НА ЗАСАДУ – 2. МЫСЛИ О ГЕОПОЛИТИКЕ

Наконец, короткий привал.

И только теперь начинается рассказ о том, ради чего была такая пространная преамбула.

Я лежал, скинув вещмешок и привалившись спиной к полого скошенному временем ещё ощутимо тёплому после дневного зноя валуну.  Заворожённо глядел в ночное южное звёздное небо. Как же оно красиво! И насколько отличается от того же неба Средней полосы России! Здесь звёзды как будто крупнее, и их словно бы больше, чем в привычных широтах. Может, всё дело в том, что Афганистан – страна горная, и мы находимся значительно выше над уровнем моря, и воздушная плёночка, что окутывает Земной шарик, тут тоньше?

Только наедине с ночным небом начинаешь понимать какие-то такие очевидные вопросы, о которых в суете повседневности попросту не задумываешься.

Я думал о том, что если бы кто-то оттуда, из этих космических глубин, смотрел бы на нас… Инопланетяне ли, Вселенский ли разум, само ли Мирозданье…

Вот смотрел он, неведомый и непостижимый, и что бы понял в нашей жизни, в нашей действительности?.. Вот увидел бы он нас, притаившихся в тени берега… Нас – горстка в окружавшем враждебном нам горном мире.

Главное предназначение человека – растить детей, созидать, взращивать плоды земные, по потребности брать нечто от природы, чтобы прокормить себя и обеспечить необходимым себя и своих близких… И если каждый будет жить по тому же правилу – то зачем войны?

Что такое «геополитические интересы», ради которых в чужие и чуждые земли отправляются «корпуса внедрения демократии»? И почему во имя конфликта геополитических интересов США и СССР приходилось убивать людей, которые даже не подозревали, что являются лишь разменными пешками на заштатной клетке всемирной шахматной доски?..

Где Москва и Кремль, где Вашингтон и Белый дом – и где та неведомая излучина речушки, в тени берега которой мы отдыхали, чтобы продолжить свой путь во исполнение поставленной задачи! Как соотнести всё это?!.

В результате столкновений геополитических интересов разных стран и международных коалиций высекаются искры. Где-то эти искры так и гасли, не причинив никому ни вреда ни пользы, затухали в безвестности… А где-то от них зачинались очаги конфликтов – когда незначительных, а когда и крупных международных.

Наш отряд тоже, в принципе, являлся такой искрой, возникшей от удара кресала – правда, на тот момент ещё было неведомо, каким станет результат нашего марша в непредсказуемое.

Понимали ли нас те неведомые космические зрители, которых я вообразил себе в те минуты краткого отдыха?

Великолепное, прекрасное южное небо не отвечало, лишь молча смотрело на нас несчётным обилием звёзд…

А мы шли убивать.

Или если нас уже обнаружили, если высчитали наш маршрут, то где-то впереди, под этим же великолепным прекрасным небом с бессчетным обилием звёзд, уже располагались бородатые дядьки с нелепых шароварах, готовясь уничтожить нас. Они деловито раскладывали перед собой автоматные магазины, ввинчивали запалы в гранаты, определяли секторы обстрела…

И ради чего? Мы ведь с ними, с этими людьми, не были знакомы лично. У нас не было и просто не могло быть взаимной личной ненависти. Просто мы являлись представителями одной из враждующих сторон.

Нам нужна их земля?.. Нет – нам свою бы переварить! Так что нам тут нужно?.. Геополитические интересы! А что это такое?

Это значит, что где-то в далёком Вашингтоне, где-то в Пекине, где-то в Карачи не хочется, чтобы на земле существовал мощный Советский Союз.

На протяжении веков Россия, а затем СССР костью в горле стоят Западному миру. И в орбиту этого противостояния России постепенно втягивается всё больше стран. Зависть в том повинна, только зависть! Зависть к нашим просторам, к нашим богатствам, ко всему, что в совокупности и именуется Россией!

Но ведь Россия в процессе своего формирования следовала тем же законам, что и остальное человечество! Все до единого государства складывались в результате того, что одни народы покоряли соседние, все границы сформировались в результате войн. В крайнем случае, в результате изъявления воли народа (или его вождей) присоединиться к более сильному соседу, поступившись суверенитетов ради безопасности и некий иных выгод.

Так почему же именно на Россию ополчились все сильные мира сего, и к этому альянсу постоянно присоединялись новые и новые страны и народы.

Только лишь потому, что мы богаче других. Потенциально богаче. А принцип «Отнять и разделить!» придумал отнюдь на Шариков!

Почему один из самых жёстких наших недругов на карте Европы – это Польша? Да просто всё! Исторический старт у нас был одинаков. Однако у наших предков имелась возможность расширять свои границы на восток и на юг, а у предков нынешних поляков враги оказались покрепче, а возможностей для приращивания территорий – куда меньше. Вот и основа для лютой зависти. А где зависть – там искренней дружбе места нет. Не так?..

Потому в истории мы знаем, что с давних времён Польша пользуется любой возможностью, чтобы покорить Россию, или хотя оттяпать у нас кусочек. Самое наглядное тому свидетельство – период Смутного времени начала XVII века. Россия в Польшу пришла куда позднее, чем Польша попыталась посадить на наш трон своего ставленника.

…Нет-нет, конечно же, обо всём этом я тогда не думал, глядя в прекрасное небо. Это я потом их доразвил – свои мысли.

А тогда я думал о том, что если смотрят какие инопланетяне на нас, то, скорее всего,  не могут понять, что же мы делаем. Почему мы не спим, как полагается человеку ночью, а куда-то идём, прячась от местных жителей, во имя блага которых сюда пришли?..

Я понимал и прекрасно понимаю термин «боевая задача». Но в ту ночь я думал о том, что инопланетному высшему разуму эта наша боевая задача оставалась бы непонятной.

А потом последовала команда двигаться дальше. Первым вперёд отправлялся передовой дозор.

Я помню этот миг!

Четверо разведчиков поднялись из тени. На мгновение они оказались от меня точно на фоне большой яркой луны.

О, насколько такая картинка смотрелась бы эффектно на экране!.. Четыре фигуры мужественных солдат, уходящих в сияние лунного света, с горбами вещмешков, с автоматами… Классный кадр!

Но я думал о приземлённом.

Это классный кадр, рассуждал я, когда лежишь на диване с чашкой чаю (бутылкой пива) в руке. На деле же… Эти молодые ребята уже отшагали сколько-то километров по ночной долине горной реки. Они уже устали, и им в эти предрассветные часы очень хочется спать. Им сейчас не до романтики! Но надо вставать и идти, потому что до конечной точки этого ночного марш-броска ещё сколько-то километров, которые требуется преодолеть.

И не просто пройти! Они – передовой дозор! От них, от их бдительности в первую очередь зависит безопасность следующих за ними товарищей. Ну и их собственная, разумеется!

От того, насколько они будут внимательны, зависит жизнь – наша, а также тех неведомых людей, которых мы идём убивать.

Такая вот на войне диалектика жизни и смерти!

…И снова я шёл и шёл. Передо собой в лунном свете видел потёртый вещмешок идущего впереди солдата – к его «сидору» были приторочены туго смотанное одеяло, а также труба гранатомёта «муха». Я отупело смотрел на мешок, и уже не обращал внимание на окружающее.

В голове как-то отстранённо ворочались мысли о том, что эти ребята на подобные выходы отправляются регулярно. А потому уж они-то не пропустят мимо своего внимания засаду противника, если вдруг она встретится на пути.

…Много позже я пожалел о том, что не поинтересовался тогда у комбата, сколько километров мы отмаршировали той ночью. По моим прикидкам – километров двадцать, не меньше. И это не по асфальту, и даже не по простой просёлочной дороге. По ночному бездорожью поймы горной реки.