Вот никуда не денешься, а начинать придётся с банальности. Хотя, конечно, не очень-то подходит это понятие к такому жуткому явлению, как война. Но вот посудите сами!
Осенью 1942 года судьба человечества решалась на южном фланге Советско-германского фронта. Там перемалывали друг друга миллионные армии; и на октябрьской отсечке календаря окончательный итог вселенского противоборства ещё не определился. Конечно, и на других участках фронта, и в Африке, и на Тихом океане, и в Китае, и даже в далёкой Аргентине, (а конспирологи утверждают даже, что в Антарктиде) – всюду шло беспощадное взаимное истребление расколовшегося на непримиримые группировки человечества. Но будущее мира решалось всё же на Сталинградско-Кавказском направлении.
Всё так. Только подобным образом описанное выглядит только на карте – в реальности вселенские сражения складываются из отдельных боестолкновений мелких (или относительно мелких) формирований.
Скажу даже более: военная история знает случаи, когда «бой местного значения», в котором участвуют всего-то несколько подразделений, приносят результат поистине стратегический.
Вот об одном таком и хочется рассказать – об одном таком крохотном эпизоде, который в истории Второй мировой войны и разглядеть-то непросто. А значение его поистине грандиозно.
…Мне уже много-много раз доводилось путешествовать на круизных лайнерах по Ладожскому озеру. По всей видимости, я видел маяк, расположенный на крохотном островке неподалёку от устья реки Волхов – сколько их встречалось на пути по водоёмам России. Впредь я непременно обращу на него внимание. Но до сих пор я представления не имел, насколько славная и героическая страница Великой Отечественной войны с этим островком связана.
Как известно, Ладожское озеро – самое большое в Европе. И у него имеется такая гидрологическая особенность. В северной части глубина водоёма огромная, однако здесь образовалось множество островов и шхер, в том числе и прекрасный архипелаг Валаам. А в мелководной южной части озера островов нет практически вообще – кроме, разве, до недавнего времени засекреченного осколка суши под названием Коневец.
Пётр Великий, конечно, прекрасно знал эту особенность Ладоги. И каково же было его удивление, когда как-то судно, на котором он плыл, налетело на скрытую под водой банку, риф, если оперировать более привычным для нас, сухопутных, термином. Благо, для царя-преобразователя в тот раз всё обошлось без последствий.
- О, да тут сухо! – прокомментировал государь ситуацию.
Царедворцы, оказавшиеся рядом, подобострастно оценили шутку и тут же присвоили опасной отмели это название – Сухо.
Так это произошло на самом деле, или нет, доподлинно никто не скажет. Ходят же байки и про поглотившую очки (скло) речку Ворсклу, про город Херсон, в котором трудно уснуть, про Сортавалу, из которого всё тот Пётр прогнал нечистую грозным окриком «Чёрт, вали»!…
Зато дальнейшее известно доподлинно. Царь приказал впредь всем судам, которые следуют из Свири в Неву или обратно, везти запас камней, которые ссыпать на опасную банку. И со временем тут и в самом деле образовался остров в форме подковы – теперь и в самом деле вполне себе сухой. Впоследствии на нём установили маяк во избежание неприятностей.
Вот такая преамбула.
Теперь – о Великой Отечественной войне.
.
Октябрь-1942: http://starodymov.ru/?p=41409
Ладожское озеро (немного в тему): http://starodymov.ru/?p=38533
Архипелаг Валаам: http://starodymov.ru/?p=38497
Остров Коневец: http://starodymov.ru/?p=10615
Свирь: http://starodymov.ru/?p=34997
Нева: http://starodymov.ru/?p=30149
Волхов: http://starodymov.ru/?p=39110
Сортавала: http://starodymov.ru/?p=35034
К записи "1942 год: оборона о. Сухо на Ладожском озере. Ч.-1: Остров на море стоит…" пока нет комментариев