ТОТ САМЫЙ РОСТОПЧИН
НЕОЖИДАННЫЙ РАКУРС
Ростопчин…
Эта фамилия известна каждому человеку, хоть немного интересующемуся историей России. Именно граф Фёдор Ростопчин служил генерал-губернатором Москвы на момент захвата её Наполеоном: http://starodymov.ru/?p=3841 .
Что мы знаем о нём?.. Впрочем, поставлю вопрос иначе: что лично я до недавнего времени знал об этом чиновнике?
Если коротко, то примерно вот что.
Что в период отступления армии к Москве не сумел организовать эвакуацию города. Ему вменяют в вину то, что в отданной врагу Первопрестольной осталось очень много ценностей – как меркантильно-материальных, так и материально-культурных, а также церковных, которые в результате оказались разграбленными или же погибли в пламени. Ему вменяют в вину и то, что из города не вывезли тысячи и тысячи раненых солдат и офицеров, доставленных сюда после Бородинского сражения. Да и грандиозный пожар, который уничтожил старую Москву, приписывают ему же – Фёдору Васильевичу Ростопчину: якобы именно он отдал столь варварский приказ.
А не так давно мне в руки попала книга Софи Аскиноф «Московский французы в 1812 году». Я о ней уже писал: http://starodymov.ru/?p=24092 … В этом произведении Ростопчин тоже выведен не слишком лицеприятно… Автор «Московских французов…», профессор Сорбонны, приписывает Ростопчину ещё несколько дополнительных грехов. Например, что он предпринял попытку выселения из Москвы всех французов, что он инициировал в Первопрестольной шпиономанию, что он целенаправленно вывез из столицы все средства пожаротушения, что и стало причиной распространения пламени, с которым оккупанты старались бороться…
В общем, много чего знал я об этом царедворце и любимце Александра Павловича (http://starodymov.ru/?p=20010 ) – и всё больше негативного.
И вот предложили мне для прочтения книгу Фёдора Ростопчина с названием довольно красноречивым: «Ох, французы!»… Прочитал я её, скажу вам, друзья мои, с огромным удовольствием.
Друзья мои, а обращали ли вы внимание на такой феномен?.. Имеется в истории некий персонаж, о котором знаешь по учебнику, и выглядит он какой-то плоской фигуркой, обведённой по абрису пером, а то и вовсе больше напоминающий карандашный набросок. А по мере знакомства с персонажем по другим источникам, фигурка становится вроде как выпуклой, наливается живыми красками… И постепенно обретает черты узнаваемые, индивидуальные…
Полгода назад граф Фёдор Ростопчин в пантеоне исторических образов, нашедших приют в моей памяти, оставался той самой нечёткой абрисной зарисовкой… Сегодня он перебрался в другое помещение – здесь собрались персонажи, которые обрели индивидуальность.
Так каким же он был – генерал-губернатор Москвы 1812 год граф Фёдор Ростопчин?..
Прежде всего, по этой книге я узнал, что он зарекомендовал себя очень неплохим литератором. У него весьма неплохой художественный слог, он очень наблюдательный путешественник, довольно язвительный человек, ловкий царедворец, умеющий потрафить государю и выгородить себя за счёт другого, способный как на милосердие, так и на беспощадность…
В книге даётся много характеристик историческим лицам того времени – политикам, военачальникам, чиновникам… Обращает на себя внимание тот факт, что характеристик негативных приводится больше, чем благожелательных. А уж себя как выхваляет!..
Короче говоря, очень жаль, что о творчестве Ростопчина-писателя настолько мало известно. Его произведения могли бы здорово обогатить наше представление о той славной и непростой эпохе.
Томик «Ох, французы!» вышел в 1992 году. В него включено несколько произведений Ростопчина. Перечислю их, хотя бы уже для того, чтобы читатель имел представление о палитре творчества Фёдора Васильевича.
«Путешествие в Пруссию» (относится к 1786 году). «Последний день жизни императрицы Екатерины II и первый день царствования императора Павла I». «Ох, французы! Наборная повесть из былей, по-русски писанная». Несколько небольших повестей и рассказов из жизни российского дворянина Силы Андреевича Богатырёва. Записки Ростопчина о 1812 годе, а также о годе 1815-м. Ну и «Последние страницы, написанные графом Ростопчиным», относящиеся к 1825 году, к дням, когда Москва была взбудораженной известием о кончине императора Александра – вскоре и самого Фёдора Васильевича не станет.
А ещё тут есть крохотная, на три странички, зарисовка «Я сам без прикрас», в которой автор создаёт автопортрет – с юмором, самоиронией, лёгким кокетством, и даже эпитафией. Очень хотелось бы процитировать едва не половину её, но ограничусь только одной усечённой фразой: «…жизнь была плохой мелодрамой…, где я играл героев, тиранов, влюблённых, благородных отцов, но никогда лакеев».
Итак, слегка пройдёмся по страницам книги.
ИСКРЕННИЙ ПАТРИОТ
Прежде всего, обращает на себя внимание, что Фёдор Ростопчин – истинный патриот своего Отечества. Быть может даже чуточку квасной.
Вот оцените!
«Уж ли Бог Русь на то создал, чтобы она кормила, поила и богатила всякую дрянь заморскую, а ей, кормилице, и спасибо никто не скажет. Её же бранят все не на живот, а на смерть»… Разве для дня нынешнего цитата из конца XVIII столетия не актуальна?.. (http://starodymov.ru/?p=22999 )
Все сравнения, которые он приводит в книге, свидетельствуют в пользу русского человека – вне зависимости от сословия, к какому он относится. Мужик или дворянин, солдат или работник почтового ведомства, извозчик или гувернантка – все русские у него лучше иностранных. Даже над прусским королём поёрничал всласть – правда, с царём проводить параллели поостерёгся.
Даже в описании реакции Двора на смерть государей – прусского короля Фридриха Великого, российской императрицы Екатерины Великой, а также царя Александра I – у автора сквозит превосходство патриота. Тоже, знаете ли, показательные картины!..
И при этом об иностранцах пишет автор всегда с язвительной иронией.
Вот только несколько примеров ироничного языка Ростопчина.
Во время путешествия по Пруссии, на одном из постоялых дворов местный почтмейстер высказал приязнь русскому гостю, объяснив это следующим фактом: во время очередной войны у него в доме размещались калмыки, состоявшие в пришедшей сюда русской армии – и они тут никого не обидели. И далее: «Принесшая бутылку пива почтмейстерова дочь лицом своим уверила меня, что калмыки стояли у матери на дворе и что она ими была довольна».
Автор на всякий манер высмеивает медлительность прусских извозчиков и почтальонов. И вот реплика: «Древние, для изображения скуки, представляли время с обрезанными крыльями: лучше бы его одеть прусским почтальоном».
О прусских солдатах: «Они меня не удивили. Я игрывал ими маленький; оловянные, …, деревянные, …, глиняные, …, и живые, коих я видел, – все одинаковы».
Ну и о короле Фридрихе Вильгельме, который, страдая подагрой, написал несколько картин. Ростопчин по этому поводу высказывается вновь с сарказмом: «Надпись доказывает, что что король желал извиниться за свою работу, а живопись – сколь жестока была болезнь его».
Граф Ростопчин показывает себя разнообразно образованным человеком. Например, он хорошо знает иностранные языки, что в те времена не такая уж и редкость, и историю, как отечественную, так и всемирную, что характерно не для всех его современников. Он немало приводит к месту и Платона, и Герострата (http://starodymov.ru/?p=188 ), и Робеспьера, и Диогена … И это – не считая своих современников, начиная с короля Фридриха, эрцгерцога, Наполеона, Миттерниха, Россини и многих других.
Ну а как начнёт российских достойных людей перечислять – так на целую страницу! Вот лишь некоторые названные Ростопчиным имена (все перечислять – слишком много займёт места): воины Шуйский (очевидно, Иван Петрович: http://starodymov.ru/?p=11722 ), Румянцев (http://starodymov.ru/?p=11901 ), Суворов http://starodymov.ru/?p=15738 ; спасители Отечества Минин и Пожарский (http://starodymov.ru/?p=23696 ); главы духовенства Филарет (http://starodymov.ru/?p=296 ), Гермоген (http://starodymov.ru/?p=24199 ), Платон; писатели Ломоносов, Державин (http://starodymov.ru/?p=5690 ), Карамзин (http://starodymov.ru/?p=23814 )… И этот список можно продолжать и продолжать!.. Эрудит Фёдор Васильевич, подлинный эрудит!
Интересны его рассуждения о Франции, о Наполеоне, о революции… А также о том влиянии, которое оказывает заморское вольнодумство на умы российской молодёжи. По сути, Фёдор Васильевич предупреждает Россию об опасности грядущего нарастания в стране революционных настроений. Напомню, что восстание декабристов (http://starodymov.ru/?p=20203 ) случилось ещё при жизни Ростопчина, так что он мог бы с чистой совестью попенять власть предержащим: а ж вас предупреждал!..
К записи "Фёдор Ростопчин. “Ох, французы!”. Впечатления о книге. Часть 1. О патриотизме" пока нет комментариев