МОЖНО ЛИ ЗНАТЬ “ВСЮ ПРАВДУ” О ВОЙНЕ?..
2.
…Знаете, меня здорово раздражает, когда я слышу в анонсах каких-то передач, что нам обещают рассказать ВСЮ правду о чём-либо: о том, какой гадостью нас кормят под видом еды, о похотливых похождениях поп-звёзд (впрочем, тут можно и без дефиски: именно поп звёзд), о том или ином историческом событии…
Ну а в данном случае – о начале войны. Ведь попросту невозможно рассказать всю правду даже о химических условно-пищевых красителях-консервантах – а тут замахиваются на то, чтобы вскрыть подноготную о сложнейших политических событиях 80-летней давности!.. Однако с экранов несутся такие обещания – и сколько развесистой клюквы нам преподносится с этими обещаниями.
Так вот, о 22 июня 1941 года в последнее время пишут и рассуждают в негативном контексте слишком часто. И в этих публикациях зачастую высвечиваются два ключевых, по оценке комментаторов, обстоятельства: продлившаяся несколько суток растерянность Сталина и руководства страны и Красной армии в целом с одной стороны, героическая оборона и бессмысленные контратаки отдельных частей Красной армии на фоне массовой сдачи в плен – с другой. Оставлю эти рассуждения на совести авторов, я не желаю их комментировать.
Поведу речь о другом. О тех фактах, на которые «чёрные копатели» от истории обращают куда меньше внимания.
Буквально 22 июня в поддержку Советского Союза выступил британский премьер-министр Уинстон Черчилль. В своём известном радиообращении к нации он подчеркнул, что всегда был и остаётся последовательным противником коммунизма, однако в гитлеровском нацизме видит значительно большую угрозу для Англии и США, да и для мировой цивилизации в целом. А потому «каждый, кто борется против нацизма, получит нашу помощь», – отметил Черчилль. С аналогичным заявлением выступил заместитель госсекретаря правительства США Сэмнер Уэллс. В первые дни войны на контакт с советскими представительствами выходили эмигрантские правительства оккупированных стран, в частности, (на что хочется обратить внимание в свете событий современной действительности) Польши, предложили сотрудничество в борьбе против гитлеризма. Это – факт!
В то же время, вполне естественно, союзники Германии (как вольные, так и вынужденные) выступили в поддержку начавшейся войны. Ион Антонаску прямо сказал, что целью войны видит возвращение отторгнутых у Румынии земель. 26 июня в войну вступила Финляндия, также стремившаяся вернуть отошедшие полугора годами ранее к СССР территории… Впрочем, участие Финляндии во Второй мировой войне и отношение маршала Карла Маннергейма к России и союзническим обязательствам перед Гитлером заслуживают отдельного разговора – очень психологически интересна эта тема, и я к ней ещё вернусь.
Вернёмся к событиям внутри нашей страны.
В первый же день войны в поддержку борьбы с оккупантами выступила Русская православная церковь.
Любопытный момент. Несколько лет назад мне довелось участвовать в «круглом столе» в Институте военной истории. Выступавший на обсуждении священник предложил взглянуть на вклад РПЦ в общую Победу под неожиданным углом. Обычно мы оперируем общеизвестными фактами: пожертвования прихожан составили примерно 300 млн. рублей, на них построена танковая колонна имени Дмитрия Донского и авиаэскадрилья имени Александра Невского. Так вот, священник предложил произвести несложный подсчёт: разделить собранную сумму на число граждан страны – и денежный вклад каждого окажется совсем уж мизерным. Танковая колонна – это пара десятков танков, эскадрилья – девять самолётов… В общем-то, негусто.
Нет, рассуждал тот священник, главный вклад Церкви в Победу состоит не в той копейке, которую бросал прихожанин в кружку с пожертвованиями. А в том, что Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий призвал всех верующих поддержать государственную власть в борьбе с агрессором, что Церковь благословила верующих на эту борьбу – и это несмотря на богоборчество большевиков, которое они практиковали на протяжении двух с лишним десятилетий.
Призыв к борьбе с агрессором поддержали и многие духовные православные иерархи, окормлявшие «белую» эмиграцию. В частности, следует непременно вспомнить имя знаменитого «апостола Камчатки» отца Нестора (Анисимова), служившего в те годы в Маньчжурии.
Сталин значение такого проявления патриотизма оценил. Уже 23 июня он распустил т.н. «Союз воинствующих безбожников». А в церквах разрешён колокольный звон.
Ещё один не слишком широко известный факт. 24 июня Наркомат путей сообщения дал указание о формировании 288 военно-санитарных поездов. На тот момент во главе ведомства стоял Лазарь Каганович, что само по себе уже являлось гарантией того, что распоряжение будет выполнено. Его и выполнили, причём, в кратчайшие сроки – первый такой поезд отправился на фронт уже 26 июня!
В моей библиотечке имеется две книги, о которых есть необходимость вспомнить в связи с приведённым фактом. Каждая – по-своему замечательная.
Первая – фундаментальный труд «Красноярск–Берлин», подготовленный к 65-летию Великой Победы. В этом ярко иллюстрированном внушительного объёма фолианте содержится множество самой разнородной информации о войне, о вкладе региона в общую Победу, в частности, и о санитарных поездах, которые готовили в крае, а потом принимали уже с ранеными. А вторая книга – «Мирные на войне», в которой публицист начала ХХ века Владимир Дедлов рассказывал о проблемах, связанных с Русско-японской войной 1904–1905 годов; в частности, о том, что частные железнодорожные компании попросту отказывались передавать вагоны для нужд армии, в том числе и для формирования санитарных поездов. А ещё есть записки Николая Волкова, уполномоченного Красного Креста при армии Колчака, в которых автор рассказывает, в каких ужасающих условиях содержались раненые воины в 1919 году, в то время, как в классных вагонах размещались медицинское начальство (Николая Николаевича особенно поразило присутствие там девиц-машинисток).
Таким образом, читая книги примерно в одно время, я имел возможность сравнивать, как решался вопрос (применительно к данному материалу) эвакуации раненых в тыл в разные периоды отечественной военной истории.
На момент начала каждой из этих войн санитарных поездов не хватало. Во время Русско-японской эту проблему решить так и не удалось. Владимир Людвигович рассказывал в своих записках, что военное ведомство не имело рычагов давления на частные лица и акционерные общества, которым принадлежали классные вагоны, которые можно было бы переоборудовать для перевозки раненых. Равно как, скажем, некоторые города (Иркутск, в частности) отказались выделить необходимое количество койко-мест для приёма раненых… И вообще, Владимир Дедлов подробно рассказывал о том, какие чисто бюрократические препоны возникали между государственными задачами, ориентированными на войну, и местечковыми интересами чиновников, которым на ту войну было наплевать.
В годы Гражданской войны ситуация выглядела ещё хуже – я сейчас работаю над записками Николая Волкова, и когда они будут готовы, непременно предложу вниманию читателей.
Во время Великой Отечественной войны ситуация изначально сложилась совершенно иной. Книга «Красноярск-Берлин» показывает, как действовал в условиях всенародного бедствия один, отдельно взятый регион, столь далёкий от передовой. И эта книга убедительно свидетельствует, насколько единый народнохозяйственный механизм гибче и оперативнее перестраивался на военные рельсы относительно частнособственнически-коммерческого.
Между прочим, словосочетание «Великая Отечественная война» и лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» впервые прозвучали в те же первые дни войны. А именно, 29 июня, в обращении к народу, с которым выступил Центральный комитет ВКП(б).
.
Начало публикации: http://starodymov.ru/?p=37923
О спорных территориях с Румынией: http://starodymov.ru/?p=34604
О спорных территориях с Финляндией: http://starodymov.ru/?p=31552
Русская православная церковь и Великая Отечественная война: http://starodymov.ru/?p=33423
Отец Нестор Анисимов: http://starodymov.ru/?p=31361
О богоборчестве: http://starodymov.ru/?p=12084
Лазарь Каганович: http://starodymov.ru/?p=37883
Санитарные поезда: http://starodymov.ru/?p=37890
Книга «Красноярск—Берлин»: http://starodymov.ru/?p=16544
Владимир Дедлов: http://starodymov.ru/?p=36504
Николай Волков: http://starodymov.ru/?p=32319
К записи "События июня 1941 года: взгляды – тогда и сейчас" пока нет комментариев