ФЕСТИВАЛЬ КАК ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ
Собственно Фестиваль проходил в несколько этапов.
Торжественное открытие Всероссийского Державинского фестиваля состоялось у Памятника Гавриилу Романовичу в Лядском саду Казани.
Расхожим журналистским приёмом является при описании подобных мероприятий каким-то образом трактовать погоду на момент торжества. Так вот, я не знаю, просто теряюсь, как истолковать отношение природы к празднеству. Солнце сияло просто немилосердно, загоняя собравшихся в пятнышки тени, которая скудными островками жалась к ограждению по периметру площадки. В конце концов, организаторы оказались вынуждены развернуть микрофон таким образом, чтобы выступавшие всё же обращались к укрывшимся под деревьями людям, а не к телекамерам, остававшимся плавиться под этим потоком ультрафиолета.
Корзину с цветами к памятнику поставили министр культуры Республики Татарстан Айрат Сибагатуллин и председатель Союза писателей РТ Рафис Курбанов. Затем гвоздики к подножью поднесли все остальные собравшиеся.
Перед собравшимися выступили участники и гости Фестиваля – Рафис Курбанов, Олег Хлебников, дуэт Андрея Коровина и Александра Александрова, Станислав Куняев, Ренат Харис, Наталья Гранцева, Лилия Газизова и другие.
Они все хорошо и тепло говорили о Державине, о гостеприимном Татарстане, о людях, которые бережно лелеют память о Гаврииле Романовиче, об организаторах Фестиваля…
А я слушал их и думал вот о чём.
Гавриил Романович был представителем екатерининской эпохи. То, что он пережил её, послужив в царствование Павла и даже Александра Павловича, отнюдь не отрицает предыдущее утверждение. В самом деле, трудно представить себе Державина рядом с Аракчеевым, Закревским или даже Сперанским. Потому и сошёл он с политической арены, полностью отдавшись любезной литературе.
Кто знает, быть может, отечественная литература только выиграла бы, сделай Гавриил Романович это раньше? Вот только имел ли он для того возможность? «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», – это сказано веком позже, но оставалось актуально всегда. Чтобы жить, Гавриил Романович обязан был служить, да и простое человеческое стремление продвигаться по иерархической лестнице вполне естественно.
Всё так. Однако сколько подлинных талантов во все времена вынуждены тратить своё время не на творчество, а на добывание хлеба насущного! Разумеется, специалисты смогут назвать некоторое количество имён художников (в самом широком толковании этого слова), которым судьба благоволила и обеспечивала режим наибольшего благоприятствования. Но ведь таких – явное меньшинство! Как правило, заронив в душу человека Искру таланта, судьба параллельно запускает генератор помех на его пути! И сколько сил, энергии, нервов приходится тратить носителю этой Искры на то, чтобы таковые препоны преодолевать!
И получается, что след в истории оставляют в основном творческие личности, не столько одарённые Искрой (оставим пока этот образ – нравится он мне), но в первую очередь сумевшие реализовать её потенциал, вопреки ветрам, стремящимся её задуть, и болотам, жаждущим её поглотить.
В лучшей (на мой взгляд) книге братьев Стругацких «Град обреченный» одним из самых сильных видится эпизод, где герой выступает с докладом о памятниках. Он безукоризненно логично доказывает, что памятники как таковые человечеству не нужны. Только вот ведь в чём закавыка: выступал-то он перед самими же памятниками! И в результате в конце концов все монументы от оратора отвернулись – ведь никому не хочется ощущать себя бесполезным и ненужным.
Там, в книге, тоже был ослепляюще жаркий день. Наверное, именно это обстоятельство и вызвало такую ассоциацию.
И вот смотрел я на собравшихся у памятника Державину и мысли текли дальше.
Памятник – памятником, а вот след в литературе хочет, мечтает, жаждет оставить каждый из писателей. Мы, собравшиеся в тот день у памятника Державину, – не исключение. И дело тут не в мелочном тщеславии, главное не в этом. Просто каждый творчески одарённый человек изначально стремится создать нечто, что по-настоящему зацепило бы души людей – как современников, так и потомков. Как мы сегодня познаём прошлое по художественным произведениям классиков, так и день нынешний станут постигать по тому, что создадим мы. Вопрос только в том, кто персонально из ныне живущих носителей Искры станет классиком завтра!
И ещё думал я о том жутком разрыве, который существует нынче в отечественной (быть может, не только в отечественной, но я сейчас только о родимой) литературе. По сути, она сейчас раскололась на придерживающуюся классических традиций и псевдолитературную попсу. Между тем, на ключевые позиции в обществе всё гуще выходят молодые люди, которые воспитывались в эпоху Горбачёва-Ельцина, то есть в период культурного безвременья; соответственно, далеко не все из них получили представления о том, что такое настоящая литература. Считаю нужным подчеркнуть: я сейчас речь веду не о её идеологической составляющей – исключительно о художественном уровне!
Так вот, к памятнику Державину, на праздник поэзии в Лаишево, на встречи с литераторами с Доме-музея Василия Аксёнова, приходили, вполне понятно, сторонники литературы классической. И как же приятно, что среди них можно было видеть юные лица! Мало, редко – но ведь приходили!..
После торжества мы отправились на юг республики, в Лаишево. По пути посетили места, связанные с жизнью Гавриила Романовича. Вот вдребезги разрушенный остов церквушки – экскурсовод Фарида нам рассказывает, что она имела уникальные конструктивные особенности. И ещё порадовала нас сообщением, что появился меценат, который пообещал выделить средства на реставрацию этого памятника XVIII века. Ну что ж, будем надеяться.
Побывали мы и у усыпальницы родителей великого поэта.
В расположенном рядом храме.
А потом приехали в Лаишево. Именно там, в этом небольшом городке, который расположен на берегу Куйбышевского водохранилища, близ места, где сливаются Кама и Волга, проходили основные торжества Державинских дней.
Для начала нас провели в местный краеведческий музей. Должен сказать, что я очень люблю посещать краеведческие музеи, и стараюсь по мере возможности делать это в каждом городке, где оказываюсь. Так вот, в Лаишево он организован просто здорово. И дело тут вовсе не в том, что в этих краях родился выдающийся человек – дело в отношении к учреждению со стороны руководства города и личности директора Фариды Муртазиной.
У входа нас встретили Екатерина Великая, Екатерина Дашкова и Гавриил Державин. В небольшой композиции они рассказали нам и о Татарстане, и о городке Лаишево, и о государственной деятельности Державина, и о его творчестве. Затем состоялась экскурсия по музею. Ещё раз следует отдать должное его коллективу: на не столь уж большой площади вместить столько экспонатов, да ещё столь рационально их разместить – право слово, сделано замечательно.
Ну а потом на центральной (она же единственная) площади города, носящей имя, разумеется, Гавриила Державина, состоялся праздник поэзии.
Под специально устроенным навесом расположились гости. Собралось здесь немало и местных жителей. Мы оказались лицом к лицу с бюстом Гавриила Державина, установленным на возвышении в некоем подобии беседки. Рядом с Гавриилом Романовичем установили трибунку и микрофон, где и выступали участники праздника.
Именно здесь, у бюста Державина, состоялось вручение Всероссийской литературной премии им. Г.Р. Державина. Лауреатами премии стали, как уже говорилось, Станислав Куняев (Москва) и Айдар Сахибзадинов (Москва–Казань). Станиславу Юрьевичу премия была вручена от Международного сообщества писательских союзов.
На торжествах выступили: министр культуры Республики Татарстан Айрат Сибагатуллин, а также лауреаты премии, костюмированный Гавриил Державин, Олег Хлебников, дуэт Коровин–Александров, Наталья Гранцева, Андрей Щербак-Жуков, Светлана Архипова, Егор Загребин, местный фольклорный коллектив…
Здесь же состоялось награждение победителей детского литературного конкурса.
…Напомню: день был жарким. А совсем рядом сияла под ярким солнцем водная гладь водохранилища. В пределах Казани Волга густо цвела зеленью, а здесь этой пляжно-речной напасти не завелось.
И организаторы торжеств решили прокатить нас к пляжу.
Довольно узкая улочка, зажатая между заборами частных домиков, круто сбегала по склону и выводила непосредственно на пляж. Песчаный берег оказался густо усыпан телами загоравших и купавшихся людей, поодаль от воды, где песок переходил в твёрдую почву, теснилось множество машин. Те из участников Фестиваля, кто предусмотрел подобный вариант и захватил купальники и плавки, устремились к воде, остальные сгрудились в сторонке, досадуя на свою недальновидность.
А автобусы начали разворачиваться. Огромные, комфортабельные – на трассе они хороши, а вот на узеньких улочках…
- Понаехали тут!.. – раздались столь знакомые слова от загорелого местного парня.
- А нам только что говорили, что вы гостеприимные, – усмехнулся я.
Парень коротко и ёмко объяснил, куда нам всем следует отправляться с нашими представлениями о гостеприимстве.
…Когда мы вернулись к зданию Детской школы искусств, вновь оказались под крылом местной администрации, и всё потекло как и должно: плавно и без нервных выпадов.
И где вот эти симпатичные люди покормили нас ужином.
Философские зарисовки с большой долей грусти, но всё-же надежда на хорошее будущее побеждает!А то, что литература помогает строить жизнь прекрасной утверждают юные девчушки, победители детского конкурса.Во время конференции, да и читая о Державине, часто поднимается вопрос, кто он больше: поэт или государственный деятель (читай – гражданин). И почему-то большинство считает, что главное его достояние – это литература, а государственная деятельность – так посредственность, мало результативна, только время у него отнимала от сочинительства.И чем больше я об этом узнаю, чем больше накапливается удивление, почему знатоки- державинцы так оценивают его биографию? Разве можно разделять жизнь человека на составляющие его таланта. Один пример: разве появилось бы Ода Водопад, если бы Державин не был губернатором Олонецкой губернии? А уж о высотах его карьеры и говорить нечего!А литературные высоты не вопреки службе, а благодаря! Ведь это аксиома, что только от общения с людьми, путешествий, стрессов, но и любви, конечно, рождаются шедевры, ведь правда? Ой, что- то я разошлась!