МАЙ-2019:

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

О литературных юбилеях мая-2019: http://starodymov.ru/?p=29548

О юбилеях, связанных с театром и кино: http://starodymov.ru/?p=29560

630 лет назад умер Дмитрий Донской

Мне неоднократно доводилось слышать мысль о том, что автор об исторических персонажах должен писать так, чтобы не стыдно было с ними встретиться (см.: http://starodymov.ru/?p=22771 ). В общем-то, с какого-то момента я и сам начал это понимать. Прежде всего, следует понимать, что человек жил во вполне определённой исторической эпохе, при принятии решений руководствовался конкретными обстоятельствами данного момента, да опирался на нормы морали и политические хитросплетения той эпохи…

В общем, жил здесь и сейчас, что и предопределяло его поступки (см.: http://starodymov.ru/?p=28333 ).

…О личности и поступках великого князя Владимирского и Московского Дмитрия Ивановича, известного как Донской, мне доводится писать немало (см.: http://starodymov.ru/?p=240 ). Его вклад в дело освобождения России от ордынского ига невозможно переоценить (см.: http://starodymov.ru/?p=11674 ), сколько бы ни пыжились доказать всякую белиберду сторонники всевозможных ветвей «альтернативной истории». Но об уважении к нему, на мой взгляд, можно говорить только как к политическому деятелю.

Доведись мне встретиться с Дмитрием Ивановичем, я бы задал ему два вопроса, и только получив ответы на них, принял бы решение о том, уважаю ли я его как человека. Первое: где ж он всё же находился непосредственно во время Куликовской битвы – официальная версия по этому поводу не выдерживает никакой критики. И второе: как так получилось, что двумя годами позже его семья осталась в осаждённой Москве, в то время как он сам оказался вне кольца окружения, да ещё на безопасном от театра военных действий расстоянии.

Вот и получается, что политические заслуги Дмитрия Ивановича вряд ли кто сможет оспорить; что же касается личных качеств… Жидковат он оказался, братцы, жидковат-с…

Умер Дмитрий Иванович 19 мая 1389 года.

***

500 лет назад умер Леонардо да-Винчи

Я не верю в возможность существования машины времени. Максимум, что я допускаю теоретически, что технически осуществимо создание какого-нибудь хроновизора: аппарата, при помощи которого можно увидеть картинки давно минувших дней, отпечатки которых сохранились во флюидах таинственной «тонкой материи» Мирозданья.

Однако когда знакомишься со списками открытий и изобретений, которые сделали некоторые гении истории, остаётся только в растерянности развести руками: ну как они могли придумать эти шедевры, не получив фантастическую подсказку из грядущего?.. Архимед, Роджер Бэкон (см.: http://starodymov.ru/?p=20933 ), Иван Кулибин (см.: http://starodymov.ru/?p=27581 )…

Ну а на первом месте, понятно, великий Леонардо.

Ведь изобретение делается не ради прикола – в нём должна возникнуть потребность. Причём, потребность не абстрактная, а вполне реальная, опирающаяся на возможности сегодняшнего дня, исходящая из, опять же, философии и психологии нынешней эпохи.

Когда говорят об открытиях и изобретениях да-Винчи, постоянно звучит фраза, что он, мол, «опередил своё время». Не убеждает. Он не опередил время – он как будто видел будущее!..

Леонардо да-Винчи умер 2 мая 1519 года. Он унёс в могилу тайну своего гения. Или всё же где-то в сохранившемся со Средневековья спецхране таятся объясняющие его прозорливость документы?.. Не знаю, конечно… Но то, что тайна существовала – в этом не сомневаюсь ни на йоту…

***

460 лет первой высадке русской рати в Крыму

На протяжении трёх веков Крымская орда оставалась кошмаром Московского государства. И вот в мае 1559 года последовал первый ответный удар. Восьмитысячное войско под командованием окольничего Даниила Адашева спустилось на лодьях по Днепру, захватило два турецких корабля, на которых переправилось на западный берег Крыма. На полуострове началась паника – до того славяне оказывались здесь только в качестве захваченных рабов (см.: http://starodymov.ru/?p=7686 ). Адашев освободил множество пленных и с триумфом вернулся в Московию.

Следует отметить, что одновременно казаки-запорожцы под руководством знаменитого князя Дмитрия Вишневецкого, по прозвищу Байда (см.: http://starodymov.ru/?p=4043 ), близ Азова разгромили крымско-татарскую конную группировку (из истории борьбы за Азов: http://starodymov.ru/?p=22383 ), которая намеревалась ударить на Казань.

***

310 лет назад разрушена Запорожская Сечь

Это стало закономерным следствием предательства, которое совершил запорожский атаман Кость Гордиенко, когда с отрядом казаков перешел на сторону Карла XII (см.: http://starodymov.ru/?p=28098 ).

Пётр I направил на Сечь отряд полковника Петра Яковлева. Ломая сопротивление и сминая казачьи заслоны, отряд вышел к цитадели малороссийской вольницы. Однако с ходу захватить Сечь не удалось. Тогда к Яковлеву подошло подкрепление, которое привел полковник Игнатий Галаган, сам запорожец.

Поскольку значительная часть казачества оказалась настроенной пророссийски, и сторонников Швеции среди запорожцев набралось не так много, Сечь выстоять не имела возможности и пала 18 мая 1709 года.  Мятежников частью казнили, частью полонили, частью просто отпустили…

Главным итогом этого стало то, что положение лишённого союзнических баз шведского войска резко ухудшилось. По сути, Карл XII и двинулся на юг, потому что поверил заверениям гетмана Ивана Мазепы и рассчитывал на поддержку населения Малороссии.

Часть украинского казачества, не пожелавшая принять сторону Москвы, ушла на юг и под Херсоном (см.: http://starodymov.ru/?p=27340 ) образовали Алешковскую Сечь. А окончательно Запорожскую Сечь уничтожил Григорий Потёмкин (см.: http://starodymov.ru/?p=15370 ) в июне 1775 года.

***

315 лет Кронштадту

Об этом островном городе следует непременно рассказать подробнее, тем более, что мне довелось здесь побывать, и впечатления о нём буквально переполняют меня (см.: http://starodymov.ru/?p=19217 ).

А пока – просто коротко: днём основания города считается 7 мая 1704 года.

***

280 лет назад россияне впервые побывали в Японии

В середине XVIII века российское правительство уделяло не так чтобы слишком много внимания изучению дальневосточных границ империи. Да, в этот период «встреч солнцу» отправлялось несколько больших, так сказать, государственных экспедиций, и множество не таких масштабных, организованных промышленниками и «охочими людьми». (например: http://starodymov.ru/?p=28736 ) Однако целью экспансии оставалось в первую очередь добыча мехов и вообще материальных благ, а уж собственно изучение оставалось на втором (если не ниже) месте.

Эта полная отваги и захватывающих приключений эпопея практически вовсе неизвестна нам, неблагодарным потомкам. (Немного о том же: http://starodymov.ru/?p=15866 )

В ходе одной из них и произошло памятное событие.

В составе Второй Камчатской экспедиций одним из отрядов кораблей командовал выходец из Дании Мартын Шпанберг (см.: http://starodymov.ru/?p=7739 ). Изучая Курильскую гряду, он 22 мая 1739 года достиг японского острова Хонсю, где у местных жителей закупил провизию. Это был первый официально зафиксированный контакт россиян и японцев.

***

260 лет со дня кончины миссионера Иоасафа Хотунцевского

Еще одна страница из истории освоения Дальнего Востока (см.: http://starodymov.ru/?p=11794 ).

История этой славной эпопеи свидетельствует, что официальное руководство страны не особо уделяло внимание отдалённым территориям империи (см.: http://starodymov.ru/?p=16374 ). Да и то – середина XVIII столетия, коренную Россию с Сибирью всего-то и связывает, что тоненькая пуповина Бабиновой дороги (см.: http://starodymov.ru/?p=730 )…

И между тем, освоение сибирских просторов постепенно набирало обороты. Причём, не только экономическое, но и культурное. Находились среди православного люда подвижники, отправлявшиеся нести Слово Божие не знавшим его малым народам (см.: http://starodymov.ru/?p=3787 )…

Одним из ярких представителей отряда миссионеров-бессребреников стал Иоасаф Хотунцевский. В течение 17 лет он служил на Камчатке в чине главы духовной миссии. За эти годы его стараниями построено 14 школ и 15 храмов; и не просто построено – они начали служить!..

Следует подчеркнуть, что русские миссионеры не ограничивались лишь проповедью христианского учения, но и большое внимание уделяли просветительской деятельности.

Скончался отец Иоасаф 24 мая 1759 года.

(Пользуясь моментом, помещаю ссылку на публикацию о Камчатке, которую я готовил около десяти лет назад: http://starodymov.ru/?p=670 )