Санкт-Петербург – Кронштадт

Круиз Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Нижний Новгород.

25 июля – 7 августа 2015 года.

Теплоход «Александр Пушкин», турфирма «ВодоходЪ».

О Петербурге много писать не буду. Об этом городе уже столько написано, и мастерами слова куда более маститыми, чем я.

Да и на моём сайте уже этот мегаполис-красавец появлялся не раз.

http://starodymov.ru/?p=848

http://starodymov.ru/?p=10417

Впрочем, в этот раз мы в Питере времени провели не так много. Записались на экскурсию в Кронштадт. Вот тут впечатлений – выше крыши. Но опять же: обо всех рассказать не получится, да и для многих не станут эти мои впечатления откровением. И всё же…

Путь на остров проложен по дамбе – той самой дамбе, вокруг которой велось и ведётся столько споров. В самом деле, она гарантированно спасает Петербург от наводнений. Но и она же способствовала заболачиванию прилегающей территории. К тому же, насколько я слышал и читал, со стороны отгороженной акватории здесь развелись какие-то микроорганизмы, которые заметно и негативно влияют на биоценоз… В общем, как и любое вмешательство человека в природу, оно имеет по меньшей мере две стороны, а реально, как правило, куда больше.

Да, нужно отметить ещё вот что. Кронштадт стал единственным местом на протяжении всего круиза, где мы попали под настоящий дождь. Тучи нас сопровождали постоянно, где-то рядом, впереди или сзади на нас надвигались ливневые тучи, однако покровительствовавшие нам силы неизменно сохраняли над теплоходом сухое окошечко. И только в Кронштадте – пролилось.

Впрочем, допускаю, что без этого дождя впечатление о местной погоде осталось бы неполным.

Кронштадт – остров-крепость. Его задачей являлась защита подступов к Петербургу. Соответственно, изначально всё и вся было подчинено этой задаче-максимум.

Здесь множество всего интересного.

Петровский док, который задумал Пётр, а построили его через четверть века после его кончины.

Здесь имеется отметка, от которой ведётся отсчёт высот по всей России.

Здесь располагается Кадетский корпус, в котором учился Борис Борисович Лобач-Жученко, который называл себя последним гардемарином и с которым я двадцать лет назад делал интервью. (Вот те на! Оказывается, я его до сих пор не отсканировал и не выставил!.. Нужно исправить!).

И здесь экскурсовод посетовала вот на что. К слову, в разных интерпретациях данная тема поднималась уже на раз в ходе круизов.

Памятник глубоко мною уважаемому адмиралу Макарову

В советские времена Кронштадт был закрытым городом и власть тут полностью принадлежала военным. Власть в смысле местная, содержанием ЖКХ тут занималась КЭЧ. Но вот перестройка, всё – народу, урезать аппетиты военщине!.. Перестроились, отдали, урезали… Но ведь горлопанить – это одно, а рукавчики закатить и вкалывать – большая разница!

И повсеместно постоянно слышишь о том, как переданные местным властям городки начали приходить в упадок. Вспоминаю историю ещё их Туркмении. Там на территории пограничной зоны у впадения в Каспийское море реки Атрек гнездились фламинго. И вот местные власти добились передачи им пограничной полосы отчуждения. Мне рассказывали пограничники, что тут началось! Красивых розовых птиц уничтожали сотнями и тысячами – ради перьев и охотничьего азарта.

Согласен, вспомнилось не к месту. Но если вспомнилось – почему бы не поделиться?.. В любом случае, мне рассказывали о многих военных городках по всем просторам России, которые разрушаются.

Да, ещё я был свидетелем, как мерялись властями военные и гражданские в Кушке в 1989 году.

http://starodymov.ru/?p=105

И вот в Кронштадте – та же картина. Местные жители с тоской вспоминают времена, когда эксплуатацией города занималась военная КЭЧ.

Правда, экскурсовод не преминула съязвить о том, что в советские времена к приезду начальства красили траву. Не перестаю повторять: за тридцать лет службы в армии ни разу и нигде не видел такого. Бордюры и канализационные люки – да, камушки вдоль дорожек на секретных объектах – да, крыши в зелёный цвет – да… Даже листву осенью обивали с деревьев, чтобы в течение дня поменьше облетала – и это было. Но траву не красили. Может, такое и имело место где-то, но не в нашем районе (это я на товарища Саахова намекаю).

Любопытный факт из истории Петровского парка. То, что он насыпной, уже само по себе впечатляет. Сколько ж труда требовалось положить, сколько породы и почвы перетаскать – и это ж без экскаваторов и скреперов!.. Но трогает душу ещё вот что. Военный генерал-губернатор острова Фаддей Беллинсгаузен  долго просил у казны средства на озеленение парка. А потом закупил саженцы из своих личных средств, и их высадили матросы. Ту красоту, что мы видим сегодня, оставили нам Фаддей Фаддеевич и множество безвестных матросов! А парк – Петровский!

Показали нам беседочку, в которой великий, но непрактичный Александр Попов демонстрировал изобретённый им первый в мире радиоаппарат. Почему непрактичный?.. Да потому что изобрёл, да не запатентовал его! А Маркони подсуетился – и стал всемирно известным.

А ещё в Кронштадте интересен губернский квартал. Его в своё время возводили по такому принципу. Каждая губерния Российской империи обязывалась построить, по меньшей мере, одно здание. Мне, разумеется, сразу вспомнился Ташкент, который после землетрясения восстанавливали по тому же принципу, только не губерниями, а союзными республиками.

Ещё один факт, о котором я не знал. Оказывается во времена деревянных кораблей и отсутствия электричества в портах действовал запрет на приготовление пищи непосредственно на судах. Причина проста – от неосторожного обращения с огнём мог начаться всеобщий пожар. Если корабль загорится в открытом море – это его персональная беда. Но если пламя займётся при такой скученности деревянных плавсредств, да под полотняными парусами!..

Короче говоря, на берегу неподалёку от причальной стенки ещё при Петре построили т.н. «голландский дом», а именно – единый камбуз на все суда. Старшиной его становился кок, который первым сюда прибудет и займёт самое «козырное» место. А опоздавшие кашевары вынуждены были подлащиваться к нему, поднося, разумеется, по бутылочке рому. И приготовленную на безопасном удалении от кораблей пищу потом разносили по командам.

О знаменитом Морском соборе скажу только одно: это величественное сооружение производит неизгладимое впечатление. Но о нём столько написано, столько сюжетов показано по телевидению, что с моей стороны было бы слишком самонадеянно стараться что-то к этому добавить. Единственное: я долго ходил вдоль табличек с именами погибших моряков, которых тут тысячи и тысячи…

Ну и напоследок… Экскурсовод рассказала такую историю. В стародавние времена в Кронштадте опробовали разное покрытие для мостовых. В частности, и чугунные плашки. Так вот, в годы Великой Отечественной войны на одном из предприятий Кронштадта изготавливали морские мины. Но где взять металл?.. И вот кто-то вспомнил об этих плашках… Мостовые начали разбирать и переплавлять их. Так что в годы войны даже мостовые Кронштадта воевали с гитлеровцами.

О путешествии в Кронштадт ещё много можно рассказывать и рассказывать. Но лучше всё там побывать.

Красавица, дай напиться!

Обедали мы в ресторане «Москва». Где и сделан вот этот снимок.