«СОЗВЕЗДИЕ МАРИИ» В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ
Перво-наперво: спектакль мне понравился. Это я чтобы сразу обозначить своё отношение к увиденному. Потому что мало ли кто и чего углядит в написанном ниже!
Итак, по порядку.
В рамках Дней Якутии в Москве, в Гостином дворе, что между Ильинкой и Варваркой, состоялся премьерный показ спектакля «Созвездие Марии». Пьесу написал мой коллега по аппарату Исполкома Международного сообщества писательских союзов, главный редактор «Общеписательской Литературной газеты» Владимир Фёдоров. А поставили спектакль в якутском Государственном ордена Почёта Академическом Русском драматическом театре им. А.С. Пушкина. Постановка посвящена 380-летию вхождения Якутии в состав России.
Коротко – о сюжете. Незадолго до своей кончины Пётр I направил специальную экспедицию, которой предписал определить северные и восточные границы России, – экспедиция вошла в историю Отечества как Великая Северная. Начальником её государь определил командора Витуса Беринга. Под его начало были назначены выпускники Навигацкой школы, которых мы знаем по ставшему легендарным сериалу о гардемаринах. Среди других для исследования неведомых окраин империи отправился лейтенант Василий Прончищев – ему поручалось обогнуть полуостров Таймыр с севера. Отряд, который он возглавлял, провёл огромную работу по инструментальной съёмке реки Лена, а также восточного побережья полуострова Таймыр. Во время зимовки в устье реки Оленёк он и скончался на излёте 1736 года. Однако ореол романтики (трагической романтики) этой истории придаёт то обстоятельство, что Прончищева в том походе на Север сопровождала жена, которая пережила мужа на две недели и была похоронена вместе с мужем в одной могиле.
Вот об этой трагическо-романтической истории – и спектакль.
Любой человек, увлечённый историей, знает, как притягивает исследователя некий отдельный фрагмент нашего прошлого. Вот и автор пьесы Владимир Фёдоров скрупулёзно изучает все обстоятельства, связанные с путешествием Василия Прончищева и его супруги. Он даже участвовал в экспедиции по изучению места упокоения исследователей, и на равных полемизирует с учёными по вопросам, оставшимся невыясненными в судьбе Прончищевых.
Впрочем, об истории написания пьесы хорошо рассказала коллега и землячка Владимира Николаевича Елена Степанова. Остаётся добавить к сказанному, что с именем супруги Василия Прончищева вышел казус. Её настоящее имя – Татьяна. Однако штурман экспедиции, влюблённый в жену друга Семён Челюскин, решив назвать в её честь мыс, написал на карте «М. Прончищевой», что и привело позднейших исследователей к неправильной трактовке: они букву «М» расшифровали как «Марии», а не как «мыс».
Как бы то ни было, а Татьяна (Мария) Прончищева вошла в историю как первая русская женщина – исследовательница Арктики.
Итак, в числе действующих лиц мы видим сплошь известных первопроходцев Севера: Беринг (в спектакле его играет Эдвардас Купшис), Челюскин (Степан Федоренко), Прончищев (Евгений Стрельцов), Овцын (Владимир Кропотов), Ласиниус Илья Данилевский)… Лично мне эти имена известны по энциклопедическому изданию «Арктика – мой дом», к которому я регулярно обращаюсь за справками. А вот теперь увидел этих героев и на сцене – благодаря Владимиру Фёдорову и творческому коллективу якутского театра.
Если коротко, то сюжет пьесы такой. Несколько юных выпускников Навигацкой школы получают предписания отправиться в Якутск, чтобы исследовать пределы империи и определить, существует ли пролив между Азией и Америкой. Один из юных лейтенантов, Василий Прончищев, везёт с собой жену Марию (будем называть её не историческим именем, а именем, под которым героиня предстаёт перед нами со сцены) (актриса Марина Слепнёва). В Якутске верный заветам Петра Виниус Беринг занимается организацией экспедиции, в чём ему помогает капитан Мартын Шпанберг (Александр Лобанов), «отличавшийся жестокостью и свирепым нравом» (это из программки). Они организуют местную навигацкую школу, в которой обучают якутских юношей морскому делу, хотя до самого моря тут ещё очень далеко. Отсюда Беринг рассылает отряды исследователей под командой юных лейтенантов. Несмотря на то, что Устав запрещает брать на корабли женщин, Мария уговаривает Беринга сделать для неё исключение, и отправляется на Север, навстречу, как мы уже знаем, своей погибели… А Петербург в это время живёт своей жизнью, Анна Иоанновна (Евгения Адамчук) развлекается охотой, мимолётом решает государственные дела, плетёт интриги Бирон (Дмитрий Трофимов), подавая информацию императрице в выгодном для себя свете и тем самым подталкивая её к выгодным для себя решениям, идущим в ущерб интересам России… Добавьте к этом жену Беринга (Татьяна Налётова), прислужниц Марии (мне лично очень понравилась её служанка в исполнении Елены Сулак), академика Миллера (Валерий Тверитин), команду корабля и матроса-бунтовщика (Степан Березовский), местных жителей и гардемарина-шамана Попова (Алексей Егоров), ссыльную княгиню Екатерину Долгорукову (Екатерина Нарышкина), придворных, священника Дамаскина (Владислав Мичурин)… Действующих лиц много, картины сменяются одна за другой…
На мой взгляд, этот калейдоскоп сменяющихся лиц и сцен создателям спектакля всё же удался. Зритель не терялся в обилии действующих лиц, и сюжетные линии прослеживались довольно чётко, так что не запутаешься, кто есть кто.
Следует добавить, что спектакль – музыкальный. Здесь много поют. И песни все уместные: где нужно – о Родине, где нужно – о романтике моря, ну и конечно же, к месту – о любви… Поют, понятно, под «фанеру», да только куда ж от неё денешься в наши времена!
Хочется добавить, что звуковое оформление спектакля его здорово обогащает. Тут и плеск волн, и крики чаек, и орудийная пальба…
Создатели спектакля обошлись минимумом декораций. И использовали их с максимальным кпд. Особенно зрителям понравилось многофункциональное использование лестницы. Дело в том, что спектакль проходил не на сцене, а непосредственно в экспозиционном зале, в котором на подиуме расставили зрительские места. И задником игровой площадки оказалась как раз лестница, по которой можно подняться на галерею второго уровня. Так вот, авторы использовали такое положение очень эффективно: например, гребцы устраивались на ступеньках и, просунув вёсла сквозь стойки, изображали греблю, верхняя площадка обращалась в мостик…
Понравилось мне и то, как использован экран, закрывающий подлестничное пространство. На нём по мере необходимости проецировалось изображение то карта с изображением маршрута движения экспедиции, то кораблей, то айсбергов, то летящих стерхов, то соответствующих развитию сюжета зданий… При этом авторы, на мой взгляд, сумели соблюсти в этом меру: такое оформление антураж создаёт, но на себя не отвлекает.
Всё это здорово. Ну а теперь…
…
А кто я, собственно, такой, чтобы разбирать и недостатки спектакля? Ведь не критик записной, в самом деле! И кто сказал, что если мне что не глянулось, так это и в самом деле плохо?..
В целом, как уже сказано, мне спектакль понравился. В нём есть главное: он рассказывает зрителю о мало кому известной страничке истории нашего Отечества. Понятно, что искусство, и театр в частности, имеет много функций; и очень немаловажная среди них – просветительская. Эту свою миссию «Созвездие Марии» выполнило.
Хочу добавить, что Владимир Фёдоров накануне спектакля здорово волновался. Он опасался, что зрителей не наберётся, что зал останется пустым. Опасения оказались напрасными. Желавших увидеть спектакль оказалось даже больше, чем ожидалось. Люди всё подходили, откуда-то несли стулья, выставляли их по бокам, и даже загородили вид на сцену для рассевшихся в первом ряду имеющим право здесь сидеть. Кое-кто из «випов» по этому поводу поворчал, но в целом отнеслись с пониманием.
Дело дошло до курьёза! Как уже говорилось, действие разворачивалось на площадке, перед которой ступеньками поднимались зрительские места. И совсем уж опоздавшие зрители сидели непосредственно на первой ступеньке подиума, ноги их оказались как раз на импровизированной «сцене». По ходу дела сюда выкатывался на роликах помост… Так вот, своевременно укатить его как раз и помогали зрители без мест… И это отнюдь не помешало спектаклю, и более того, создало эффект соучастия нашего в развитии сюжета!
Итак, спектакль удался.
Хотел уже завершить разговор о спектакле, а просмотрел свои записи, сделанные по ходу действия, и понял, что было бы несправедливо не сказать ещё вот о чём.
Очень удачно авторы показали контраст между буднями полярников и тем, как это воспринимается царицей Анной Иоанновной и её придворными.
Так получилось, что большую часть военной службы я провёл в гарнизонах, и немало побывал в районах боевых действий. А потом, оказываясь в паркетно-ковровых московских начальственных кабинетах, поражался, насколько по-разному видится одно и то же из фронтового окопа, из-за забора богом забытой «точки» в пустыне, из звуконепроницаемого окна на Арбатской площади… Так вот, создатели постановки сумели это показать. Спасибо, друзья!
Ну и последнее.
На спектакль пришло немало коллег по МСПС. Вот несколько из них, кто попал в объектив моего фотоаппарата, и снимки которых получились более или менее удачными.
С удачей тебя, Владимир Николаевич!
Наверное, следует назвать людей, собственно создавших спектакль.
Владимира Фёдорова я уже называл.
Постановка – Андрей Борисов.
Ассистенты режиссёра: Эдвардас Купшис (на мой взгляд – один из лучших актёров, кто был на сцене), Елена Корнилова-Мягкая.
Художник-постановщик – Ариан Ермолаев.
Художник по костюмам – Сардана Федотова (подскажите, пожалуйста, актёрам, чтобы перед выходом на сцену вынимали из карманов сигареты и мобильники, а то смотрится смешно).
Музыка – Виктор Климин.
Аранжировка – Владимир Пономаренко.
Педагог по вокалу – Татьяна Кутугутова.
Жанрово-сценическая адаптация мюзикла – Анастасия Ермолаева.
Спектакль ведёт помощник режиссёра Татьяна Лобашова.
Ну что ж.
ВСЕМ СПАСИБО!
Здравствуйте! Очень много слышал положительного об этом спектакле. В культурном отношении – явление совершенно уникальное. Пьеса, как известно, написана еще в 70-х, но до сих пор не теряет своей актуальности. Не знаете, как ознакомиться с оригиналом пьесы или увидеть спектакль в записи?
P.S. Запомнилось передача с Владимиром Федоровым на “Народном радио”, где он рассказывал о Семене Челюскине, в честь которого назван мыс, самая северная точка континента. На протяжении 50 лет после своего легендарного открытия он считался лгуном, т.к. никому в то время не верилось, что человеку возможно достичь этого места. И объяснение, которое нашел Федоров, заключалось в том, что Челюскин был для своего времени образцом нравственного и морального идеала, позволившего ему преодолеть предел человеческих возможностей. Вообще, тема русских первооткрывателей незаслуженно забыта и спасибо Вам за проявленное внимание к знаковому в нашей культуре событию.
Спасибо, Сергей! Я обязательно ориентирую Владимира Николаевича на Ваш отклик. Ну а как ознакомиться с оригиналом, тут он сам Вам ответит.
Хорошо написали! Приятно!