ДАГЕСТАН И РОССИЯ – ВЗГЛЯД БЕЗ ПРЕДВЗЯТОСТИ

О книге Александра Ачлея «Лицо кавказской национальности»

Будь моя воля, я бы эту небольшую книжку включил в список обязательной к прочтению в российских школах.

И не потому даже, что она как-то совершенно замечательно написана, не потому, что в ней приведены некие умопомрачительные факты. Нет, просто книжка помогает взглянуть на привычные вопросы под новым углом. И она учит добру, благожелательности к людям другой национальности. Причём, большой вопрос, кому она в первую очередь адресована: русским или жителям Кавказа.

Речь идёт о публицистической книжке Александра Ачлея «Лицо кавказской национальности».

Помню, как-то ещё в начале 90-х в одной своей публикации я ничтоже сумняшеся употребил это расхожее словосочетание: «лицо кавказской национальности». Мой тогдашний начальник спросил у меня что-то в том духе: а ты знаешь такую национальность?.. Конечно же, я тут же понял свою оплошность, несуразность формулировки – ведь  такой национальности и в самом деле не существует, но просто бездумно повторил устоявшуюся словесную конструкцию. Однако после того случая, осознав её абсурдность, больше не употребляю.

А вот автор книжки вынес это словосочетание в заголовок.  Будучи сам дагестанцем, Александр имел право так написать. Мы – все остальные – такого права не имеем!

Каждый человек вправе гордиться своим народом, своей нацией, своей Родиной. Книга Александра Ачлея может служить настольным пособием того, как эта гордость должна проявляться у культурного человека – истинного патриота. А именно: гордость за свой народ, но не в ущерб народам другим!

Александр рассказывает об истории родного края, об истории своего народа, об истории своего рода. Он повествует о культуре, обычаях, о славных людях своего отечества…

И всё это автор осуществляет на примере своей семьи – семьи в самом широком понимании этого слова.

Главная мысль, которую, как я понял, постарался донести до читателя Александр: каждый народ уникален, однако только вместе мы можем жить и процветать. Он пишет о том, что человек должен любить свой народ и глубоко уважать другие народы своей страны; да и других государств тоже.

Впрочем, наверное достаточно общих слов. Поговорим собственно о книге.

Александр Ачлей – дагестанец.

Я знаю, что так говорить не совсем верно. Национальности «дагестанец» в природе не существует. Это всё равно что сказать «россиянин». То есть дагестанец – значит человек, проживающий в Республике Дагестан. А там народов – за полсотни!

Однако автор позиционирует себя именно как гражданин Дагестана. Ну а раз так, то и повторюсь: Александр – дагестанец. Однако при этом он офицер Советской армии, сейчас, понятно, в отставке.

Так вот он и пытается разобраться во взаимоотношениях всей России и Северного Кавказа, русских и кавказцев. Он и книгу начинает с этой проблемы: откуда пошло и в чём проявляется это противостояние. В России раздаются голоса о необходимости отделения Кавказа, а в том же Дагестане раздаются голоса о необходимости отделения Кавказа. Что, читатель, скажешь, что автор зарапортовался?.. Да нет, именно так и обстоят дела.

И Александр пытается доказать, в чём пагубность подобной перспективы, пусть пока и гипотетической.

Он рассказывает об истории заселения Северного Кавказа. Он рассказывает о том, как складывался исторический облик «лица кавказской национальности» (он вводит аббревиатуру ЛКН – ну так воспользуюсь ею и я), о традициях и обычаях… Как подлинный сын своего народа, немного идеализирует его, ну да это вполне простительно, если разобраться.

Автор не особо заостряет внимание на Кавказской войне XIX века. Не стану делать этого и я.

А вот дальше остановлюсь на ряде моментов подробнее.

Александр рассказывает об одном эпизоде, когда совершенно незнакомый человек помог ему в сложный момент жизни. Просто подошёл и помог. Бескорыстно. Автор признаётся, что потом так и не узнал, кто это был.

Должен признаться, в моей лично биографии несколько раз случались похожие ситуации. Когда совершенно нежданно-негаданно рядом оказывался человек, чаще случайный, который подсказывал, как из проблемной точки выбраться. В такие мгновения поневоле начинаешь верить в благоволящие тебе высшие силы, которые направили к тебе своего эмиссара.

Особое внимание автор уделяет семье и семейным отношениям горцев. И что бы кто ни говорил, а в этом вопросе нам, русским, поучиться бы у них!.. В книге обо многом идёт речь, но я затрону только один вопрос. Кавказская семья обязательно имеет детей. Не в единственном числе, а именно детей – во множественном. Так что же после этого удивляться, что малые народы становятся всё большими, зато наш, некогда многочисленный, редеет?..

Мы гордимся, что женщина имеет всё больше прав, что она достигает высоких рубежей в карьерном росте, что  она ни в чём не уступает мужчине… Но только ведь не бывает медалей с одной лишь лицевой стороной! Мы расплачиваемся за эмансипацию вымиранием нации и инфантильностью мужчин. Только рядом с настоящей женщиной мужчина становится настоящим мужчиной – рядом с наливающимися независимостью женщинами и мужчины мельчают.

В фильмах наших расхожим стал сюжет, когда женщина рыдает над телом погибшего сына: он у меня единственный!.. Это, если разобраться, реквием нашему народу: не хотят бабы рожать! Причин, по которым это происходят, можно назвать множество: недостаток денег, нехватка жилья, отсутствие брутальных мужчин, ещё какие… И всё это будет правдой. Однако неглавной правдой. А главная правда состоит в том, что наша женщина не хочет быть мамой! И уж подавно не желает становиться многодетной мамой!

Да, это поветрие коснулось и Кавказа. И горские женщины стали меньше рожать, чем встарь. И всё же у них по несколько детей – у нас по одному–двое.

Нередко можно услышать, что некая женщина ребёнка «родила для себя». Словно игрушкой живой обзавелась. Не думаю, что подобную фразу можно услышать в Дагестане.

Ачлей много места в своей книге отводит рассуждениям о том, насколько мы нужны друг другу – Россия и Кавказ. И тому, сколько мы оба потеряем в случае, если расстанемся. Вывод, который делает автор: потеряем оба, причём, намного больше, чем приобретём.

Рассуждает автор и о другом, с чем я также полностью согласен. Кремль совершает много ошибок, выстраивая свою кавказскую политику. На эту тему трудно рассуждать, не зацепив чьи-то национальные чувства. Если бы стояла цель порассуждать об этом, у меня имеется что сказать… Однако речь идёт о книге «Лицо кавказской национальности», а потому я просто отсылаю читателя к рассуждениям автора.

…Подводя итог своим впечатлениям о книге Александра Ачлея «Лицо кавказской национальности», хочу в какой-то степени повторить мысль, с которой начал эти заметки.

В основе межнациональных конфликтов лежит отношение к представителям других этносов, выраженных формулой «мы–они». Насколько я понял точку зрения автора, он считает этот путь тупиковым. Каждая нация, являясь самодостаточной этнической единицей, должна исходить из посыла, что только вместе мы сила, только когда едины и неразделимы!

В чём я абсолютно уверен, что любая сора всегда ведёт к разрушению. Любой мир всегда созидателен по сути своей. Когда эту несложную истину осознают все приверженцы формулы «мы–они», какой бы нации они ни принадлежали, в наших взаимоотношениях наступит умиротворение.

Стоп-стоп!!! Не нужно начинать сейчас, что «они первые начали!». Вместо этого следует сказать: «я был неправ!».

Конечно же, это утопия. Но как же хочется верить, что когда-то мы придём к этому.

Ачлей А.

Лицо кавказской национальности / А. Ачлей. – М.: Волант, 2013 (Кулинария разведки)