В КАЖДОЙ ИКОНЕ – ДУША АВТОРА

Как же трудно рассказывать словами о художнике и его творчестве! Попробуй-ка словами описать картину или скульптуру!

Наверное, лучше я поставлю перед собой задачу по-другому. А именно: постараюсь привлечь внимание читателей к человеку, а уж оценить его творчество сможет каждый самостоятельно – благо, нынешние средства коммуникации позволяют это сделать без особого труда.

Итак, Петров Александр Николаевич, Заслуженный художник России, его нетрудно отыскать в интернете, кликнув имя и уточнив «Резная православная икона». Впрочем, вырезает он не только иконы, у него много вполне светских поделок. Хотя иконы всё же преобладают.

Александр Николаевич с супругой Еленой проживают в городке Хотьково, что близ Сергиева Посада. Это название хорошо известно любителям живописи. Легендарное Абрамцево является, по сути, окраиной Хотьково. Тут же рядом находится сельцо Радонеж, в котором родился великий православный подвижник и патриот Отечества преподобный Сергий. Если въезжать в городок по железной дороге со стороны Москвы, то справа на крутом берегу речушки Пажи видишь живописный женский  Покровский Хотьков монастырь, основанный в 1308 году, с которого, собственно, и начался город. А ещё тут располагается Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. Васнецова, который готовит мастеров резьбы по дереву… Раньше это учебное заведения имело статус училища, и в нём-то на протяжение четверти века и трудился Александр Николаевич.

Когда я читал биографию Александра Петрова, думал о том, что её могут использовать сторонники тезиса о предопределённости  судьбы.

Сегодня мы наглядно видим, что это – художник от Бога! Впрочем, о любом состоявшемся человеке можно сказать, что он с младых ногтей выбрал в жизни верный путь, что всю жизнь уверенно шагал к достигнутому успеху, что его по этому пути вела самоё судьба.

Но реально-то в юности-то мы не знаем, какую тропу нам выбрать, по какому пути направлять свои стопы. Так и юный Александр. Путь к реализации его творческого потенциала был непростым. То он поступал не туда, то экзамены завалил и «загремел» по этой причине в армию, то женился во время учёбы и оказался перед необходимостью содержать семью… Любой из этих поворотов жизни мог увести нашего героя неведомо в какие иные дали. Однако ж вот не удалось всевозможным отклекаловкам сбить его со столбовой дороги, в конце концов ему помогли преодолеть невзгоды два обстоятельства: талант и помощь людей, которые этот талант смогли оценить и поддержать. Ну и поддержка со стороны близких, разумеется.

Опять же, следует учесть и такое обстоятельство.

Помните «консультанта» из нашего старого доброго фильма «Весна»? (Фильм, в котором звучит бессмертная фраза «Красота – страшная сила»). Этот персонаж описывал процесс совершения открытия фразой: «Задумался – и открыл!.. Главное – задуматься» и показывал, как правильно задумываться.

Между тем, Эдисон  утверждал иное: гений – это один процент вдохновения и 99 процентов пота. Между прочим, работая над созданием простой и всем нам привычной лампочки накаливания, он исписал сорок тысяч страниц!..

Отвлёкся.

Так вот, художник к вершинам своего творчества идёт постепенно, методом проб и, нередко, ошибок стараясь отыскать то единственное лавровое дерево, которое выращивает венок персонально для него. Конечно, находит не всегда, даже редко его находит. Зато ищет – всю жизнь. Если, конечно, он истинный художник.

В писательской среде бытует такое понятие – «графоман». Бытует понятие в среде писательской – а что, разве в других сферах творчества мало графоманов?.. Помните, как герой Папанова в фильме «про Фросю Бурлакову» иронизирует в свой адрес: «Дожил – девушку с веслом изваял!»…

Тем и отличается графоман от истинного таланта. Графоман растекается вширь, стремясь заполнить как можно больше объёма, а истинный художник всегда растёт качественно, внутренним содержанием, с каждым произведением поднимаясь на новую ступеньку, или по крайней мере к тому стремится. Стремление к творчеству – это словно соль, растворённая в воде, только у графомана она так и остаётся лишь более или менее насыщенным рассолом, а истинный талант проявляется когда она начинает кристаллизоваться!

Александр Петров тоже всю свою творческую жизнь стремился к совершенству. Я не считаю себя знатоком жанра, чтобы выступать критиком свершённого им. А потому скажу попросту: мне его работы понравились. И в первую очередь тем, что вырезанные его руками из дерева лица и особенно глаза передают эмоции, чувства, настроение.

Работа Кронида Гоголева

Пару лет назад мне довелось побывать в приладожском городке Сортавала на выставке работ карельского резчика по дереву Кронида Гоголева, к сожалению, уже покойного. У того художника меня поразила тончайшая тщательность отделки самых мелких деталей. Каждый ствол дерева, каждый листок, каждое пёрышко в шикарном хвосте птицы – всё отделано резцом предельно скрупулёзно.

А у Петрова – другая особенность, та, о которой я уже говорил: замечательное умение передать эмоции персонажа.

Как уже говорилось, Александр Николаевич много лет работал преподавателем в училище. Поэтому рассказывать он умеет. И речь у него выстроена, и голос поставлен… Всё так.

Только тут вот какая штука. Знания, которые сквозят в его рассказе, значительно превосходят то, что ему, казалось бы, требуется знать по предмету.

И вот что я понял! Свою работу над очередным произведением искусства Александр Николаевич начинает не в тот момент, когда берёт в руки резец (или как, бишь, именуется соответствующий инструмент у резчика?). Предварительно художник изучает всё, связанное с личностью или событием, которое он задумал запечатлеть в дереве.

Скажем, работал он над иконописным портером святого Ростислава, князя Смоленского, внука Владимира Мономаха. Так сейчас художник может во всех подробностях рассказать земную жизнь святого подвижника. Зашёл у нас разговор о чудотворных иконах Богородицы – и Александр Николаевич не только рассказал о классификации их, так ещё принёс раритетное издание, посвящённое данному вопросу. Всплыла библейская тема избиения младенцев, и вновь он продемонстрировал глубокое фактологическое знание предмета.

А то поинтересовался я у Александра Николаевича таким вопросом. Существует сколько-то школ православной иконописи: московская, нижегородская, строгановская… А существует ли подобная градация в иконописи резной?.. И вновь получил пространный развёрнутый ответ.

Наверное, именно здесь, в глубоком понимании прообраза изображения и эпохи, в которой он жил, и кроется разгадка того, как удаётся автору отобразить его переживания.

Ну а теперь – о привычном по нынешним временам вопросе, о самом грустном. О деньгах.

Современные хулители нашего советского прошлого на все лады клянут факт, что в СССР все жили одинаково бедно. Посыл спорный, но уж ладно, примем его, ибо в те времена стремление разбогатеть официальной идеологией не приветствовалось.  Слов нет, бедность – это очень плохо.

Но к чему мы пришли?.. После настойчивых требований общественности в начале мая обнародовали доходы, которые получает наш уважаемый государственный деятель Игорь Сечин. Только из трубы «Роснефти» на его счета втекает до 20 млн. рублей в месяц, да плюс до 270 млн. в год премиальных (сколько у него подобных источников, не уточняется). А мой знакомый писатель из Братска (не уверен, что имею право без его разрешения озвучивать фамилию) получает 8 тысяч (не подумайте, что нолик потерялся и уж подавно не усомнитесь, что речь идёт о рублях). Вот такая разница в доходах – это как? Справедливее?!.

Александр Николаевич Петров, который всю жизнь творил сам и учил художественному ремеслу других, проживает не так чтобы богато. Благо, хоть в собственном домике. И хотел бы издать каталог своих работ, так не имеет возможности.

Впрочем. не уполномочен я говорить о его материальном положении. Зато имею право сказать, что наше родимое государство к творческому люду в целом относится весьма и весьма прохладно – и это самая мягкая характеристика этого отношения.

Итак, Петров Александр Николаевич, Заслуженный художник России, ключевые слова для поиска в интернете – «резная православная икона». Посмотрите и оцените!

Николай СТАРОДЫМОВ