15 октября 1841 года – родился Савва Мамонтов,

русский предприниматель и меценат.

Настолько сложная и противоречивая натура… Облагодетельствованный им Михаил Нестеров с недоброй насмешкой назвал Мамонтова «Савва Великолепный», не подозревая, что под этим прозвищем меценат останется в истории.

И насколько на его примере можно оценить российскую действительность периода царствования государя Николая Александровича.

Построил Савва Иванович железную дорогу Санкт-Петербург–Архангельск. При этом влез в долги… И его за это – в тюрьму. Благо, знаменитый адвокат Фёдор Плевако защитил его, вытащил из застенка, однако предприниматель оказался совершенно разорённым…

А ведь чего хотел Мамонтов!.. Он попытался всю строительно-железнодорожную отрасль объединить в одних руках, подконтрольных государству и независимых от иностранного капитала. Рассматривал перспективу строительства магистрали до Мурманска, для чего проследовал по всей трассе будущей дороги до самого Баренцева моря – этот проект осуществится только с началом Первой мировой войны… А ещё он считал, что с точки зрения обороноспособности страны нельзя развивать железнодорожную сеть страны только в западном направлении, так как подобная диспропорция в случае войны сделает коммуникации слишком уязвимыми. Как в воду глядел…

Вот и обанкротился…

И право, не стану докапываться до истинных причин постигшей промышленника финансовой катастрофы; отмечу только что к проекту в целом имел отношение сам Сергей Витте.

Как бы то ни было, обанкротился Савва Иванович. И прахом пошли многие его начинания. Хотя многое из того, что он успел завершить в тучные годы, служит нам по сей день.

Но пришли и голодные годы. За долги даже дом его на Садово-Спасской с картинной галереей распродали… А картины-то – не простые! Известно, что Савва Иванович покровительствовал художникам, организовал кружок, предоставил в распоряжение группы живописцев свою усадьбу в Абрамцево и упомянутый дом на Садово-Спасской.

В Абрамцево мне не доводилось бывать, а вот связанное с именем Мамонтова Хотьково посетил.

А художники-то – художники!.. Оцените имена:

Василий Поленов: http://starodymov.ru/?p=25141

Валентин Серов:

Константин Коровин:  http://starodymov.ru/?p=30550

Илья Репин: http://starodymov.ru/?p=25118

Виктор Васнецов: http://starodymov.ru/?p=36074

Михаил Нестеров: http://starodymov.ru/?p=32955

И многие другие. Сколько шедевров создали они благодаря покровительству Мамонтова!..

Именно эти произведения пошли с молотка… Какие-то работы попали в Третьяковскую галерею, какие-то в Русский музей, ну а остальные – в частные коллекции. О частных коллекционерах Москвы я недавно с интересом перечитал в знаменитой книге Владимира Гиляровского.

Но это – только одно направление меценатства юбиляра. Открыл он Московскую частую оперу – в народе театр так и называли, Мамонтовская опера. В ней, в частности, пел Фёдор Шаляпин. А декорациями и костюмами занимался Михаил Врубель (см.: http://starodymov.ru/?p=32915 ). После банкротства Мамонтова театр преобразован в Товарищество, которое вскоре прекратило своё существование.

Впоследствии Мамонтов организовал менее масштабную оперу – в театре «Эрмитаж».

Злые языки утверждали, что оперным театром Мамонтов забавлялся ради своей интимной подруги – безголосой и бесталанной певички. Не стану никак комментировать это утверждение. Про Савву Ивановича завистники столько говорили и писали поганого и язвительного – и что из этого соответствует действительности, а что нет, пусть разбираются профессионалы. Для меня куда важнее то доброе, что сделал для искусства этот незаурядный человек.

Пробовался Савва Иванович и на издательской ниве, не слишком, впрочем, удачно, финансируя газеты «Народ» (полный провал) и «Россия» (более успешно). Именно к Мамонтову обратился за финансовой поддержкой Сергей Дягилев (см.: http://starodymov.ru/?p=30383 ), когда задумал издавать художественный журнал «Мир искусства».

К данной публикации следующий факт не имеет непосредственного отношения, однако ж хочется обратить внимание на то, что в проекте издания журнала «Мир искусства» принимала участие также княгиня Мария Тенишева. А муж её, Вячеслав Тенишев руководил Русским павильоном Всемирной выставки в Париже (1900 год), на которую отправились герои повести Николая Лейкина «Наши за границей», прочитать которую я настойчиво рекомендую друзьям.

Оставил Савва Мамонтов заметный след и в архитектуре. Гостиница «Метрополь» в Москве – его детище. И всем нам хорошо известное здание Ярославского вокзала – тоже; меценат поддерживал архитектора Фёдора Шехтеля.

И создание сети профессионально-технических училищ в Костроме и других городах финансировал Мамонтов – во исполнение проекта Фёдора Чижова (см.: http://starodymov.ru/?p=38231 ). И в знаменитой Промышленной выставке в Нижнем Новгороде принимал участие…

А когда под удовлетворённый выдох отечественного капитала Савва Мамонтов оказался полностью разорённым, вчерашний железнодорожный магнат жил тем, что открыл в Бутырках небольшую мастерскую, которая занималась изготовлением печных изразцов…

…Личность и деятельность Саввы Мамонтова заслуживает куда большего внимания, чем предлагаемый поверхностный обзор. Но я постарался хотя бы кратко рассказать о нём…

Умер он в 1918 году от воспаления лёгких.

.

Из истории РЖД: http://starodymov.ru/?p=30392

Сергей Витте и РЖД: http://starodymov.ru/?p=31216

Мой визит в Хотьково: http://starodymov.ru/?p=17644

Мысли о том, от чего умирает человек: http://starodymov.ru/?p=29501

Мысли о зависти: http://starodymov.ru/?p=20427