КОНФЕРЕНЦИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

или

НАКАНУНЕ РАСКОЛА

О Потсдамской (или Берлинской) конференции много говорить, наверное, не имеет смысла: она разобрана куда более квалифицированными специалистами буквально по косточкам.

А потому я расскажу немного о фактах, менее известных. В частности, о том, как Сталин ехал в Потсдам.

Известно, что вождь летать самолётом не любил. Боязнью это объяснить, или какой другой причиной – неважно для данной темы. Главное – он предпочитал железнодорожный транспорт.

По этой причине по поводу того, как добираться до Берлина на конференцию, вопросов не возникало: только поездом.

Для начала приведу выдержку из своей публикации – об обеспечении безопасности поездки.

«…хотелось бы отметить, что в охране Сталина в период Потсдамской конференции в 1945 году (операция «Пальма») принимало участие значительно большее число сотрудников органов безопасности. Так, в районе, где размещалась советская делегация и где проходила конференция, было сосредоточено 7 полков НКВД и полторы тысячи самых опытных оперативников. В самом дворце находилось 1000 солдат и 150 оперативных работников советских органов безопасности. А для того, чтобы со Сталиным ничего не случилось во время его следования в поезде из Москвы в Германию и обратно, за состоянием полотна и обстановкой в пятикилометровой зоне вдоль железной дороги следили 17.140 бойцов НКВД, огромное число оперработников, а также бронепоезда».

Мощно – не так ли?..

Теперь – о собственно поездке.

Мне довелось в своё время прокатиться до Орехово-Зуево на поездке, некогда закреплённым за Лазарем Кагановичем. Что и говорить: весьма комфортно, хотя и без излишеств – функциональный аскетизм, я бы сказал!.. Думаю, что «литерный» состав тов. Сталина по внутреннему убранству не слишком отличался от увиденного – мы знаем, что советский лидер к роскоши оставался равнодушным.

Вообще о персональных поездах мне доводилось читать. Вспомним поезд Александра III, потерпевший крушение. Вспомним личный поезд Николая II, в котором он, по сути, самоизолировался до отречения. Вспомним знаменитый бронепоезд Льва Троцкого, на котором он мотался по всем фронтам – его коротко, но ёмко описали авторы романа «Адъютант его превосходительства».

Хорошая штука – такие поезда. Только у них есть один общий для всех недостаток: по причине бронирования они все получаются очень тяжёлыми. И предъявляют, соответственно, повышенные требования к железнодорожному пути в самом широком толковании этого понятия.

То же относится и к личному поезду Сталина – известен случай (как минимум, один), когда он не смог преодолеть не такой уж значительный подъём неподалёку от Москвы. Поэтому в качестве локомотива во время поездки в Германию использовался американский тепловоз, полученный по ленд-лизу.

В Советском Союзе в былые времена имелись свои наработки по строительству тепловозов, в частности, этим занимался наш замечательный конструктор Яков Гаккель, о котором я уже рассказывал. Однако по объективным причинам мы от Запада отставали, и железнодорожный транспорт в основном оставался на паровозной тяге. А паровоз, даже самый совершенный, постепенно становился вовсе техническим анахронизмом, изначально по своему кпд уступал тепловозу.

…Сталин, как известно, отличавшийся наблюдательностью и любознательностью, обратил внимание на необычный локомотив, подошёл осмотреть его, поговорил с бригадой, поинтересовался причинами, по которым именно данной машине доверили тянуть столь важный эшелон…

В одной из предыдущих публикаций уже говорилось о трудностях, которые в июле 1945 года стояли перед Службой военных сообщений и Народным комиссариатом железнодорожного транспорта. Сложные вопросы этим ведомствам пришлось решать и в ходе данной поездки Вождя… О двух скажу коротко.

Прежде всего: из Действующей армии началось массовой возвращение фронтовиков на территорию Советского Союза. Нам часто показывают хроникальные кадры прибытия таких эшелонов… Понятно, что не каждый поезд встречали ликующие толпы – пафос штука преходящая. Но ветераны готовились к приезду домой, они соскучились, они торопились… И эшелоны с демобилизованными солдатами следовали один за другим.

…Сколько же ещё хочется рассказать!.. А вот не успеваю… Например, о том, что на описываемый период сотрудникам НКВД и комендатур рекомендовалось не связываться с фронтовиками, не досматривать их багаж, не обыскивать, хотя многие (или во всяком случае, некоторые) везли с собой оружие и другие трофеи. На тот момент фронтовое братство окутывала эйфория чувства, которое можно ёмко назвать «мы – победили». И отношение ко всем, кто их встречал в тылу, могло легко перерасти в агрессию.

Но это – тема для будущего когда-нибудь разговора…

Так вот, фронтовики ехали домой.

И вдруг по всей линии от Берлина до Москвы все «дембельские» поезда загнали в тупики и держали там без объяснения причины задержки. О том, что трассу расчищают для прохождения «литерного», в котором едет «сам Сталин», конечно же, никто не знал. И открыли им зелёный свет только  после того, как сталинский поезд проследовал на запад.

И второе обстоятельство. На протяжении войны по всей трассе что полотно, что мосты и другие сооружения, неоднократно взрывали – то наши при отступлении, то партизаны, то немцы, то авиация… А потом латали-восстанавливали… И некоторые разрушенные мосты ставили военные сапёры как временные – и рассчитывалась их прочность именно для прохождения штатных составов. А тут – тяжеленный бронированный поезд!..

Сталин, человек эрудированный, не мог не знать историю с крушением поезда, в котором ехал император Александр III с семьёй. Любой железнодорожник не мог не знать, чем ему грозит малейшее что-нибудь…

В ходе описываемого путешествия накладки случались. Однако все они обошлись без последствий со стороны тов. Берии и его команды.

…Пошёл уже дальше, но потом вернулся… Ведь вот что учесть ещё нужно. Разница ширины колеи предопределяет и ширину вагона, и расстояние от полотна всех сооружений. Даже семафоров и знаков всевозможных. В период наступления Красной армии собственно дорожное полотно быстро перешивали под российский формат, что позволяло проследовать до самого Берлина без смены колёсных пар; но подогнать под него всю инфраструктуру невозможно!.. Курьёз: даже просто высунуться в окно или в дверь могло обернуться бедой из-за непривычно близко расположенного к полотну дорожного знака.

И таких частностей в пути выявлялось немало.

А вот ещё что интересно.

Некоторое время железнодорожники колебались, каким маршрутом пустить поезд. Традиционно из России в Берлин составы следовали через Кёнигсберг – об этом хорошо и с юмором рассказывается в книжке Николая Лейкина «Наши за границей», написанной примерно году в 1900-м. Однако в описываемом варианте склонились к маршруту через Смоленск–Минск–Брест–Варшаву.

…Ну и немного всё же о самой конференции.

Хорошие были Черчилль и Рузвельт по отношению к Советскому Союзу или плохие – только Сталин их хорошо знал, и у них уже завязались какие-то личные отношения. Они могли друг к другу как угодно относиться, но они научились понимать друг друга, и находить компромиссы.

В Потсдаме Сталину пришлось решать вопросы с совершенно другими людьми, ему толком не знакомыми. По сути, именно с данной конференции начиналась новая эра в строительстве нового миропорядка.

…Не оставляет мысль… Ох, как бы они вели себя – эти новоявленные лидеры ведущих государств Запада!.. Как бы они себя вели, если бы не оказались кровно (именно кровно!) заинтересованы во вступлении СССР в войну против Японии!.. Армию Страны Восходящего Солнца требовалось разгромить, и сделать это могла только Красная армия!.. Соответственно, Трумэну с Эттли пришлось считаться с «дядей Джо» куда больше, чем им хотелось бы.

Именно во время конференции Трумэн сообщил Сталину об испытании атомной бомбы. Этот исторический эпизод обыгрывался в литературе и кино множество раз. Известно, что советский вождь и бровью не повёл, услышав такую новость. Американский президент почувствовал разочарование – он решил, что собеседник попросту не понял, о чём идёт речь; соответственно, это не добавило в его глазах авторитета «дяде Джо». О том, насколько Сталин был в курсе ситуации, он даже предположить не мог!..

Ну и вернусь к началу. Эксперты-историки расскажут собственно о конференции куда больше. И что ж мне-то повторять маститых?..

***

Дополнения:

Ещё раз о Великой Победе: http://starodymov.ru/?p=34041

О крушении поезда Александра III: http://starodymov.ru/?p=28098

О Льве Троцком: http://starodymov.ru/?p=30828

О романе «Адъютант его превосходительства»: http://starodymov.ru/?p=25823

О Якове Гаккеле: http://starodymov.ru/?p=26064

Об Уинстоне Черчилле: http://starodymov.ru/?p=352

О Теодоре Рузвельте: http://starodymov.ru/?p=33046

Об испытании атомной бомбы: http://starodymov.ru/?p=34335

О подготовке Красной армии к войне с Японией:  http://starodymov.ru/?p=34176