КРУИЗ-2011:

МОСКВА – НИЖНИЙ НОВГОРОД – МОСКВА

- Канал им. Москвы

- Мышкин

- Кострома

- Плёс

- Городец – Семёнов

- Нижний Новгород

- Ярославль – Ростов Великий – Борисоглебский – Углич

В прошлом году мы с супругой впервые совершили плавание на теплоходе по водным путям России. И в этом году решили также совершить круиз, только по несколько другому маршруту. Уж очень такая форма отдыха оказалась замечательной.

И вновь впечатление самое великолепное. Так что, если не привмешается некий нежданный фактор, собираемся в будущем году совершить новое плавание, и уже маршрут прикинули.

Однако это только задумки на следующий год. А пока вернёмся в август 2011 года.

Итак, путешествовали мы на красавце речном лайнере «Феликс Дзержинский» судоходной компании «Водоходъ». Наш маршрут на этот раз был таким. Северный речной вокзал Москвы – канал им. Москвы – далее вниз по Волге – Мышкин – Кострома – Плёс – Городец – сухопутная экскурсия в Семёнов, где делают «хохлому» – Нижний Новгород – потом в обратный путь – Ярославль – далее посуху автобусом в Ростов Великий – Углич – и домой. На всё – неделя, чуть меньше семи суток.

Просто механически пересказывать, что и где мы видели – можно, конечно, и таким путём пойти. В конце концов, что ни пункт, названный выше – то интереснейшее место, о котором можно рассказывать много. Вот только кто осилит чтение столь пространного текста?

К тому же в прошлом году я подготовил подробное описание маршрута, по которому мы проплыли. И не хотелось бы повторяться – в творчестве не должно быть механических повторений.

Потому в этот раз рассказ о путешествии построю по другой схеме.

Канал им. Москвы

В путь! Сзади - здание речного вокзала

Как правило, каналы прокладывают для облегчения транспортного сообщения между регионами. Что касается гидротехнического сооружения, о котором идёт речь, то первопричиной его строительства стала совсем иная.

Проблема дефицита воды в Москве начала нарастать уже давно, ещё в XVIII веке. В веке XIX вопрос стоял уже достаточно остро. Однако где её взять, эту воду?.. Вот и решили перебросить её из Волги в Москва-реку. Осуществили задуманное большевики в тридцатые годы, силами в основном заключённых. И теперь на левом берегу Волги в районе Дубны стоит Ленин и задумчиво глядит вдоль канала им. Москвы, который ответвляется от великой русской реки, чтобы поить столицу.

Канал им. Москвы

Что такое этот канал? Вот несколько чисел. Построен в течение четырёх лет и восьми месяцев, длина 128 км, ширина в самом узком месте составляет 85,5 метров, глубина 5,5 метров… Но канал – это не просто канава с водой, это также 240 различных сооружений – плотин, шлюзов, дамб, причалов… И главное – электростанций и насосных. Потому что главная задача канала – служить водопроводом, а потом уже транспортным путепроводом! Хотя тут трудно, понятно, провести разделительную черту между понятиями, коль он создан для решения ряда задач.

Любопытные факты. Для решения данной сверхзадачи в начале 30-х годов предлагались несколько проектов. Если сказать коротко, дело упиралось в решение главной проблемы: нужно было либо копать канал невероятной глубины, чтобы вода из Волги текла сама по себе, либо строить систему шлюзов, чтобы поднять ту же воду на высоту Клинско-Дмитровской гряды, то есть на полсотни метров относительно уровня воды Волги. Историческая легенда гласит, что судьбу проекта решила фраза, сказанная Серго Орджоникидзе, что, мол, мы не допустим самотёка – ни в партии, ни в строительстве.

Для закачки воды с нижнего бьефа Северного склона на верхние «этажи» требуется много энергии – ежесекундно насосы перекачивают десятки и десятки кубометров животворной влаги.  Ну а по Южному склону стоят турбины, которые преобразуют энергию ниспадающей воды в электричество. Распространённое заблуждение состоит в том, что в результате энергозатраты компенсируются в полном объёме. Увы, вечный двигатель изобрести пока не удалось, и в сеть возвращается только часть затраченного.

И ещё. Северный речной порт располагается не на Москва-реке, а на берегу канала им. Москвы, причём, на самом высоком его уровне. Не все знают, что всем известный его шпиль имеет специальный механизм, который позволяет убирать его внутрь здания. Правда, осуществляли эту операцию за период со дня открытия порта, т.е. с 1937 года, всего несколько раз.

Протяжённость Водораздельного бьефа, т.е. самого верхнего уровня канала, составляет полста километров. Он представляет собой цепочку водохранилищ, и трудно порой определить, в каком месте проходит граница между ними. По тёплой погоде здесь носится множество водоплавающих средств – как быстроходных, так и парусных, как трудяг затрапезного вида, так и надменных баснословно дорогих красавиц. И даже тут виден характер человека, стоящего штурвалом – кто-то управляет яхтой или катерком аккуратно, а кто-то откровенно лихачит…

А затем начинается цепочка шлюзов, по которым корабль постепенно, словно по ступенькам, спускается в Волгу.

Тесновато в шлюзе, однако

Процесс шлюзования – дело непростое, требующее умения, точности и аккуратности. Вместе с крупными судами здесь притискиваются и суда-маломерки. Говорят, что стоимость шлюзования для мелкой яхты составляет 30 тыс. рублей. Уж не знаю, насколько эта озвученная нам сумма соответствует действительности, но если она даже завышена, то помноженная на шесть шлюзов до Волги, удовольствие прокатиться получается не из дешёвых.

Особенностью речного путешествия является то, что в ходе плавания можно бесконечно любоваться проплывающими по бортам берегами. Пейзажи великолепны на всём протяжении маршрута. Однако именно вдоль канала имеется такая особенность: здесь больше всего ощущается урбанизация: всюду видны причальные стенки, автомобильные и железнодорожные мосты, вдоль берега тянутся шоссейные дороги и железнодорожные пути, виднеются высотные здания… По мере удаления от столицы такая концентрация цивилизации всё больше уступает место природе.

Это навлекает на разные мысли. Например, на такую. В незапамятные времена человек селился там, где удобнее было добывать пропитание. В более близкие времена – там, где имелась возможность найти работу. Ну а теперь – там, где крутятся деньги, то есть можно заработать, не производя реального продукта. Вряд ли такую тенденцию можно считать правильной.

Водохранилища

Знаменитая колокольня Калязина

Наверное, символом водохранилищ как таковых можно было бы провозгласить знаменитую колокольню в Калязине, которая торчит из воды. В самом деле, вряд ли какой иной образ столь наглядно показывает, что водохранилище – это не просто затопленные земли, но и места обитания человека.

И чего они больше приносят – пользы или вреда? Как выразился экскурсовод по маршруту Владимир, такой реки, как Волга, больше не существует – вместо неё имеется каскад водохранилищ.

Ревнители старины, многие экологи считают, что водохранилища приносят куда больше вреда, чем пользы. Они заливают природу, старинные сёла, сельскохозяйственные угодья. Они увеличивают испаряющее водное зеркало, что влияет на изменение климата, в частности, в реках, на которых строятся плотины, меняется температурный режим. Мне доводилось читать, что археологи (во всяком случае, некоторые) считают создание Цимлянского водохранилище просто преступлением, потому что оно затопило уникальные захоронения и культовые памятники дохристианской старины, в частности, хазарская крепость Саркел; кроме того, это негативно сказалось на состоянии Азовского моря.

У их оппонентов – своя аргументация. Именно водохранилища делают судоходной ту же Волгу до

Закат над водохранилищем

самого Ржева и даже выше. В былые времена в районе Мышкина реку летом можно было перейти вброд. Не говоря уже о том, что благодаря плотинам расположенные вдоль рек населённые пункты обеспечиваются электроэнергией и водой. Что же касается того же Цимлянского водохранилища, оно является лидирующим в России по вылову рыбы.

Короче говоря, всё в мире относительно, и пребывает в диалектическом противоборстве противоположностей.

Та же Москва, коль уж в ней начиналось наше плавание, может вволю потреблять, и даже транжирить воду исключительно благодаря плотине Иваньковского гидроузла.

Возможно, когда-нибудь человечество научится обходиться исключительно экологически чистыми и безопасными источниками энергии. Тогда, быть может, и встанет на повестку дня вопрос об уничтожении всех плотин. На сегодняшний день подобная проблема неактуальна. У гидроэлектростанций и водохранилищ альтернативы нет!

Мышкин.

Вот очень мне интересно: как поживает нынче тот человек, который самый первый подал идею «раскрутки» города Мышкина. Впрочем, я вполне допускаю, что имени его история не сохранила, что мне на данный вопрос ответят, что того «самого первого» не существовало вовсе, что идея зародилась и начала материализоваться из воздуха. Быть может, и так. Только ж должен был кто-то первым сказать «мяу» – пардон, «мышь».

Вот такие мышатцы

В журналистике существует общепринятое правило, согласно которому однокоренные слова в тексте имеют право повторяться как можно реже, а одинаковые не должны повторяться в соседних предложениях. Так вот, при всём моём желании следовать ему, в данном разделе записок просто невозможно избежать бесконечного повторения слова «мышь». Этот грызун тут всюду, причём, в любом виде, даже в самом неожиданном.

Человеку, который ни разу не бывал в Мышкине, просто трудно себе представить, насколько эффективно здесь используют образ грызуна, являющегося символом города! В сезон к пристани теплоходы с туристами причаливают один за другим. Каждый из них встречают две мыши в рост человека, которые поют гимн родному городу и тут же подставляют горщочек-чугунок для монетки за право сфотографироваться с ними. И затем – повсюду в городе тебя сопровождает всё тот же ушастый-хвостатый образ. Вряд ли будет большим преувеличением, если сказать, что эта серенькая зверушка буквально кормит местных жителей.

В прошлом году мы посетили Музей амбарной мыши, Дом ремёсел… В этот раз экскурсовод Мария повела нас по другому маршруту – при столь небольшой площади, в городе вполне достаточно мест, чтобы побывать в нём несколько раз и не повториться.

Вряд ли кто станет спорить, что центром шоу-городка являются Мышиные палаты. Чего здесь, в палатах, только не придумано! Нас встречали мышиные царь с царицей; их охраняют мыши-рыцари в латах; на стене изображено Мышиное царство; а в цокольном этаже в просторных стеклянных помещениях обитают мыши самых разных видов и, так сказать, регионов обитания…

Ну право, молодцы мышкинцы! Чтобы обезопасить себя от конкурентов, они в своём городе открыли

Мышкины торговые ряды и наш теплоход

также небольшие музейчики льняного производства и валенка. Здесь же имеется музей изображений медведя. Музей сыра… Бойкая торговля копчёной рыбой на пристани… И всё – они стали туристскими монополистами на всю округу! Расположенный неподалёку Углич не в счёт – у него своя специализация.

Кузнецы выковывают мышиные силуэты. Всюду идёт торговля посудной керамикой с неизменными теми же грызунами. О магнитах на холодильник с надписью «Мышь повесился» и говорить нечего…

И над всем этим высится величавый Успенский собор с ярко видимыми издалека золотыми куполами. А неподалёку от него – трогательный мемориал мышкинцам, павшим на фронтах Великой Отечественной.

Знаете, я в какой-то момент отстал от экскурсии – как ни говори, а всё же я тут был уже второй раз, и не счёл для себя зазорным пропустить некоторые знакомые участки маршрута. И отошёл на несколько шагов в сторону от туристской тропы.

Я увидел простых людей, которые тут просто живут. Понятно, что город существует за счёт нас, приезжих – сколько рублев вытянут из нас, столько здесь и останется.  А потому и чувствуется чёткое разделение территории – туристская зона, и жилые кварталы. И на детских колясках тут висят не мышки – а винни-пухи и  чебурашки. И веет здесь не стяжательской суетой, а патриархальной неторопливостью… Одно слово – уездный городок.

…В Мышиных палатах нас сопровождала совершенно очаровательная рыжеволосая девушка. Она говорила красиво и гладко, где нужно улыбаясь, где следует принижая голосок… Мы для неё были н-ской экскурсией за день, и впереди ей предстояло принять ещё сколько-то групп приезжих. На её плечах, на плечах таких же вот девчат лежит ответственность за благосостояние всего этого городка, в котором нет промышленности, и который нашёл вот такую совершено замечательную форму своего существования.

Ну право же, не хватает в городке памятника тому самому безвестному мышкинцу, который самый первый понял, что не только Курочка Ряба и Карл Фаберже могут приносить золотые яйца!

Учения.

Гром не грянет – мужик не перекрестится.

Такова уж наша русская национальная черта. Мы начинаем заботиться о безопасности только после того, как стрясётся беда, а потом постепенно опять забываем заниматься профилактикой. Ну вот такие мы пофигисты, пардон, фаталисты!

Во время круиза в 2010 году с нами учений не проводили. Ну а теперь случилась трагедия с «Булгарией»… Кстати, когда мы отправлялись в путешествие, у меня многие друзья-приятели спрашивали: не боишься, мол, после случившегося-то… Нет, отвечал я, не боюсь – сейчас, после той катастрофы, самая безопасная пора для подобных путешествий, потому что строгие комиссии обязательно проверят весь плавсостав…

Так что нам уже в первый день объявили, что состоятся учения «на всякий случай».

И вы знаете, я убедился, что подобные тренажи просто необходимо проводить обязательно.

В частности, я не знал, что на наших судах принято в эксплуатацию несколько видов спасательных жилетов. И что на «Феликсе Дзержинском» имеется по меньшей мере две их модификации. В каюте, понятно, они были одинаковыми. Надевать их оказалось легко и просто – дело нескольких секунд. Но это – только после того, как поймёшь, куда просовывать тесёмки. Раз потренировавшись, человек эту задачу сможет выполнить без труда. Но без первичного навыка, да в условиях чрезвычайной ситуации он был бы обречён.

Так что обучение подобное необходимо. Пусть оно пройдёт впустую…

Кострома.

Поскольку с этого города начался участок маршрута, по которому раньше я не путешествовал, стану рассказывать то новое, о чём узнал в пути. Возможно, для читателя тем самым Америки я не открою – зато для себя открыл Кострому. Право, чудесный город, мне понравился.

Великий сын Костромы. Это я о Иване Сусанине, я не здесь родился

Прежде всего, именно здесь я впервые услышал легенду о том, как родилась идея планировки строительства приволжских городов. Костромская экскурсовод Надежда сразу же оговорилась, что никто не может поручиться, что данное предание и в самом деле имеет под собой реальную почву.

А дело было так. Якобы Екатерина II, совершив путешествие по великой русской реке, высказалась, что ей не понравилась планировка, а точнее отсутствие планировки виденных ею городов. Придворные тотчас с воодушевлением с царицей согласились и попросили высказать высочайшее пожелание, какими они должны быть, эти населённые пункты. Императрица в раздумье похлопывала веером по ладони и случайно выронила его. Упавший веер раскрылся – и родилась идея: протянуть улицы лучами от центральной площади города, которая должна была располагаться неподалёку от  набережной.

Чуть отвлекусь для реплики. К личности и деятельности императрицы Екатерины отношение у всех разное, и у меня лично оно далеко неоднозначно. Но вот ведь сколько объехала она территории нового своего Отечества – мало кто из российских правителей может с ней сравниться в этом вопросе, особенно если участь, что в воспеваемый «век золотой» не существовало ещё ни паровозов, ни теплоходов!

Так вот, Кострома, как и ряд других городов региона, спланирована именно по той «веерной» схеме. Для туристов очень удобно. Для местных жителей, надеюсь, тоже.

Должен признаться, я очень люблю старинные названия улиц – не просто старинные, а оригинальные, именно местные. Например, в Костроме от набережной поднимается улица Молочная гора, и ведёт она к Сусанинской площади. Красиво…

К слову, о Сусанине. Что меня удивило, так это подлинная биография этого человека, которую рассказала экскурсовод. Оказалось, что вся история с отрядом польских интервентов, которых завели в лес на погибель, не имеет к Сусанину никакого отношения. Подвиг Ивана состоял в том, что он, дворовый человек Романовых, спас юношу Михаила, которому судьба уготовила царский венец; но сгинувшие в буреломе и болоте оккупанты – не его рук дело. Тем не менее, в городе установлено аж два памятника этому знаменитому человеку. И нет сомнения, что на них никто не покусится – памятникам, установленным в честь простых людей, вряд ли что угрожает, это монументы державным лицам и политическим деятелям могут как подобострастно возводить, так сносить со всей пролетарской (демократической) ненавистью.

Как, например, сомневаются в Костроме, что устоит на высоком волжском берегу монумент Ленину. Проблема в том, что в своё время возвели его на постаменте, который предназначался для обелиска в честь 300-летия Дома Романовых. И теперь поговаривают, что к 400-летию воцарения Михаила Фёдоровича тот самый изначальный памятник хотят восстановить (правда, в более дешёвом варианте). Так образом, свергнут человека, с именем которого ассоциируется свержение монархии, к чему на самом деле Ленин не имел ни малейшего отношения – тут справились и без него.

Впрочем, политику – в сторону!

…Когда подобное теплоходное турне только начинается, каждому пассажиру предлагается определиться с вариантами его проведения. А именно: в некоторых пунктах маршрута человек имеет возможность выбрать, что конкретно ему было бы любопытно посетить. В частности, в Костроме туркомпания предложила три варианта экскурсии: Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, Костромская льняная мануфактура, а также местный ювелирный завод. Поскольку лучшие друзья девушек, да и женской составляющей населения в целом, это бриллианты, абсолютное большинство  путешественников отправились знакомиться с ювелирным производством.

Я тоже выбрал ювелирный завод – так получилось, что я в жизни не бывал на таковых, так что любопытство одолело. Признаться, даже не предполагал, насколько и в самом деле экскурсия станет интересной, познавательной. Правда, когда поначалу показывали рекламный ролик завода, женщины дружно потянулись в расположенный здесь же фирменный магазинчик – в самом деле, рядовому путнику вряд ли интересны эксклюзивные шедевры ювелирного искусства, которые где-то занимали какие-то места и, соответственно, стоят баснословных денег. Ну а когда началась собственно ознакомление с производством…

Нет, по цехам нас не водили. Здесь поступили мудрее – организовали демонстрационный зал, в котором сосредоточили все этапы производства украшения. Продвигаясь от станка к станку, от столика к столику, мы прошли весь технологический процесс создания перстенёчка или серёжек.

Местная экскурсовод Ирина Владимировна особое внимание уделила проблеме подделки ювелирных изделий. Она особо подчеркнула, что приобретать драгоценности следует исключительно в фирменных магазинах, так как только «фирма» гарантирует, что вы не станете жертвой обмана. Вполне понятно, что таким образом она более чем откровенно предлагала оставить побольше денежек в торговой точке завода. Что ж, это вполне естественно. Тем более, что аргументы, которые она приводила,  очень озадачили. Ладно, когда речь шла о мелких частных лавочках, там понятно – хорошего драгметалла не найти. Но экскурсовод рассказала, что в торговле контрафактными изделиями уличена церковная лавка одного из монастырей Костромской области! Ну, братцы, если уж святые отцы подобным незаконным промыслом грешат!.. Заводская казна после подобных рассказов заметно пополнилась.

Вообще тот факт, что двигателем торговли является реклама, ни для кого в новой жизни откровением не является. Забавный факт. О существовании так называемой «чёрной соли» раньше я, равно как и абсолютное большинство наших спутников, до Костромы даже и не слыхал. Однако наша экскурсовод настолько живо расписала целебные свойства данного пищевого продукта, что все хозяйки тут же устремились к лавке, в которой той самой «чёрной солью» торгуют. Ну что тут скажешь: всемерное пополнение городского бюджета – первейший долг каждого гражданина!

…Что меня несколько озадачило в Костроме, так это следующий факт. Как известно, именно здесь

Та самая беседка. Только сзади не "Ласточка", а "Феликс Дзержинский"

снимался знаменитый и замечательный фильм «Жестокий романс». Так получилось, что буквально за несколько дней до данного путешествия по телевидению показывали сюжет о съёмках фильма. И только благодаря тому сюжету я узнал некоторые подробности о съёмках. Уж не знаю по какой причине, экскурсоводы о том фильме даже не упоминали! Казалось бы, тут гордиться надо – такой шедевр родился на костромской земле!.. Например, неподалёку от набережной стоит та самая беседка, в которой снимался один из эпизодов «Жестокого романса» – когда на заднем плане «Ласточка» подходит к причалу. Нам, пассажирам теплохода «Феликс Дзержинский», об этом  не рассказали. Почему-то я думаю, что если бы пассажиры о том узнали, желающие сфотографироваться на месте, где сидела Лариса, нашлись бы непременно.

Вот что бы это значило?

И ещё один штрих о Костроме. Там встречаются весьма забавные вывески. Возле одной я сфотографировался – «Бляхин клуб». Вот что бы это значило?.. А вторая для описания сложнее, тем более, что когда я её увидел, в руках не оказалось фотоаппарата. Кострома – один из центра льняного производства, льна. Уменьшительное название этой культуры – «ленок». И весьма забавно смотрится вывеска на магазине «Большой выбор» в сочетании с уточнением «Ленок». Если учесть, что в моём личном окружении имя Лена носят бабушка, сестра, жена и невестка, то понятно, что сожалею, что не удалось сфотографироваться возле такой рекламы.

Плёс

Быть может, и не следовало бы признаваться, да уж ладно, подставлюсь. О том, что Плёс – это город, а не просто место творческого отдохновения Исаака Левитана и некоторых других наших выдающихся художников, я не знал. И когда видел в маршрутном листе теплохода это название, представлял себе просто пристань с примыкающей к ней площадкой для вымагалова денег – типа Мандроги, что на Свири.

Красота неописуемая! Что природа, что особняки

Оказалось – ошибался. Плёс – это населённый пункт, который имеет статус города. Правда, входит в число десяти самых маленьких в России, в нём проживает менее 2,5 тысяч жителей. Но вот молодцы же! Приходится повторять мысль, сказанную в адрес мышкинцев – сумели здесь придать родному краю привлекательность для туристов. Оно конечно – и место тут прекрасное, и история славная, и пейзажи живописные… Да только сколько мы по маршруту проплыли прекрасных посёлков и живописных мест, но там не нашлось некого инициативного начала, которое бы взялось за «раскрутку»!..

Надо сказать, городок Плёс с реки выглядит несколько бутафорски, словно театральная декорация. То же впечатление подчёркивают и дорожные указатели, встречающие приезжих. Здесь всё вроде как показывает: мы живы туризмом, так что не проплывайте мимо!

Зато уж для приезжих тут и в самом деле красота. Каждую группу проводят по отработанному маршруту, вплоть до музея Левитана. Нашего экскурсовода зовут Михаил. Как и всюду по всей протяжённости пути, он хорошо знает тему, ведёт нас по протоптанной тысячами и тысячами ног тропке. И буквально впитываешь поток информации и впечатлений. Впрочем, отмечу только один исторический факт, и перейдём в мир искусства. А именно : этот городок ведёт свою биографию с 1410 года, когда здесь организовали военно-таможенный пост.

…Честное слово – такого обилия великолепных пейзажей, как в Плёсе и его окрестностях, трудно представить. Не случайно здесь долго проживал Исаак Левитан, часто бывали многие другие выдающиеся отечественные художники.

Так что наличие в городке музея, в котором собрано немало прекрасных картин, вполне закономерно.

Эх, мне бы такого иллюстратора!..

В небольшом по площади музее во время наплыва туристов одновременно находится несколько групп экскурсантов, наши поводыри стараются говорить потише, уважая труд друг друга. В рассказе нашей экскурсовода Людмилы значительное место занимает история взаимоотношений Левитана с Софьей Кувшинниковой. Решаю про себя обязательно почитать о ней по возвращении – как-то не особо она, эта история, вписывается в привычные трафареты.

Ну и ещё трудно удержаться от реплики дилетанта. Живопись, как и любой другой продукт творчества, имеет по меньшей мере две шкалы оценок – профессионалов и остального человечества, то бишь тех самых дилетантов. Так вот, экскурсовод Людмила, о которой уже шла речь, будучи, несомненно, профессионалом, объясняла нам, дилетантам, что «поздний» Левитан в художественном мастерстве выше «раннего». Не знаю, не знаю… С моей, дилетантской, точки зрения, ранние работы всё же живее, натуральнее. А потом… Знаете же, наверное, когда от знатоков звучит фраза: эта картина (фильм, скульптура) не для каждого, это только для понимающей элиты… Ну что ж, пусть эта элита и занимается снобизмом, а мы, профаны, по-прежнему станем руководствоваться шкалой восприятия «нравится – не нравится».

…Городок Плёс располагается на правом, крутом берегу Волги, в устье впадения в неё речушки Шохонки. С холма, на котором в XV столетии была возведена крепостца, хорошо видно всё окрест – считается, что именно данное обстоятельство стало решающим при определении места строительства пограничного поста. Так вот, помимо природной красоты волжских просторов, отсюда видна и красота рукотворная – вся долина устья Шохонки застроена особняками. Эта местность стала популярным местом вложения капиталов. Стоимость землицы здесь сопоставима со стоимостью территории столичной, делятся экскурсоводы – и трудно понять, чего в их голосе больше: гордости или горечи…

Когда теплоход отчаливал от пристани, едва не всё население туристского лайнера скопилось на борту. Прекрасный берег с похожим на бутафорский городком медленно уплывал назад. И вряд ли среди нас оказался хоть один человек, который бы не желал побывать в этих местах ещё хотя бы разок.

Развлекательная программа.

В тот же вечер программа дня предлагала нам «Блин-шоу». Признаться, я очень сомневаюсь, что на данном мероприятии наблюдался аншлаг. Во всяком случае, среди людей, с которыми я разговаривал на следующий день, на блины не ходил никто.

Причины две, причём, тесно взаимосвязанные. Первая: начиналось это «Блин-шоу» в 22.15. И вторая: день тот оказался весьма насыщенным – мы с утра посетили Кострому, а после обеда Плёс. Ну до блинов ли тут?.. Все только поужинали, дамы задумались о фигуре, и к тому же все притомились…

Однако это – прекрасный повод поговорить о «развлекаловке» в круизе.

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что в общем и целом этот вопрос поставлен на должный уровень. Как уже говорилось выше, мы с женой путешествовали на речных лайнерах «Водохода» дважды – в прошлом году на «Константине Короткове», а минувшим летом – на «Феликсе Дзержинском». Что-то было чуть лучше у одной команды, что-то чуть хуже у другой, но в целом у меня лично к этой составляющей путешествия претензий нет.

Ежедневно на турнир по русскому лото собиралось столько участников, что в отведённом для состязаний помещении едва хватало на всех места. Любители танцев каждый день ходили на занятия и к концу плавания научились танцевать сиртаки, что  и продемонстрировали на заключительном концерте. Ежедневно проходили мероприятия с фортепьянной музыкой и с музыкой баянной. С детьми, которых в круизе оказалось немало, постоянно занимался детский клуб «Барбарики». Едва ли не в каждом мероприятии принимал участие искромётный дуэт «Лимонад» – эта пара исполнителей понравилась абсолютно всем. Ежедневно показывали кинофильмы: днём

На капитанском мостике

документальные, вечером – художественные. Имелась на теплоходе библиотека. Состоялось традиционное посещение капитанского мостика для всех желающих. Активно использовалось радио: организаторы транслировали концерты по заявкам, рассказывали о достопримечательностях, встречавшихся в пути…

Так что неудачный выбор времени для проведения «Блин-шоу» – это просто досадное недоразумение, о которых говорят «бывает»… Между тем, пятый день пути оказался относительно свободным, и почему было не организовать «блины» тогда… Впрочем, наверное, организаторы тура чем-то руководствовались при составлении расписания. Годом ранее на «Константине Короткове» подобное шоу проводилось в 16 часов, так от желавших скушать довольно дорогостоящий блинок отбоя не было. К слову, тогда это мероприятие именовалось «Водка-блин-шоу», однако в этом году в связи с, судя по всему, новой антиалкогольной политикой, название чуть подсократили.

…Я, конечно же, не имею представления о том, каковы доходы участников круизной команды теплохода за сезон (речь идёт не о судовой команде, а именно о круизной). Однако просто бросается в глаза, насколько у всех из них разная нагрузка. Кто-то с нами, пассажирами, проводил весь рабочий день, да при этом, скажем, Анна – с детьми, что налагало на неё немалую ответственность. Кто-то выбирался пред наши очи лишь изредка, при проведении каких-то мероприятий. Бармены порхали за стойкой, из-за наплыва мучимых жаждой с трудом управляясь с кофеварками и шейкером. Желавших приобрести сувениры оказывалось не так много, однако лавчонка работала бесперебойно.  Девушки на «рецепции» готовы были ответить на любой вопрос… То есть разной получается нагрузка, очень

разной.

А вот кого по-настоящему жалко, так это группу людей, которые нас кормили – поваров и официанток. Остальные в какой-то момент могли и расслабиться, а у этой бригады нагрузка шла по полной. Дело в том, что в отличие от того же «Константина Короткова» питание на «Дзержинском» организовано в две смены, и соответственно, вкалывать всем приходилось в режиме нон-стоп.

Наш столик обслуживала официантка Анна – юная милая девушка,

которая едва не с первого дня стала для нас какой-то своей, домашней. Нам казалось, что от значительной нагрузки она, худенькая и миниатюрная, притомилась, и мы от души жалели её. Но вот что характерно. Как-то среди девчат-официанток по какому-то поводу вспыхнула громкая перебранка – должен признать, что при том режиме, в котором они вкалывали, просто удивительно, что перебранка вспыхнула только одна… Так вот, когда началась какая-то свара, именно наша Аннушка, юная худенькая скромная девчушка с неизменной тихой улыбкой, устремилась в эпицентр вскипавшего скандала – и мгновенно утихомирила подруг. Замечательное качество.

И – чтобы уж завершить проблему питания. Во время

А это наша Анечка

последнего на лайнере ужина, когда до прибытия в порт осталось всего ничего времени, мы, пассажиры, попросили пригласить «на поклоны» шеф-повара. В самом деле, кормили нас прекрасно, а сказать доброе слово заслужившему того человеку – это ж просто необходимо. На том же «Короткове», к слову, такая традиция имеется – благодарить шеф-повара… Однако старший по питанию нашего круиза пригласить в зал нашего главного кормильца отказался. Странно как-то…

Это всё – ура! Однако было бы неправильно не отметить и следующее. Сама по себе атмосфера на «Константине Короткове» была какая-то более душевная, что ли… Никаких особых нареканий в адрес коллектива «Феликса Дзержинского» у меня не имеется.  И всё же теплинки какой-то относительно коллег с другого лайнера не хватало. Оно понятно – всех не обогреешь, так что это просто реплика. Опять же: на «КК» мы плавали в начале июля, а на «ФД» – в конце августа, когда у круизной команды уже просто накопилась усталость…

Теперь о фотографе. На «КК» таковой имелся. После каждого мероприятия каждый мог заказать у

него снимок, на котором запечатлелся. На мой взгляд, это было неплохо. На «ФД» таковой услуги не предусматривалось. Оно, конечно, нынче «мыльницы» имеются у каждого. И всё же профессиональный фотограф не помешал бы. Или он не окупается?

Ну и ещё одно.

…Мы готовились к сходу на берег в Ярославле (речь о чём впереди), и большая группа пассажиров скопилась в «фойе» перед выходной дверью. Как, наверное, уже видно из всего сказанного выше, мне путешествие нравилось. И тем неожиданнее стало то, что со стороны некоторых пассажиров вдруг понеслась в адрес организаторов раздражённая брань. Подвернувшийся под руку (под язык) недовольным представитель команды предпочёл улизнуть в радиорубку. Что именно не нравилась моим спутникам, я вникать не стал – просто не хотелось портить себе настроение.

Я ж ведь знаю такую категорию людей – всем всегда изначально недовольных. Они просто по сути  своей не способны на благодарность за то, что им даётся. Есть люди, которые на весь окружающий мир глядят сквозь розовые очки, видя только хорошее. Таких мало, однако они есть – и это, в общем-то, счастливые люди. Вспомним волшебника Гудвина, который велел всем подданным носить очки зелёные, чтобы они жили иллюзией богатства и счастья. Что тут скажешь – наверное, наши государственные деятели тоже хотели бы обладать таким могуществом, чтобы мы также пребывали во власти подобной же иллюзии… А есть вот те, о которых и зашла речь – люди, которые во всём и всегда изначально видят всё самое плохое.

Братцы вы мои, друзья дорогие! Нам ведь дана одна-разъединственная жизнь! Пусть сколько угодно рассказывают нам про всякие реинкарнации – пусть. Но в любом случае у такой данности как «я» – моя душа плюс моё тело – только единственный шанс жизни. И прожить эту единственную жизнь надо именно так, как писал человек с несгибаемой волей, Николай Островский: чтобы не протекали годы бесцельно! Будет ли у кого из нас завтра, знать не дано никому. Так чего ж грешить на день нынешний!

Великая русская река Волга уже многие тысячи лет несёт свои воды в далёкий Каспий. Великий и нескончаемый поток Жизни неумолимо уносит в неизвестность всю тщету нашего бытия. И как же мелко выглядит то брюзжание случайных моих попутчиков в адрес организаторов!.. Причём, я имею в виду не только тот данный конкретный эпизод! В течение пути мне не раз доводилось слышать то от одного спутника, то от другого какие-то недовольства: то экскурсия слишком длительная, то времени на какой-то объект не хватает, то времени на поход по торговым рядам не остаётся…  Но ведь не бывает же так, чтобы всем всё пришлось по душе, чтобы от некого действа все до единого остались довольны. Ну так давайте же станем добрее друг к другу, терпимее к слабостям ближнего, тем более, к тому, кто старается сделать добро нам! Да, это трудно, но ведь не невозможно же!..

Что и говорить, я ведь и сам порой бываю суетен, и сам нередко принимаю близко к сердцу некоторые проблемы, которые, по большому счёту, не стоят того. Человек я – и этим всё сказано. Но там, на теплоходе, я тех людей не понимал. Мы посещали замечательные русские города с великой историей, мы могли полностью отрешиться от всех проблем, оставшихся на берегу, на каждой пристани нас встречали экскурсоводы и автобусы, блюда в ресторане отвечали самому взыскательному вкусу… Ну какого же рожна ещё надо-ть?..

Так нет же, закипает чёрная жёлчь в жилах, требует выхода скопившийся в душе яд недовольства… Что ж вы, люди, сами не живёте нормально и другим не даёте?..

А впрочем, чего уж там – не поймут ведь они. И найдут, о чём поведать мне, указать на недостатки.

Да и сам я, всегда ли бываю прав в своих претензиях к окружающему миру?.. Всегда ли справедливо в отношении к окружающей действительности?.. Даже данная назидательность с моей стороны – правильно ли это?

Запутался я что-то. Просто досадно мне тогда стало за организаторов путешествия. Не заслуживали они того всплеска недовольства, не заслуживали.

Вернёмся-ка к круизу.

Городец – Семёнов

Утром очередного дня пути мы проснулись и увидели, что теплоход стоит неподалёку от пристани. Сзади и впереди виднелись плотины. Замуровали, демоны!..

Ан всё оказалось просто. Мы стояли в затоне у плотины Горьковского водохранилища у пристани Городец. Отсюда начинался сухопутный участок нашего водного путешествия – нам предстояло на автобусах доехать до города Семёнова и оттуда отправляться в Нижний Новгород. Я оказался в автобусе, в котором экскурсоводом была Надежда.

Следует сказать, что Городцу относительно всех остальных точек нашего путешествия больше всего не повезло. Тот четвёртый день пути получился очень-очень продолжительным, мы побывали во многих местах… Так что мимолётное видение под названием «Городец», которое промелькнуло справа  мимо окон автобуса, практически не осталось в памяти, его затмили последующие впечатления того дня.

Между тем, у этого населённого пункта славная и богатая история. Городец основал ещё в XII веке Юрий Долгорукий. Здешние корабелы издавна славились своим мастерством, причём, они не только замечательно строили речные суда, но и украшали их характерной резьбой и росписью. Именно отсюда взял мастеров царь Пётр, когда начал строить свой первый «потешный» флот. Да и в дальнейшем в Городце продолжали строить самые разные корабли. Скажем, только в 1844 году здесь построили 163 судна различного класса и назначения… Как уже говорилось, по Волге широко славились и городецкие художники – как живописцы, так и резчики по дереву.  Один из сподручников Андрея Рублёва был Прохор из Городца. Да и в дальнейшем художественные промыслы местных мастеров широко славились на Руси.

Потому вполне закономерно, что именно здесь несколько лет назад открыли т.н. Город мастеров, в котором построены деревянные дома, и в котором возрождены народные промыслы. Правда, посещение этого центра исторической культуры не входило в план нашей экскурсии. Жаль, я бы посмотрел.

Однако наш путь лежал в город Семёнов. Правда, не для всех. В Городце наша туристская группа разделилась на две. Желающие отправились в Серафимо-Дивеевский монастырь. Однако я расскажу о том, что видел сам.

Итак, Семёнов. По преданию, город так называется по имени Семёна-ложкаря, изображение которого является своеобразным тотемом населённого пункта. Ему стоят памятники, в местном музее имеется несколько его изображений… В общем-то, если учесть, что славу городу принёс именно ложкарный промысел, такая благодарная память первооснователю вполне объяснима и даже вызывает уважение. (Согласитесь, что данный абзац перекликается с главкой о городе Мышкине).

Зарекался я затрагивать политику, да вот, не могу удержаться. Одна из главных бед России нашего нынешнего времени состоит как раз в том, что отсутствует государственная программа поддержки небольших населённых пунктов. Скажем, в том же Семёнове нам рассказали, что предприятие, о котором пойдёт речь ниже, является градообразующим, и кроме него тут особо работать и негде. А оно может обеспечить рабочими местами лишь некоторую часть населения. Аналогичную картину через два дня мы видели в Ростове Великом, где на покосившихся облупившихся домах красуются надписи «Продаётся». Людям негде работать, не за что жить… Вот и тянутся в столицы, в крупные города. Между тем, не зря о той же Москве ещё издревле говорится, что она на болоте стоит и ржи не родит. Какую-то толику продукции крупные города производят, но в основном они живут за счёт «маржи» с прокручиваемой денежной массы. Но ведь маржа – она и есть маржа, она стимулирует инфляцию, она создаёт спекулятивную, но не истинную прибавочную стоимость… Нет, только реальная поддержка села и малого города поможет поднять Россию!

…Как уже говорилось, Семёнов является центром хохломской росписи. Фабрика выпускает ложки, матрёшки, другую деревянную продукцию, украшенную местным характерным узором.

Нас провели по цехам. Всюду работали люди, в абсолютном большинстве женщины, для которых подобные вереницы зевак является привычным зрелищем. А я смотрел на них и думал вот о чём. Каждая из сидевших за рабочими столами женщин пришла на рабочее место со своими проблемами, со своими «заморочками». И вот садится она и начинает выполнять свою работу. И невзирая на настроение, из её рук выходит красота, которой станут любоваться многие люди… Это ли не волшебство!

Этот городок Семёнов стоит в стороне от каких-то магистральных путей сообщения. Его в буквальном смысле слова кормит эта красота, которую на наших глазах рождали эти женщины.

Наша экскурсовод Марина рассказала, что у матрёшек самое трудное – нарисовать глаза. Она

рассказывала о симметрии, и правильном выборе места, где следует их разместить… Конечно, она говорила правильно и бесспорно верно. Только всё же не симметрия как таковая тут важна, не точка, которой должна коснуться кисточка  художника. Главное – чтобы художник был добрым человеком, потому что только в этом случае глаза у матрёшки получатся добрыми. Тут ведь таинство сродни деревянным солдатам Урфина Джюса, характер которых в полной мере зависел от выражения лиц, которое им придавал плотник-изготовитель.

Впрочем, если следовать такой логике, выражение лиц у местных матрёшек должно быть грустным. Потому что проблемы, которые стоят перед предприятием, ставят его едва не на грань выживания. Ведь здесь дорожат своей маркой, делают продукцию с соблюдением всех технологических процессов. А это удорожает её, повышает издержки. В то же время ширпотребовский рынок наводнён дешёвой сувенирной продукцией, производители которой гонятся исключительно за прибылью, и плевать им на всё остальное. Скажем, по всем туристским тропам нашей России немало на лотках лежит расписанных «под хохлому» ложек, не то что кушать которыми – в руки брать боязно, потому что при их изготовлении использованы самые дешёвые компоненты.

Ничего себе стульчик!

А на что способны местные мастера, можно увидеть в музеях – что фабричном, что в городском. На что уж я, человек не слишком уж западающий на посудную красоту, – а здесь и у меня глаза разбегались. Тут ведь не главное то, что посуда – тут краса ненаглядная!

По городскому музею нас провела сотрудница по имени Любовь. После того, что мы увидели в музее предприятия, мастерством «хохломы» нас удивить уже было непросто. И всё же это удалось. Дело в том, что здесь хранятся изделия, которые в штучном исполнении изготавливались ко всякого рода мероприятиям. В частности, выставлен исполинский стул, ковш и ложка, которые пришлись бы впору Святогору.

Нижний Новгород

Нет, друзья мои, не зря о Нижнем Новгороде говорится так много хорошего, заслуживает он самых добрых слов! К слову, с формальной точки зрения он стоит на берегу Чебоксарского водохранилища, в то время как плотина гидроузла, носящего его имя, находится значительно выше по течению – такой вот парадокс.

Мы подъезжали к городу из Заволжья, ехали средь лесов и дачных посёлков…

О, погодите, чуть не забыл!.. Экскурсоводы ведь рассказали о местных автомобильных пробках – как же без них-то в наши дни…

Сам Нижний Новгород раскинулся на правом берегу Волги. Как известно, населённые пункты с мужскими именами расположились в основном по правую сторону реки, а с женскими – слева… Так вот, а участки под дачное строительство для нижегородцев в своё время им нарезали за рекой. Между тем, мост-то через величайшую реку Европы тут имеется только один! Идут, правда, разговоры о том, чтобы построить ещё одну небольшую плотину, чтобы приподнять уровень воды выше по течению, да по той плотине  пустить автотранспорт, да только когда это ещё будет!.. А потому многокилометровые пробки у него выстраиваются по тому же графику, что и в Москве: в пятницу из города, а в воскресенье обратно.

Но мы ехали в четверг, да ещё днём, так что мост был свободен.

…Справа к шоссе присоседилась железная дорога, обе магистрали начали подниматься на насыпь… И вот мы оказываемся перед великолепной панорамой: внизу струится красавица Волга, над ней нависли два могучих моста, а по противоположному берегу реки протянулся огромный, пятый по численности населения в России, Нижний Новгород.

Рассказывать о нём можно до бесконечности много. Потому поведаю только то, чего сам не знал, что произвело на меня самое сильное впечатление.

Как и все древнерусские города, а точнее сказать, как и любое древнее поселение любого народа, Нижний Новгород начинался от укрепления, в нашем случае, от местного кремля. Располагался он на Дятловой горе, высоко поднимающейся над окрестностями, с которой Волга просматривается на многие километры в обе стороны. Поскольку князь Юрий Всеволодович строил город в первую очередь для защиты своих владений от незваных гостей с Нижней Волги, место оказалось просто замечательным.  Тем более, что одновременно крепость контролировала устье Оки, текущей из глубины русских земель.

Гора, от которой начался город, стекает к рекам крутыми спусками, кое-где перерезанными глубокими промоинами. Как рассказала нам экскурсовод, по одной из этих промоин некогда пролегали рельсы, по которым ходил фуникулёр, едва ли не самый старый в России. Если это действительно так, право же, было бы здорово его восстановить – такой раритет!.. Правда, приходится признать, что туристы подметили за нашей экскурсоводом некоторую склонность к преувеличению значимости своего города. Для патриота «малой родины» это качество, в общем-то, неплохое, но для человека, представляющего гостям свой край, всё же не мешало бы быть объективнее… Например, она поведала, что на Сормовском заводе строят современные атомные подводные лодки, которые затем отсюда переправляются на Северный Ледовитый океан. Ну что ж, если только те субмарины замаскировать развесистой клюквой…

Впрочем, будем говорить о том, что не вызывает сомнения.  Что на меня произвело грандиозное впечатление, так это пешеходные мостики, перекинутые через улицы, спускающиеся всё с той же горы в центре Нижнего Новгорода. Они оказываются выше крыш домов, построенных на Нижней набережной, и вид имеют просто потрясающе красивый.

Автобус покатал нас по городу. Экскурсовод рассказывала – много и интересно. И вот что приятно ласкало слух: часто слышалось слово «реставрируется». Право, сложилось впечатление, что городские власти всерьёз озаботились наведением порядка в исторической части города.

Это общие впечатления. Теперь подробнее – о небольшом центральном пятачке города.

Памятник Валерию Чкалову

Великолепно смотрится стоящий рядом с кремлём памятник Валерию Чкалову. Прежде всего, чудесно выбрано место – на высоком берегу, с которого открывается великолепный вид на набережную, на саму реку, на Заволжье… Местная легенда гласит, что это место выбрал сам же Чкалов для обелиска Горькому, однако вскоре легендарный лётчик погиб, и памятник здесь поставили ему самому. Стоит он лицом к городу, а за его спиной к Волне спускается исполинская лестница в форме цифры 8. Со стороны реки вид этот ансамбль имеет просто прекрасный.

К слову через широкую Волгу сейчас строится канатная дорога. Две исполинские мачты на берегах уже установили… Вид, наверное, из вагончиков окажется изумительный!..

Ну и просто невозможно удержаться от того, чтобы сказать несколько слов о нижегородском кремле. Огромная территория, спускающаяся прямо к набережной. Вдоль одной стены здесь расположилась выставка боевой техники времён Великой Отечественной войны. В том числе установлена рубка подводной лодки, на которой воевал легендарный Александр Маринеско – вот эта субмарина и в самом деле была построена на Сормовском заводе.

Здесь же стоит здание бывшего Кадетского корпуса, в котором родился, а затем учился не менее легендарный лётчик Пётр Нестеров, который в истории авиации остался первым дважды – как совершивший «мёртвую петлю», и как совершивший воздушный таран.

Красив Михаило-Архангельский собор…

А ещё мы успели посмотреть расположенный на территории кремля Художественный музей. Экспозиция здесь богатейшая! Экскурсовод Елизавета провела нас по залам, рассказывая много интересного. В частности, узнал я о том, чем отличается нижегородская школа иконописи от московской. Раньше не знал…

В музее выставлены подлинные полотна отечественных мастеров кисти – Айвазовского, Левитана, Серова… Наша экскурсовод повела нас в очередной зал и торжественно сообщила, что мы сейчас увидим гордость экспозиции – картину Кандинского!.. Однако выяснилось, что её забрали на какую-то выставку. Елизавета явно огорчилась. Я высказался оказавшимся рядом экскурсантам с нашего теплохода, что если бы на месте не оказалось картины того же Айвазовского, я бы огорчился куда больше.

Кстати, до Нижнего Новгорода мы по сути не видели свой ставший на эту неделю родным теплоход «Феликс Дзержинский» со стороны. Зато здесь разглядели его во всей красе. Он величаво подошёл с верховьев Волги, обогнул отмель, протянувшуюся от Стрелки, причалил, предоставив нам возможность полюбоваться им с разных сторон. Красавец, ничего не скажешь!

…Вот таким долгим получился четвёртый день путешествия: Городец – переезд – Семёнов – переезд – Нижний Новгород, в котором мы не только совершили экскурсию по городу, но и посетили кремль и Художественный музей…

На следующее утро теплоход отправился в обратный путь. Пока мы маневрировали в акватории порта, могли наблюдать великолепную живописную картину. Вот представьте себе. Сверху течёт великая Волга, через неё перекинут красивый совмещённый автомобильно-железнодорожный мост. Слева в неё впадает  самую малость уступающая Волге Ока, через которую перекинуло три моста. Сливаясь в черте города, эти две реки разливаются широко, вольно… Над этим простором по склону горки тянутся стены древнего кремля, стоит крохотный на таком расстоянии Чкалов, восьмерится белая лестница по зелёному склону, невесомо замерли над крышами домов лёгкие арки пешеходных мостов…

Мы уплывали всё дальше и дальше, а слева от нас всё тянулись и тянулись городские кварталы древнего Нижнего Новгорода – просто покорившего меня своей красой.

Ярославль – Ростов Великий – Борисоглебский – Углич

В Ярославль мы прибыли утром шестого дня путешествия с опозданием часа на два. Причина банальна – где-то в районе н.п. Новые Ченцы (если я правильно сориентировался по карте) мы попали в полосу густого тумана, а движение речных судов в этом случае запрещено. Опытные пассажиры рассказывали, что с наступлением осени туманы слишком часто вносят нежелательные коррективы в график движения речных судов.

Вот ведь забавно. Самого по себе движения корабля, когда находишься на нём, особо не ощущаешь. Да и сам особо ничем не занимаешься – хоть теплоход плывёт, хоть стоит на якоре. А вот стоит остановиться – и чувствуешь какой-то дискомфорт. Всё же человек создан для движения.

Однако в конце концов солнышко и ветерок туман развеяли, и мы отправились в дальнейший путь.

Ярославль открывался нам постепенно, вроде как фрагментами – а потом вдруг засиял во всей своей красе. И храмы на возвышенностях, и густая зелень по склонам, и длинное белое здание речного порта… Прекрасный город.

Известно, что его основал знаменитый Ярослав Мудрый. Легенда гласит, что на этом месте он сразился с медведицей и зарубил её секирой – чем и объясняется древний герб города. Соответственно, история города также богата и многообразна. И рассказывать о нём можно бесконечно. Однако вряд ли это будет правильно. Для того имеются куда более квалифицированные рассказчики.

Я же хочу отметить буквально несколько фактов.

В Ярославле почему-то экскурсионный маршрут оказался проложенным таким образом, исторический центр города предстал в не слишком благоприятном виде.  Впрочем, вполне допускаю, что причина крылась в том, что мы прибыли с большим опозданием и в установленный маршрут по ходу дела приходилось вносить коррективы, не знаю.

Вообще Ярославль занимает особое положение по нескольким позициям. Например, это единственный в России столь древний город, в котором проживает более полумиллиона человек. Он занимает одну из первых строк в списке городов «Золотого кольца». Имеет статус объекта Всемирного наследия…

Впрочем, последнего из названных титула Ярославль может лишиться. Дело в том, что по действующим правилам ЮНЕСКО на территории, имеющей статус объекта всемирного значения, запрещено возведение новых строений. А в связи с 1000-летием города в историческом центре таких строений было возведено несколько. К слову, на эти же грабли наступил Дрезден…

Что на многих из нас произвело самое больше впечатление, так это церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе. Немало мне

Великолепный храм Иоанна Предтечи

довелось повидать старинных храмов, однако вновь и вновь не перестаёшь дивиться мастерству зодчих давно минувших дней. Вот просто от души желаю ярославцам, чтобы храм был восстановлен, и занял достойное место в числе прекраснейших творений рук человеческих.

Впрочем, в Ярославле очень много красивых мест, о которых можно рассказывать и рассказывать.

Обедом нас кормили в ресторане великолепного Дворца спорта «Локомотив». Отодвинув плотную занавесь, мы взглянули на ледовую арену. Внизу, в фойе, висел большой плакат с коллективным портретом хоккейной команды. Дело было всего за несколько дней до той трагедии. Покойтесь с миром, ребята!

А дальше наш путь лежал в Ростов Великий. К слову, в отличие от жителей Ростова-на-Дону, здесь горожане называют себя ростовцами.

Когда мы подъезжали к городу, экскурсовод рассказала нам трогательную историю о купце Алексее Кекине. У этого богатого человека сын уехал учиться (в Москву или в Петербург – я не запомнил, а в Интернете информации не нашёл) и там умер. И тогда Алексей Леонтьевич решил построить в родном Ростове такую гимназию, чтобы дети горожан не уезжали куда-то, а получали образование на месте. На средства, которые он завещал городу, такая гимназия была построена – по самому передовому слову педагогической науки того времени: в ней имелось всё, даже обсерватория… Экскурсовод обещала, что мы это здание обязательно увидим.

Увидели… Это оказалось просто кошмаром. И вообще более убогого впечатления, чем Ростов Великий, на нас не произвёл ни один населённый пункт нашего круиза. Параллельно с нами в город прибыли автобусы с немецкой туристской группой. И мне, приезжему, было настолько стыдно перед иностранцами за внешний вид одного из самых древних городов моей Родины!..

В Википедии об этом городе говорится:

"Ростовский кремль", озеро Неро и мы

«Ростов — жемчужина Золотого Кольца, объединяющего старейшие города России. Значительный культурный потенциал города сделал его одним из крупных центров туризма и паломничества. Ростов включён в специальную программу сотрудничества между Советом Европы и Россией по сохранению историко-культурного наследия».

Что тут скажешь? Приукрасить что-либо ещё можно. Но не настолько же!.. Резиденция ростовских митрополитов, которую обычно именуют (ошибочно) Ростовским кремлём, содержится, конечно, замечательно. Однако достаточно выйти за её пределы… Вот такое ощущение осталось, что люди, обслуживающие памятники Ростова, заботятся только о собственном благополучии, что торговцы, которые с целью обогащения эксплуатируют красоту города, также плевать хотели на родной город… Грубо, наверное, сказано. Только ведь других слов не находится. Убожество – вот самое точное слово, которое характеризует впечатление о городе, когда мы его покинули. И потому совсем не удивляли постоянно встречавшиеся в городе вывески на домах: «Продаётся».

Впрочем, не негативом единым жив Ростов! В Ростовском кремле (Митрополичьем дворе) мы

В фотоаппарате зарядка кончилась. Потому снимок на мобильник.

поднимались на стену, любовались прелестью озера Неро. В Спасо-Яковлевском Дмитровском монастыре заслушались прекрасным колокольным перезвоном. Естественно, здесь же не удержались от того, чтобы пройтись по галереям, в которых снимались кадры погони кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»… Славен город Ростов Великий, первое упоминание о котором относится к 862 году! От души желаю ему возрождения!..

А затем мы свернули с хорошей трассы на Москву и отправились по более разбитой дороге на Углич. По пути навестили ещё Борисоглебский мужской монастырь, известный в истории тем, что именно здесь принял постриг знаменитый Пересвет, ставший героем Куликовской битвы. К тому же именно сюда приезжал за благословением к Иринарху Затворнику Дмитрий Пожарский, отправляясь освобождать Москву от оккупантов. Лежащий в стороне от столбовых дорог монастырь выглядит соответствующе – здесь нет алчной суеты торговцев, царит патриархальная тишина, густо разросся яблоневый сад… В храме шла служба, и никто не обращал внимания на нас, суетных зевак. Вот право, в моём представлении жизнь отрешившихся от мира монахов и должна протекать примерно так.

В Борисоглебском монастыре

…В Углич мы приехали уже к вечеру. На площади у моста к территории кремля нас передали уже местным экскурсоводам.

Как известно, главным событием в истории Отечества, которое случилось в Угличе, стала гибель царевича Дмитрия, спровоцировавшая великую Смуту начала XVII века. В связи с этим здесь построен храм, в котором нынче находится тот самый колокол, звон которого спровоцировал бунт.

О событиях тех далёких лет любой желающий может легко узнать – источников сколько угодно. Но меня куда больше интересует судьба другого исторического персонажа, некоторое время проживавшего здесь в ссылке в то же Смутное время, королевича Густава. Когда я побывал в Угличе годом ранее, экскурсовод показала место, где, по её мнению, мог проживать Густав. Наша юная экскурсовод нынешнего года о королевиче даже не слыхала. Однако точку зрения своей коллеги о том, где мог проживать ссыльный, опровергла, высказав другую версию. Вывод: судьбой королевича Густава угличское экскурсбюро не интересуется. Жаль, очень интересная история!

Роспись в Угличском храме

…Наш теплоход прибыл за нами уже поздно вечером. Залитый огнями красавец лайнер неторопливо выплыл из-за поворота реки и величаво направился к причальной стенке. Длинный-предлинный день подходил к завершению. Нас ждал ещё замечательный ужин, который, впрочем, вряд ли кто из нас оценил по достоинству – все устали и спешили в постель.

Так завершился предпоследний день нашего путешествия.

Заключение

Утром я стоял на носу теплохода. Было ясно, солнечно. Справа по борту показалась фигура Ленина, вроде как намеревавшегося шагнуть в воду и отправиться в столицу, аки посуху. Именно отсюда, от ног Ильича начинается канал имени Москвы и струится на юг, чтобы напоить ненасытный мегаполис.

Мы и повернули налево. Вышли на финишную прямую нашего подходившего к финишу путешествия. Водный Т-образный перекрёсток оказался очень оживлённым, во всех трёх направлениях шли различные суда.

…Мне очень нравится поговорка, что, мол, если хочешь повеселить Бога, расскажи ему о своих планах. Потому то, что я сейчас напишу – это не план, даже не задумка, а так, если можно так выразиться, предположение о намерении.

Так вот. Если позволят все объективные и субъективные обстоятельства, я бы очень хотел на будущий год совершить ещё подобное же путешествие по водным артериям России. Только желательно бы по новому маршруту: в Астрахань, в Пермь, в Петрозаводск, на Соловки… Потому что действительно: лучшего отдыха просто не придумать.

Спасибо за то речному круизному флоту как таковому!

Спасибо судоходной компании «Водоходъ»!

Спасибо команде теплохода «Феликс Дзержинский»!

Спасибо всех людям, благодаря которым я искренне, от души писал эти слова благодарности!