АПРЕЛЬ-2020:

Юбилейные даты ХХ столетия

110 лет со дня кончины Михаила Врубеля

На мой взгляд, живописные произведения Михаила Врубеля входят в число самых узнаваемых – их не спутаешь ни с какими другими, даже если вовсе не разбираешься в живописи!.. Признаться, меня несколько удивило, когда я узнал, что и большевики в 1918 году включили его в число семи самых выдающихся живописцев страны (см.: http://starodymov.ru/?p=27348 ).

…Я был ещё совсем маленьким, когда впервые увидел изображение сидящего Демона. Не помню, где и при каких обстоятельствах это произошло, а вот чувство, которое меня пронзило, вошло на меня навсегда…

Честное слово, картина просто потрясла меня-мальчишку, до сих пор вспоминаю тот трепет, что охватил меня тогда – во времена, когда я только начал себе осознавать! От картины так и веяло ощущением бесконечного одиночества сверхъестественно могучего человека (Врубелевского Демона я воспринял именно как сверхъестественно могущественного человека – и никак иначе). Именно так: потрясло одиночество всемогущества!..

И с тех пор благоговение перед гением Врубеля не проходит.  Даже несмотря на то, что я был и остаюсь сторонником классической живописи (например: http://starodymov.ru/?p=24791 ). Врубель – один из очень немногих художников, отошедших от канона, но для которых я делаю исключение.

Михаил Александрович – выдающийся российский художник в самом высоком и широком толковании этого слова. Он прославился «практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций» (это из Википедии).

Скончался Михаил Врубель 1 (14) апреля 1910 года.

***

110 лет основания «общины диаконисс»

Инициатором её создания стала великая княгиня Елизавета Фёдоровна (принцесса Гессен-Дармштадтская, внучка английской королевы Виктории, по-домашнему Элла) вдова великого князя Сергея Александровича (убитого террористом Иваном Каляевым; см.: http://starodymov.ru/?p=16991 ), брата Николай II.

О судьбе этой замечательной женщины, канонизированной как великомученица, можно рассказывать долго. Лично мне она просто по-человечески симпатична – наверное, любой человек, который хоть немного интересуется историей, согласится, что такое чувство возможно. Как-нибудь непременно выберу время и расскажу о ней подробнее. Ох, друзья мои, сколько ж я встречаю в отечественной истории людей, о которых хочется рассказать, да не хватает времени!..

В данной публикации я хочу рассказать только об одном её бесспорно благом деянии.

2 (или 22 – в источниках встречается и такая дата) апреля 1910 года была основана «Марфо-Мариинская обитель милосердия», иначе «Община диаконисс». В общину входили 30 женщин, которые «шли в самые ужасные трущобы…; обмывали, обшивали и кормили голодных и полуголодных детей, ухаживали за роженицами, чистили жилище, готовили тёплую пищу» (из воспоминаний Н. Балуевой-Арсеньевой). Они занимались призрением беспризорных детей, для которых организовали школу, устройством жилья для нищих, заботились об их трудоустройстве…

Построенный специально для Общины храм возведён по проекту знаменитого архитектора Алексея Щусева, а расписывал его не менее знаменитый художник Михаил Нестеров. Средства на его возведение пожертвовала, в частности, Мария Фёдоровна Морозова – мать Саввы Тимофеевича (рекомендую всем побывать на Рогожском кладбище, где они похоронены: http://starodymov.ru/?p=29609 ). Располагается он на Большой Ордынке – как раз на полпути между станциями метро «Третьяковская» и «Полянка»…

Соответственно, на канонической иконе Елизавета Фёдоровна изображена с этим храмом в руках.

***

110 лет прошла первая авиационная неделя в России

(Публикация в развитие темы: http://starodymov.ru/?p=32792 )

Это событие, состоявшееся в апреле–мае 1910 года, невозможно переоценить. В 1909 году в России не имелось ни одного отечественного авиатора, а в 1910 году их оказалось уже полсотни! В значительной степени такой прорыв стал возможен именно благодаря авианеделе, организованной Всероссийским аэроклубом.

В рамках недели совершали демонстрационные полёты шесть авиаторов, среди которых только один был русским – Николай Попов установил рекорд высоты, подняв биплан «Райт» на высоту 600 метров.

Спустя месяц, 21 мая в результате аварии самолёта он получил тяжёлые травмы, в результате чего летать больше не смог. Николай Евграфович уехал лечиться за границу, на Родину больше не вернулся. В годы Первой мировой во Франции он стал рулевым дирижабля. Ну а когда война окончилась… Всеми покинутый, покончил с собой в январе 1930 года…

Сколько наших соотечественников, оказавшихся за рубежом, не смогли приспособиться к тамошней жизни!..

Впрочем, это случится потом!

А пока, в апреле 1910 года, в гатчинском небе перед восхищёнными взорами зрителей разворачивается подлинный праздник воздухоплавания!

***

90 лет учреждения орденов Ленина и Красной Звезды

Идея создать высшую награду советского государства родилась в середине 20-х годов – практика вручения революционного оружия (см.: http://starodymov.ru/?p=32867 ) в мирное время утратила свою актуальность. Поначалу предполагалось учредить «Орден Ильича» и награждать им кавалеров четырёх орденов Красного Знамени. Постепенно задумка трансформировалась в привычный нам знак отличия.

Одновременно учреждался орден Красной Звезды для награждения за особые заслуги в деле обороны страны как в военное, так и в мирное время. Приходится с сожалением признать, что некоторая расплывчатость формулировок в статуте ордена привела к тому, что со временем им стали награждать… Как бы это сказать-то, чтобы не задеть самолюбие по-настоящему заслуженных кавалеров… В общем, не всегда совершённый поступок и в самом деле заслуживал данного ордена. И получалось, что в одном ряду награждённых «Звёздочкой» оказывались как истинно совершившие подвиг, так и просто подсуетившиеся в нужном месте в нужное время.

Много позже появился орден «За службу Родине в Вооружённых силах СССР», который задумывался как награда для военнослужащих, отличившихся в мирное время, а Красная Звезда стала бы истинной военной наградой. Однако это случилось уже много позже.

…Датой рождения орденов Ленина и Красной Звезды считается 6 апреля 1930 года. Орден Ленина №1 получила газета «Комсомольская правда», первыми награждёнными посмертно стали члены экипажа погибшего стратостата «ОСОАВИАХИМ» (см.: http://starodymov.ru/?p=12237 ); первым кавалером ордена Красной Звезды стал Василий Блюхер (см.: http://starodymov.ru/?p=28325 ).

***

90 лет ГУЛАГу

Эта зловещая структура родилась на основании «Положения об исправительно-трудовых лагерях», введённого Постановлением СНК от 25 апреля 1930 года. И просуществовала, претерпевая некоторые преобразования, до 1960 года.

ГУЛАГ – это 53 лагеря, 425 колоний, более двух тысяч спецкомендатур – всего свыше 30 тысяч мест заключения (включая АЛЖИР, т.е. «Акмолинский лагерь жён изменников Родины»). Естественно, что статистика по этой структуре долгое время оставалась закрытой. Сегодня известно, что за три десятилетия существования ГУЛАГа через его недра прошли около десяти миллионов человек (из них до четырёх миллионов «политические»), из которых умерло 1,6 миллиона. Страшная и постыдная страница нашего прошлого, мороз по коже…

(В развитие темы: http://starodymov.ru/?p=25974 )

Ни в малейшей степени не желая даже попытаться чёрного кобеля отмыть добела, всё же хочу отметить, что сегодня стало модным демонизировать эту структуру, приписывать ей всевозможные дополнительные грехи – как будто своих у неё недостаточно. Если опуститься на ступеньку формалистики, то что такое ГУЛАГ?.. Это система учреждений, в которых отбывают срок заключения лица, приговорённые за некие преступления. В лагеря попадали люди, которых приговаривал суд – а в «зонах» они лишь отбывали срок!

И ещё. Не сами по себе руководители ГУЛАГа придумывали «великие стройки», на которых трудились «зэки»: Беломор-канал (см.: http://starodymov.ru/?p=30308 ), канал им. Москвы (см.: http://starodymov.ru/?p=21808 ), или «стройка 501» (см.: http://starodymov.ru/?p=444 )…

Конечно, в составе «вохры» служили очень разные люди (например: http://starodymov.ru/?p=22889 ). И мерзавцев, творивших беззаконие, среди них выявлялось бы, по всей видимости, немало. Однако при этом следует иметь в виду, что бюрократическая составляющая Советской власти работала исправно и повсеместно. С руководителей лагерей спрашивали не только за выполнение плана, но и за смертность, за заболеваемость среди «контингента», за выявленные факты нарушений правил содержания заключённых – не из гуманности, понятно, а из соображений рачительного отношения к работным человеко-единицам.

…Ни в коем случае я не вступаюсь за зловещую структуру по имени ГУЛАГ. Просто ратую за объективность при освещении её деятельности.

***

80 лет назад состоялся первый полёт самолёта Пе-2

Правда, на тот момент он назывался просто «100». И официально считался высотным скоростным истребителем – двухмоторным, одноместным с герметичной кабиной. Самолёт совершил первый полёт в апреле 1940 года, прошёл все испытания и был признан очень удачным.

Правда, дальнейшие испытания продемонстрировали возможность его перепрофилирования – в результате некоторых доработок «сотка» превратилась в замечательный трёхместный пикирующий бомбардировщик.

В конструкции своего самолёта Петляков использовал немало новаторских идей. Так, в частности, в механике аэроплана широко применялись электродвигатели (их имелось около полусотни), что стало необычным для отечественного авиастроения той поры.

Любопытно, что со временем конструкторам пришлось вернуться к своему первоначальному замыслу, и на базе всё той же «сотки» разработать-таки истребитель-«высотник».

Пе-2 получился очень удачным самолётом. И тем досаднее, что его создатель, Владимир Петляков, погиб именно на своём лучшем детище, став 12 января 1942 года жертвой авиакатастрофы.

…И как тут не вспомнить великолепный фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» – на мой взгляд, прекрасная картина, в моём представлении, входит в число лучших о войне…

***

80 лет гитлеровской операции «Везерюбунг»

Целью операции являлась оккупация Дании и Норвегии. Операция оказалась отлично спланированной, и проведена успешно. 9 апреля 1940 года одновременно высажены воздушные и морские десанты на территории обеих стран, захвачены морские порты и аэропорты.

Надо сказать, что совершенно беспардонные лицемерие и демагогия Гитлера нередко ставят в тупик. Объясняя мировой общественности этот шаг, фюрер объявил, что это сделано с целью обеспечить безопасность государств ввиду угрозы захвата их Англией.

Датская армия капитулировала сразу – она и в самом деле не смогла бы противостоять вермахту. Мои друзья знают, что при подготовке исторических публикаций я пользуюсь документальными книгами с т.н. «ближней полки». Так вот, с недавних пор на ней прочно обосновались «Дневники Марии Фёдоровны» (см.: http://starodymov.ru/?p=30439 ) – вдовы Александра III, урождённой датской принцессы, которая после Октября 1917 года вернулась на родину. Она всю жизнь считала именно немцев главными врагами как Дании, так и России. Конечно, я сразу вспомнил об этом обстоятельстве, когда готовил данную заметку…

А в Норвегии провели мобилизацию и началась война. Норвежским береговым силам удалось потопить несколько германских военных кораблей. В помощь подвергшемуся нападению государству на севере страны 14 апреля начал высаживаться британский экспедиционный корпус…

Однако после двухмесячных боёв союзники, оценив соотношение сил, покинули Скандинавию, и 10 июня король Хокон VII отдал приказ о капитуляции.

В дальнейшем, в ходе войны против СССР, как известно, гитлеровцы использовали территорию Норвегии для попытки выйти к Мурманску. (См. запись от 2 сентября: http://starodymov.ru/?p=19411 )

Помимо других трофеев, Германия завладела норвежским флотом. В частности, в состав группировки боевых кораблей был включён теплоход «Гойя», о судьбе которого я расскажу в публикации о событиях на Балтике в апреле 1945 года.

***

50 лет со дня гибели подлодки К-8

Это стало первой в истории трагедией советского атомного флота. 12 апреля 1970 года субмарина затонула в 500 км от испанского побережья на глубине более 4,5 тысяч метров.

На борту лодки возник пожар, что и привело к трагедии. Подлодке удалось ненадолго всплыть, что позволило части экипажа спастись – люди эвакуировались на болгарский теплоход, первым подошедшим в район бедствия. Однако затем лодка-таки  затонула, при этом 52 человека погибли.

Тем не менее, подводники сделали главное: они сумели грамотно заглушить атомный реактор, что предотвратило радиационное загрязнение моря.

Вечная память, вам, ребята!