СЛОВА, ЗАКАЛЁННЫЕ ПЛАМЕНЕМ ДУШИ…
Только они становятся истинной поэзией
В Малом зале Центрального дома литератора 23 января состоялся творческий вечер поэта Владимира Андреева, посвящённый 80-летию со дня его рождения.
(Насколько мне помнится, мы с ним познакомились вот на этом мероприятии: http://starodymov.ru/?p=9297 )
Вёл вечер Иван Голубничий, главный редактор газеты «Московский литератор». (И ещё о нём факт: http://starodymov.ru/?p=31095 )
В мероприятии приняли участие известные литераторы: Ямиль Мустафин (см.: http://starodymov.ru/?p=30849 ), Виктор Фролов (см.: http://starodymov.ru/?p=30911 ), Владимир Фомичёв, Виктор Пронин (см.: http://starodymov.ru/?p=26852 ), Юрий Петрунин, Евгений Артюхов, Вячеслав Макеев (см.: http://starodymov.ru/?p=29079 ), Анатолий Парпара (см.: http://starodymov.ru/?p=31286 ) и другие.
Конечно же, любое мероприятие каждый участник видит по-своему. И каждый, рассказывая об увиденном, вправе выделить те моменты, которые произвели впечатление именно на него.
Мне лично больше всего было интересно слушать рассуждения виновника торжества, Владимира Фомича Андреева, о поэзии, о жизни, о друзьях, и прожитом и пережитом…
Никто не может стать поэтом, если у него нет душевного огня, – считает юбиляр.
Что тут скажешь?.. Вроде как банальность… Но с другой стороны, любая бесспорная истина сродни банальности!
Способность стать поэтом даётся человеку свыше… Сначала написал я «даруется», но потом заменил обязывающее слово на более осторожное «даётся». Потому что тот самый душевный огонь выжигает истинного поэта изнутри. И большой вопрос, дар ли это, или тяжкий крест… Без того самого душевного огня, как ни говори, а живётся легче, проще, спокойнее, без заморочек…
Понятно, что речь сейчас идёт о подлинных поэтах, а не о полчищах рифмоплётов, которых расплодилось нынче – пруд пруди!.. (Немного об этом: http://starodymov.ru/?p=23702 )
Истинно творческий человек видит окружающий нас мир иначе, не так, как простой смертный… И стремится перевести увиденное в мир символов, но таких, которые стали бы понятны тем самым простым смертным, упомянутым выше… Художник – посредством кисти, кинематографист – через экранное воплощение, зодчий – возводя храмы…
Но у них у всех есть нечто материальное, и это материальное они могут использовать для отображения своего внутреннего мира.
А поэт?.. У него в арсенале – только слова. Те самые слова, которыми пользуемся все мы, каждый из нас. А вот выстроить эти слова в образ, вдохнуть в них душу – вот на это способен только поэт!..
Строфы закаливаются в горниле того самого душевного огня, о котором говорил Владимир Фомич!..
А вот следующая его мысль. «Вдохновение сродни безумию». Всего три слова – а насколько в точку сказано!
…Рассуждал Андреев и вот на какую тему. Подчеркну, что его мысли я излагаю так, какие выводы сделал для себя. То есть мысль – его, а понимание её, интерпретация – мои.
Итак… Человек рождается с искрой поэта. Однако это вовсе не значит, что он непременно станет поэтом. Искра, заронённая в душу, может и угаснуть, оставшись невостребованной.
Но главное, о чём идёт речь, состоит в другом. Человек взрослеет, развивается, духовно обогащается, душа его становится всё более многогранной… И мир вокруг изменяется, обретает новые черты и краски… Этот процесс взаимного усложнения и обогащения Мирозданья и Поэта происходит параллельно, в диалектическом неразрывном единстве. Поэт может считать себя сколь угодно метафизиком, однако диалектику развития мира он вынужден пропускать через себя! Иначе он перестанет быть поэтом.
Миссия поэта в нашем мире – говорить о выстраданном, о пережитом… Причём, говорить так, чтобы это было созвучно окружающему миру – иначе его попросту не поймут.
Владимир Андреев обратил внимание на такое своё наблюдение. Он сказал, что сегодня он пишет так, как следовало бы писать ещё давно, в начале творческого пути. Ан вот же: не дано это – каждый творческий человек обретает мудрость и мастерство постепенно… Многие из нас желали бы перестроить свою биографию – в данном случае речь идёт о биографии творческой, да только нереально это.
Пусть фантасты разрабатывают эту ставшую популярной делянку – про перемещение героев во времени!.. Реально это невозможно; во всяком случае, пока… К счастью!..
У человека в будущее открыто множество дорожек – а вот пройдённый путь всегда один! (см.: http://starodymov.ru/?p=20603 )
…Об образовании говорил поэт, о снижении уровня грамотности, о снижении уровня образованности… Ну, это тема сейчас настолько избита, что и комментировать тут нечего… (см.: http://starodymov.ru/?p=30672 )
Но дальше выступавший сделал поворот темы, который показался мне любопытным.
Рассказывая о себе, Владимир Фомич поведал, что прежде чем смог назвать себя поэтом, потрудился на стройке, был инженером, прорабом… Он постигал жизнь с позиций рабочего человека.
…Мне за последнее десятилетие довелось общаться со многими известными писателями. И почти все они пришли в литературу, образно говоря, «от сохи», от станка, из шахты или отдалённого гарнизона… Они жизнь знали не понаслышке, они её постигали не по учебникам, не по «гаджетам», не из офисных окон…
Не потому ли творчество писателей старшего, уже уходящего поколения, настолько близка и понятна простому человеку?..
А сегодня популярно «фэнтези» (см.: http://starodymov.ru/?p=32035 )… Не потому ли, что «поколение «пепси» взращивается в рафинированных условиях, в мире, в котором в слово «работа» вкладывается совершенно иной, отличный от привычного нам, смысл?.. И не потому ли сейчас всё популярнее становится движение за то, что стихи могут писаться без соблюдения рифмы и размера – что тинейджеры, мнящие себя поэтами, не желают учиться, постигать законы истинной поэзии?.. И не потому ли столько вдруг появилось сторонников легализации нецензурного лексикона (см.: http://starodymov.ru/?p=25815 ) – что у молодёжи элементарно не хватает словарного запаса для того, чтобы донести до собеседника свою мысль, и многоёмкими непечатными идиоматическими выражениями они жаждут заменить всё богатство русской речи?..
…Вот о чём я думал, слушая выступление Владимира Андреева и его гостей.
На подобных поэтических вечерах я стараюсь не выступать. Прежде всего потому, что не считаю себя знатоком поэзии.
К микрофону вообще следует выходить только если у тебя есть что сказать, и ты умеешь это делать. (см.: http://starodymov.ru/?p=24833 )
Но тут не удержался – попросился к микрофону. Чтобы высказать одну мысль – надеюсь, смог это сделать достаточно чётко и ёмко.
В Большом зале ЦДЛ параллельно шло большое мероприятие – и зал не смог вместить всех желающих; и двое решительных дядечек с трёхцветными, похожими на депутатские, значками на лацканах, не пускали в зал больше никого.
Там, в Большом зале, шло пафосное мероприятие, на котором присутствовали знаковые лица – потому и ломился люд… Там выступали артисты, и произносили велеречивые словеса.
Я ничего не имею против – мероприятия всякие нужны, они всякие важны.
Но вот здесь, в Малом зале, проходил истинно творческий вечер. Здесь не звучало высокопарной патетики – тут все говорили от души.
Там – официальная тусовка с градацией гостей по категориям, здесь – встреча друзей.
Вот на этой ноте я и завершу рассказ о вечере, посвящённом 80-летию русского поэта Владимира Андреева.
Просто здОрово!