ОКТЯБРЬ-2019:

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

(Раздел-3)

(Окончание.

Предыдущий раздел: http://starodymov.ru/?p=30828 )

***

125 лет назад родился конструктор-оружейник Сергей Симонов

Достаточно назвать только три его разработки: автоматическая винтовка АВС образца 1936 года, автоматическое противотанковое ружьё образца 1941 года, а также легендарный самозарядный карабин СКС, который начал поступать на вооружение в Красную армию в конце 1944 года. По поводу карабина можно добавить, что он выпускался в течение многих лет и в целом ряде стран, и наштамповали его числом до 20 млн. штук. Считается, что сегодня на руках в США имеется таковых до трёх миллионов оного.

К теме факт, о котором хочу напомнить, не имеет прямого отношения, однако, пользуясь моментом, скажу, что в период службы в строительных войсках я организовал для своих подчинённых стрельбы; и стреляли они именно из карабинов Симонова (см.: http://starodymov.ru/?p=2973 )

А родился этот конструктор 4 октября 1894 года.

***

105 лет со дня рождения Тура Хейердала

Его по праву можно включить в число величайших путешественников человечества. Нынешнее поколение молодёжи это имя навряд ли помнит, а мы в своё время все поголовно слышали и зачитывались книгами о путешествиях Хейердала на плотах «Ра», «Кон-Тики»… И гордились, что этот всемирно известный мореплаватель пригласил в свою команду и нашего соотечественника – им стал известнейший в наше время Юрий Сенкевич.

…Поначалу Тур в моих глазах оставался каким-то абстрактным, сродни античным или средневековым героям легенд и мифов. А потом я прочитал его блистательную книгу «Фату-Хива». И он предстал уже настоящим человеком из плоти и крови, который далеко не всегда оказывался победителем и героем, и которому порой ох как непросто приходилось в своих путешествиях.

Кстати, в этой книге мне запомнился один очень яркий и заставляющий задуматься фрагмент. Хейердал разговаривал с островитянином, который в былые времена не прочь был полакомиться человечинкой. И тот допытывался у белого человека, зачем на войне в Европе (речь шла о Первой мировой) убили миллионы человек, а потом просто закопали в землю, а не съели их. Убить ради пропитания – тут у островитянина вопросов не возникало, а убить, чтобы просто зарыть в землю – это до него не доходило. Что такое геополитические интересы, которые нуждаются в многомилионных жертвоприношениях, он так и не понял (о том же: http://starodymov.ru/?p=22999 )…

Родился Тур Хейердал 6 октября 1914 года.

***

100 лет «Великому Сибирскому походу»

Одна из самых трагических страниц  Гражданской войны. Хотя… Кто ж определит, какие страницы Гражданской войны более трагичны, какие менее… Вся Гражданская война – сплошная исполинская общенациональная трагедия! (Например: http://starodymov.ru/?p=28313 )

14 октября 1919 года началось всеобщее отступление Белой армии на Восточном фронте. Численность отступавших составила от 100 до 150 тысяч человек, примерно столько же с ними следовало и беженцев.

Сколько из них уцелело, сколько сгинуло, сколько оказалось в эмиграции, не знает никто. Отступавшие гибли в арьергардных боях с Красной армией, в боях с партизанами, их косил сыпной тиф. 3-я армия белогвардейцев погибла почти вся. Только в Ачинске, в декабре того же года, когда взорвался эшелон с боеприпасами, погибло около полутора тысяч человек. (И отдельно – о «Сибирском Ледяном походе»: http://starodymov.ru/?p=1864 )

Страшное дело гражданская война – когда обе стороны воюют за свою Родину! (см.: http://starodymov.ru/?p=26530 )

***

100 лет назад создан Институт теоретической астрономии

Такая война шла – до астрономии ли!.. Ан вот же: 7 октября 1919 года ИТА родился на свет!.. (Об одном из первых исследований в данной области знаний: http://starodymov.ru/?p=16376 )

Сегодня он входит в состав Института прикладной астрономии.

В 1948 году по предложению Международного астрономического союза Институт стал ведущим центром по изучению малых планет (о важности: http://starodymov.ru/?p=16759 )… Ну а с 1957 года он занимается изучением вопросов движения искусственных космических объектов (например: http://starodymov.ru/?p=26293 ).

***

75 лет первой официальной и санкционированной атаке камикадзе

К 1944 году Япония, после успехов 1942 года, проигрывала Соединённым Штатам и их союзникам на Тихом океане одно сражение за другим. А авиация Страны Восходящего Солнца уступала противнику по всем статьям – и количественно, и качественно. И вот летом 44-го американцы захватили очередную базу японцев, после чего у них появилась возможность бомбить непосредственно территорию островного государства.

В этих условиях вице-адмирал Такидзиро Ониси предложил начинять самолёты 250 кг взрывчатки и использовать их как воздушные торпеды с пилотом-смертником. Этого адмирала назвали «отцом камикадзе».

(Вообще о попытках создать нетрадиционное оружие см.: http://starodymov.ru/?p=401 )

Официально считается, что первая такая атака совершена 25 октября 1944 года; однако в этой дате имеются и разночтения. В любом случае, эта жертвенность не принесла Японии ни победы, ни даже возможности с честью выйти из войны.

А вот смертников-патриотов – искренне жалко!

Напомню, что сухопутные люди-торпеды, которые вместе с собой подрывали советские танки, появились ещё во время боёв у речки Халхин-гол (см.: http://starodymov.ru/?p=29975 ).

***

60 лет назад впервые сфотографирована обратная сторона Луны

То время можно по праву считать эпохой триумфа советской космонавтики (например: http://starodymov.ru/?p=28743 ). Наши учёные и конструкторы, наша космическая промышленность одерживали одну победу за другой.

Конечно, качество снимков, переданных с космического аппарата «Луна-3», стартовавшего 4 октября 1959 года, оказалось очень низким. Но они стали первыми! Первыми в мире, первыми за всю историю!

А ещё на этом аппарате стояло оборудование, разработанное под руководством Бориса Раушенбаха, которое, опять же впервые в мире, позволило управлять искусственным спутником непосредственно в космическом пространстве.

***

55 лет назад с поста лидера СССР снят Никита Хрущёв

Всего полвека с хвостиком – а сколько всего произошло у нас в стране, да и во всём мире!

О периоде истории, когда во главе Советского Союза стоял Никита Сергеевич, ходило и продолжает ходить множество анекдотов (забавно: http://starodymov.ru/?p=24230 ). Какие-то из них справедливые, какие-то – не очень. Перечислить всё, что создал, и что наворотил этот не шибко образованный, но по-мужицки хитрый авантюрист – места в календаре-обзоре не хватит (о Карибском кризисе, например: http://starodymov.ru/?p=25048 ). И то, что 14 октября 1964 года его сняли с поста Первого секретаря ЦК КПСС, так правильно сделали!

Никите Сергеевичу приписывают высказывание, что главным достижением своей жизни он считает тот факт, что его сняли и отправили на пенсию, а не отдали под суд, а то и вовсе не расстреляли без суда. Ну что ж, если он и в самом деле такое сказал, то резон в этих словах есть.

***

50 лет назад впервые на орбите проведены сварочные работы

Это событие произошло 18 (по другим данным 16-го) октября 1969 года. В этот день космонавты корабля «Союз-6» Валерий Кубасов и Георгий Шонин с помощью специально разработанного аппарата «Вулкан» провели эксперимент по осуществлению сварочных работ в условиях открытого космоса.

Идея проведения эксперимента принадлежала Генеральному конструктору Сергею Королёву (см.: http://starodymov.ru/?p=29595 ), а разработкой оборудования и технологии его применения занимался знаменитый академик от металлургии Борис Патон – тот самый, именем которого назван мост в Киеве. Опыт получился вполне успешным, стало ясно, что при необходимости космические аппараты можно ремонтировать непосредственно в открытом пространстве.

Современный сварочный аппарат имеется и на МКС, а умение работать с ним входит в обязательную программу подготовки космонавтов. (И ещё положительный факт о VRC^ http://starodymov.ru/?p=25980 )

***

50 лет назад открыт музей города Волхов

Этот факт я почерпнул в книжке Виктора Астафьева «Волховский календарь», которую привёз из круиза, и которую мне подарил её автор (см.: http://starodymov.ru/?p=30257 ).

Ну а о самом музее я уже рассказывал (см.: http://starodymov.ru/?p=30195 ). Он мне очень понравился!

***

40 лет смерти Нур Мухаммеда Тараки

Как всё же в истории человечества всё переплетено!

Убийство Тараки произошло 2 (официально – 10) октября 1979 года. Это событие стало одним из факторов, который подтолкнул Советское правительство к вводу войск в Афганистан. Ну а сама Афганская война стала одним из факторов, который спровоцировал распад Советского Союза. Такая вот диалектика…

Нур Мухаммед Тараки стал лидером Саурской революции (см.: http://starodymov.ru/?p=26758 ) и председателем Революционного совета Афганистана. Под его руководством в стране начались преобразования во всех сферах жизни общества. Однако новации привели лишь к расколу в обществе и подтолкнули многочисленные народы Афганистана к гражданской войне. Тараки и стал одной из её жертв.

Убили его, как то обычно и случается, по приказу соратника по революции – Хафизулло Амина. Известно же, что любая революция пожирает тех, кто её творит…

***

35 лет Байкало-Амурской магистрали

Вообще-то в справочной информации имеется несколько дат, которые можно считать днём рождения БАМа. 27 октября 1984 года – одна из них.

БАМ – это грандиозное творение нашей Родины (см.: http://starodymov.ru/?p=24956 ). Его задумали ещё в середине 20-х годов ХХ столетия, в 1938 году начали строить, потом началась война и на некоторых участках уже построенной магистрали снимали готовые звенья полотна, перевозили их и укладывали вдоль левого берега Волги (в одном из материалов об обороне Сталинграда я рассказывал об этом; см.: http://starodymov.ru/?p=26120 ). По окончании войны на БАМе начали достраивать и вводить в эксплуатацию отдельные её участки. А в 1977 году Байкало-Амурскую магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и за её возведение взялись всерьёз.

Либеральная оппозиция клеймила и клеймит магистраль как ненужную и бесполезную. Однако я думаю, что если бы слушали этих демагогов от оппозиции, так до сих пор сидели бы в пещерах, и наши предки уж никак не создали бы величайшую в мире державу.

БАМ – это гордость нашей Родины, это разветвлённая транспортная сеть, которая связывает множество регионов нашей страны, которые условно принято называть отдалёнными. И то, что сегодня приступили к её развитию, совершенствованию, это здорово!