моего ежегодника. Однако для кого-то он и в новинку, и для них расскажу в нескольких абзацах его предысторию.

На 55-летие родные и близкие сделали мне долгожданный подарок: у меня появился личный сайт. Его адрес вынесен на обложку:

www.starodymov.ru

Сайтом я занимаюсь более или менее активно: за восемь лет на нём появилось более 3000 публикаций.

Однако никто из пишущей братии не сможет отрицать существование магии бумажной книги!.. Это неописуемое чувство, когда берёшь в руки только что полученный из издательства томик – пусть даже вышедший в бумажном переплёте и смехотворным тиражом.

Ведь что такое сайт?.. Придёт мгновение, когда он размагнитится бесследно, и восстановить хоть что-то из написанного будет попросту невозможно!.. Если живые рукописи, вопреки известной максиме, имеют всё же свойство прекращать своё существование, то что уж говорить о бездушных ячейках электронной памяти серверов, к тому же расположенных где-то за морем?..  (см.: http://starodymov.ru/?p=27019 )

Вот и надумал я ежегодно выпускать сборники, в которых публиковать хоть малую толику текстов, которые публиковались на сайте.

Очередной из них, шестой, ты и держишь в руках, друг мой!

Остаётся добавить совсем немного информации.

Разработал сайт и научил меня им пользоваться Кирилл Максимов. Спасибо ему!

На протяжении минувших полутора лет технической поддержкой сайта занимается фирма «Вест-Консалтинг», которую возглавляет Евгений Степанов. Ну а при возникновении вопросов я обращаюсь непосредственно к сотруднику фирмы Максиму Жукову. Им также искренняя благодарность от меня.

Выпуском всех номеров «Размышлизмов…» занимается Издательский дом «У Никитских ворот»; и уже то обстоятельство, что я не ищу другого издателя, свидетельствует, что сотрудничество меня устраивает. Искренняя моя благодарность сотрудницам ИД Марии и Олесе Должковым, Анне Барановой и всем-всем-всем!..

И напоследок…

Данные сборники я выпускаю исключительно за свой счёт. А потому – искренняя благодарность близким и друзьям, которые помогают мне осуществлять этот проект. Хотелось бы назвать поимённо, однако не уверен, что это будет с моей стороны корректно.

Приятного прочтения, друзья!

***

Отклик на сборник

«НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛИЗМЫ ОТ STARODYMOV.RU… Выпуск 5»

(Поскольку отклик пришёл на личный адрес, имя автора не называю)

(Ссылка на оригинал: http://starodymov.ru/?p=27063 )

Хорошая книга. Каждая глава вцепляется в твою душу со словами: «Давай поговорим! А ты что думаешь?». И поднятые здесь вопросы волнуют любого человека, не потерявшего совесть. Только не все, наверно, могут так корректно, так дипломатично, говорить об идиотизме современного сообщества. Для этого требуются выдержка и воспитание. И, конечно, знания, чтобы точно бить в цель.

Что-то написано с юмором, что-то со слезами, но всё с любовью. (И жизнь, и слёзы, и любовь.) А наблюдательность автора не знает границ. Я даже подумала, что, если бы Николай учился в театральном ВУЗе, он был бы королём наблюдений, – есть такой раздел в практике актёрского мастерства «Наблюдения».

Читая, я время от времени задумывалась, уносясь мысленно в свои примеры, в свои воспоминания из жизни. И столько всего рождалось в ответ, стольким хотелось поделиться, что тоже вышла бы книга.

Кстати, фильм об актёрах, с Гошей Куценко в главной роли, называется «Упражнения в прекрасном» (о нём упоминается в публикации). Мне тоже очень нравится этот фильм, а главное, в нём всё-всё правда. И весь этот вечный общий человеческий процесс – от наивного восторга до разочарования – показан (на примере театра) очень интеллигентно и психологично-тонко. И в то же время как увлекательно! А это сложно. Но может это мне кажется, что увлекательно, поскольку театр знаю изнутри.

Вот садилась писать письмо и думала, с чего начать, и главное, чтобы не растекаться по древу, ведь хотелось написать о многом, столько всего взволновало в прочитанном. И как-то само собой получилось о кино. Поэтому продолжу эту тему.

Итак, «Обыкновенное чудо». Ответственность творца, разумеется, идейно-тематически задана. Но у Захарова это общий план, довольно абстрактное понятие. На первый план у него выходит другая идея: замаскированный режиссёрский произвол, вседозволенность художника «я так вижу – моё авторское видение, и прочие мне не указ». (А рядом ропот толпы). Это то, что мы имеем сейчас в искусстве в полной мере. У Янковского-Волшебника нет сомнений и раскаяния, мне, наоборот, он видится сохраняющим абсолютную самоуверенность и холодность до конца фильма. В мире для него существует только то, что интересно ему. Я бы охарактеризовала фильм как эпатаж конца 70-х. Безусловно талантливый, но эпатаж. Уверена, что Захаров специально для этого выбрал стилистический приём эклектики. И эта внешняя эклектичность просто бросается в глаза, собрание разных эпох и разных стран: ковбой Медведь, часть королевской свиты из европейского средневековья, обстановка дома сказочника вперемешку, то русский лубок, где кот Баюн из народных сказок, то авангардный антураж, то ковбойский салун. а за окнами скалистый пейзаж. Захаров оправдал это тем, что внутреннее преображение, по волшебству ли или по воле реальных обстоятельств, ведёт к преображению внешнему, и здесь нет ни пространственных, ни временных границ. Он сделал упор на внешние эффекты. Да, они сработали, плюс музыка, игра актёров, динамика действия и т.д. Тогда, в 70-е, это было нечто новое, неожиданное. Но за всем этим внешним наполнением, шумом, ушла какая-то человечность, внутренняя сокровенность истории. Ушла любовь.

Мне больше нравится первая экранизация этой пьесы, которую сделал Эраст Гарин в 64-м году. Вот он заложил в фильм мощную идею: наступила новая эра человечества, человек рождён для смелых и великих свершений, человек рождён попирать смерть. Человек – это чудо! И он не смеет быть трусом, пессимистом и прагматиком. И выбрал совершенно другие выразительные средства. Он показал жизнь человека в гармонии с природой, там превосходные ландшафтные съёмки. Туда вписываются и сельский домик Волшебника, и таверна, и дворцово-парковый ансамбль короля. Костюмы подчёркивают красоту человека, в них нет нелепостей. Здесь он пошёл простым путём и выбрал классический стиль. Сила фильма в том – как просто и в то же время убедительно, с какой душой говорят текст артисты. Как они живут этими событиями. Здесь властвует сокровенность. И ты внимаешь их голосам, этой естественности и наслаждаешься. И даже мысли не возникает, что что-то искусственно придумано, фальшиво или лживо. Это образец великой русской театральной школы. Всё внимание перенесено вглубь человеческого мира, вглубь его души.

Когда Медведь струсил и после объяснений не поцеловал принцессу, все персонажи внутренне не могли оправдать этот поступок и отвернулись от него.

Но главное в конце. Когда произошло чудо, то проводится параллель с новой эрой наступления Христианства. Когда родился Иисус, в мире всё замерло, жизнь во вселенной застыла, а потом прокукарекал три раза петух, и словно запустил мировые часы, взошла Вифлеемская звезда. В фильме тоже всё застыло: лист в полёте, вода в движении, секунды в воздухе. А потом прогремел гром, ударила молния, начался ливень, и в небе появились одновременно Солнце и Звезда, ознаменовавшие начало новой эры. А связь времён передана тем, что герои старой средневековой сказки идут в жизнь по новой современной широкой дороге, пролёгшей где-то в горах.

Сейчас, когда на экранах всё рушится, взрывается, громыхает, мне ближе фильм Гарина, он на все времена.

В общем, всё. В эпистолярном жанре, как и в жизни, надо уметь вовремя остановиться.

С уважением,
Светлана.

***

Для начала:

ФАКТ МОЕЙ БИОГРАФИИ

В какой-то момент я вдруг обратил внимание на рваность своего жизненного пути. Вся жизнь моя состоит словно из отдельных фрагментов, очень слабо связанных между собой. При этом из одного фрагмента в другой перекочёвывает очень мало действующих лиц… Даже удивительно!

За время учёбы в школе сменил три кардинально различных среды обитания, в которых абсолютно всё не похоже на предыдущую: немецкий город Веймар, в котором служил мой отец (см.: http://starodymov.ru/?p=27301 ); белорусский посёлок Руденск, в котором проживали и со временем упокоились мои бабушка и дедушка (см.: http://starodymov.ru/?p=20043 ); украинский город Житомир с почти 300-тысячным населением и почти полуторатысячелетней историей (см.: http://starodymov.ru/?p=27705 )… Ну, военное училище, тут всё понятно (см.: http://starodymov.ru/?p=25640 ), через учёбу в вузе многие проходят, а в военном – тем паче своя специфика…

Затем служба в строительных частях в Подмосковье (см.: http://starodymov.ru/?p=3412 )… Служба в затерянном в Кара-кумах городке Кизыл-Арват в 58-й мотострелковой дивизии (см.: http://starodymov.ru/?p=12200 )… Афганистан – вовсе уж специфическая страница жизни (см.: http://starodymov.ru/?p=29130 )… Ашхабад (см.: http://starodymov.ru/?p=24801 )… Переезд в Москву, совпавший с августом 1991-го (см.: http://starodymov.ru/?p=23004 )… Ладно, служба в редакции газеты «Красная звезда» (см.: http://starodymov.ru/?p=28859 ) логично вытекала из предыдущего периода – учёбы в Академии… Но потом приглашение в Центр общественных связей ФСБ (см.: http://starodymov.ru/?p=17030 ) – это уж поистине коренной поворот судьбы… Параллельно – командировки на войны: две Чеченские, да Дагестанскую (см.: http://starodymov.ru/?p=23147 )… Потом на «гражданке»: ветеранская Организация «Боевое братство» (см.: http://starodymov.ru/?p=26837 ), несколько редакций газет и журналов, Международное сообщество писательских союзов (см.: http://starodymov.ru/?p=26664 )…

И вот год назад я из аппарата МСПС уволился. Сейчас я вроде как безработный пенсионер, а в реале дежурный (на подхвате) дед; и любимому внуку Захару в предлагаемой брошюре посвящено немало эпизодов (см.: http://starodymov.ru/?p=29003 ).

И теперь вот с любопытством ожидаю: какой следующий сюрприз припасла мне судьба?..