БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Из записок о командировке на Абрамовские дни)

(См.: http://starodymov.ru/?p=26833 )

Как я уже писал, в Борисоглебском мне ранее бывать не доводилось.

Однако память – такая штука странная… Когда я входил на территорию монастыря, у меня возникло ощущение, сходное с дежавю. Вроде как некий бит информации толкался изнутри, просился в участок мозга, где смог бы напомнить о себе процессу формирования мыслей (о формировании мысли: http://starodymov.ru/?p=23781 )…

Покопавшись в своих былых записях, я наткнулся на пометки, после которых оставалось только досадливо воскликнуть в собственный адрес бессмертное: «Семён Семёныч!..».

Есть такое понятие – перенасыщение информацией. Вот такое случилось и у меня несколько лет назад. В тот день мы совершили невероятно долгую экскурсионную поездку из Ярославля до Углича (см.: http://starodymov.ru/?p=3360 ). И на нас обрушилось столько сведений и впечатлений, что немалая часть их попросту не в силах оказалась зафиксироваться в голове.

Так и вышло, что в Борисо-Глебский монастырь мы в тот раз заезжали, да только не запомнил я его. Не то, чтобы вообще не запомнил, но как-то поверхностно, фрагментарно среди остальных запечатлевшихся в нейронах головного мозга картинок.

Вот и выходит: вроде как некогда и побывал я здесь, а вроде как и воспринимал всё заново.

Итак, Борисоглебский на Устье Ростовский мужской православный монастырь основан в 1363 году по благословению Сергия Радонежского (см.: http://starodymov.ru/?p=25746 ). Его основатели, иноки Феодор и Павел похоронены здесь же, и почитаются как святые…

В допетровские времена являлся «домашним» монастырём московских великих князей и первых царей… Соответственно, считался весьма богатой обителью…

Мощные крепостные стены возведены ещё в те времена, что вполне естественно – при Петре и его преемниках границы царства значительно раздвинулись, и нужды в строительстве подобных цитаделей уже не возникало. Впрочем, как рассказали мне, этим стенам свою фортификационную функцию выполнять не довелось – и было б здорово, если бы на территории нашего государства подобных, не воевавших» крепостей-монастырей оказалось побольше. Однако, увы, на деле всё выходит иначе (см.: http://starodymov.ru/?p=3695 )…

На входе в обитель – а вход расположен под красивой надвратной церковью – стоит не совсем обычный для монастыря памятник. Вернее, где-то он, скорее всего, не вызвал бы удивления, а тут… В общем, за оградкой на сложенной из булыжников пирамидке высится большущий якорь – казалось бы, что ему тут делать, за многие сотни, а то и тысячи километров от ближайшего моря!.. Однако оказалось, что несколько иноков обители принимали участие и даже погибли в морских сражениях, в частности, в Цусимском (см.: http://starodymov.ru/?p=17601 ), а один нёс службу на легендарной «Авроре». Об этом сообщает пояснительная записка, помещённая на кресте рядом с якорем.

На территории обители имеется ещё несколько подобных записок, прикреплённых к крестам и даже просто к деревьям, рассказывающих об известных святых, исполнявших здесь земную службу.

В частности, здесь в 1511 году упокоился известный святой Тихон Ростовский (Малышкин). Крест на его могиле – современный, зато надгробная плита – стародавняя, сохранившаяся со второй четверти XVI столетия.

Однако наиболее известный насельник обители – Иринарх Затворник, живший в конце XVI – начале XVII столетия, известный многими благими делами (о которых я ещё расскажу). Однако главный его вклад в отечественную историю состоит в том, что он в 1612 году (см.: http://starodymov.ru/?p=23696 ) благословил на освободительный поход спасителей Отечества Дмитрия Пожарского (немного о нём: http://starodymov.ru/?p=3627 ) и Козьму Минина.

В советскую эпоху на территории упразднённого монастыря располагались различные светские учреждения… В 1994 году обитель возродилась, а в 2015 году ей возвращена вся территория монастыря. Сейчас здесь идёт активная реставрация построек и внутренняя отделка помещений.