МЫСЛИ, ПОРОЖДЁННЫЕ «СЛОВОМ О ГИВИ»

(Часть 2)

О всплеске поэзии

Продолжаю рассказывать о презентации книги «Слово о Гиви» (см.. начало: http://starodymov.ru/?p=29038 ), которая проходила в Московском доме национальностей (см.: http://starodymov.ru/?p=27944 ), что близ станции метро «Красные ворота» (см.: http://starodymov.ru/?p=25801 ).

Кто-то в выступлении затронул вопрос о поэзии. Могу ошибиться, но, по всей видимости, это была Елена Романенко, занимающаяся волонтёрской помощью Донбассу.

Прозвучала мысль, что Великая Отечественная породила превеликое множество замечательных стихов и песен (например: http://starodymov.ru/?p=27593 ). Затем война в Афганистане вызвала всплеск поэтического творчества, на свет появилось много стихов и особенно песен, посвящённых событиям «за речкой». Кровавую драму в Чечне поэтическое творчество стыдливо проигнорировало. (Ещё о песенном творчестве: http://starodymov.ru/?p=26149 ) Зато в условиях Донбасского кризиса музы Мельпомена и Эвтерпа, а также (пусть и в несколько меньшей пока степени) Каллиопа явно активизировались.

На мой взгляд, данное наблюдение отражает чрезвычайно важную с психологической точки зрения, даже социально-психологической, глобально-психологической закономерность.

В Афганистане мы искренне верили, что, придя на эту землю, делаем благое, правильное дело. Своё пребывание «за речкой» мы расценивали как защиту своей Родины от происков коварных американцев, как реализацию своей интернациональной миссии – советская идеологическая машина до поры до времени функционировала неплохо (именно до поры – до времени: http://starodymov.ru/?p=24600 ).

И в этих условиях фронтовая поэзия буквально расцвела! И авторская песня – тоже. При этом, что обращает на себя внимание: стихи и песни могли быть и трагическими, и грустными, и ностальгическими… Но ни в коем случае не тоскливыми, не унылыми, не упадническими… Наверное, слушатели той поры таковые просто не восприняли бы.

А в период боевых действий на Кавказе и в самом деле песен я что-то не слышал. Наверное, всё же они звучали, но… Не слышал я, в общем. И сейчас на ветеранских концертах особо не звучат.

Да и то – что воспевать-то!..

В Первую кампания я в Чечне побывал трижды. Во время первой командировки увидел, насколько наши подразделения не подготовлены к войне (см.: http://starodymov.ru/?p=2140 ). Вторая показала, что наши части воевать научились (см.: http://starodymov.ru/?p=416 ). А во время третьей (см.: http://starodymov.ru/?p=2151 ) я наблюдал растерянность и  непонимание нашими солдатами и офицерами, что же происходит у них за спиной, когда первые лица государства вели переговоры с сепаратистами, всячески потворствовали им….

В Дагестане (пользуясь случаем, рекомендую: http://starodymov.ru/?p=14490 ) и во Вторую Чечню (немного об этом: http://starodymov.ru/?p=1011 ) я работал в пресс-службе, так что «на передке» если и оказывался, то только наездами, и песен слышать не мог по факту.

Но ведь и не попадались мне на глаза стихи, не присылали мне впоследствии песен непосредственно о войне. Зато вспоминается песня совсем иного рода, которую написал и исполнял Василий Денисов: http://starodymov.ru/?p=834 .

Да что там говорить! Ветеранские организации Афганистана, их лидеры локтями толкаются между собой в стремлении доказать свою значимость (см.: http://starodymov.ru/?p=4325 ). А ветераны Чечни?.. Прежде всего, и в самом деле, как гордиться этим, коль за спиной вызревала измена, а свои же СМИ поливали грязью…

Ну а потом… Будем уж говорить откровенно: при засилии в наших крупных городах выходцев с Кавказа, оно и опасно – ветеранам вместе собираться, какие-то клубы создавать… А срочно нововведённые статьи Уголовного кодекса чётко обозначили: в случае чего – Закон примет сторону инородца.

И вот Донбасс…

Как я уже писал выше, обе стороны считают, что воюют истинно за правое дело. Отсюда – и всплеск поэтического творчества. С обеих же сторон. Я знаю, что говорю! Я готовил к публикации сборник «Строки мужества и боли…» (см.: http://starodymov.ru/?p=19593 ), в котором собрана поэзия сторонников Новороссии, и я слушал записи песен, сложенных бойцами АТО.

И нередко они очень похожи между собой – эти песни. Потому что слагали их люди одного этнического корня, одной исторической эпохи.

Повторю, повторю и повторю: я не понимаю и не принимаю недоумков, которые скачут на Майдане или требуют «москаляку на гиляку». Но солдата-призывника украинской армии понимаю – он человек подневольный, к тому же также искренне верящий, что воюет за правое дело. Параллель с Гражданской войной – самая прямая.

Смело мы в бой пойдём

За Русь святую!

И как один прольём

Кровь молодую!..

Так пели «белые». Вариант «красный» мы все помним с детства.

В общем, я свою точку зрения высказал. Стихи и песни слагаются на той войне, которую солдат считает своей!

И как не привести строфу, написанную Сергеем Барковским, которая может послужить символом войны!

Далеко ещё до мира.

Подкачать бойцам нельзя!

Отомстить за командира

В бой пойдут его друзья!