РИФМОПЛЁТ НА «МИННОМ» ПОЛЕ
Открываю стихотворный сборник… Читаю…
…Поэт творит,
Словно по минному полю ступает…
Ты бы знал, дорогой читатель, насколько меня возмущают подобные сравнения!
Вполне допускаю, что у автора этих строк жизнь протекала непростая и ухабистая. Но не сомневаюсь, что по истинному минному полю он никогда не ступал; да и вообще от настоящей войны его судьба уберегла. Человек воевавший с подобными сравнениями стал бы обращаться осторожнее.
Чем рискуешь ты, горе-поэт, кропая свои вирши?.. В самом худшем случае, по ним нелицеприятно пройдётся критик; в лучшем – получишь гонорар… Ну а скорее всего, просто проскочит оно незамеченным, сольётся в бездонный океан интернета, и растворится там среди неисчислимого множества подобных же поделок. В любом случае, занимаясь творчеством, ты жизнью не рискуешь!
А чем рискует солдат, и в самом деле переступая границу минного поля?.. В лучшем случае, он очистит его от взрывоопасных предметов, и услышит скупое «Молодец!», ну а в худшем… Даже и говорить не хочется!..
Тут ведь сравнивать – просто кощунственно!
Боже меня сохрани от того, чтобы кто воспринял сказанное как пренебрежение к поэзии в целом! Я речь веду только о том, что поэт как никто другой просто обязан бережно относиться к Слову как таковому, а также к различным словесным конструкциям – тропам и иным фигурам речи. Что позволено нам, грубым прозаикам, для истинного поэта недопустимо.
На мой взгляд, поэт, высокопарность стиля которого зашкаливает за пределы допустимого, использует неоправданно звонкие сравнения исключительно в качестве фигового листочка для прикрытия своей вялой стихотворческой потенции.
Сравнение в поэзии просто обязано быть адекватным!
Мне доводилось идти по минному полю. Правда, я не знал об этом. Когда узнал, мне стало жутковато, но уже задним числом. А спустя полчаса примерно там же, где прошёл я, подорвался на мине солдат. Позднее рассказывали про оставшийся невредимым сапог, из которого торчали обломки костей оторванной ноги – сам смотреть не пошёл…
А теперь скажите: что сказал бы тот подорвавшийся парнишка, прочитай приведённое выше сравнение?.. Да-да, конечно же, уже ничего. Однако нет сомнения, что он навряд ли оценил бы его сомнительную красоту.
И другой пример.
Дело происходило в госпитале в Шинданде. Я заехал туда уж не помню по каким редакционным делам, и решил заглянуть в хирургическое отделение к своему приятелю. Только вошёл в коридор – а навстречу везли на каталке парня. Он лежал, с трудом приподняв голову, и смотрел на свои ноги, которые чётко просматривались под простынкой. Вернее, на обрубки ног, которые отсутствовали сразу ниже колен.
Вы бы видели этот ужас, эту тоску, замёрзшую в глазах этого солдата!.. Даже не солдата – просто молодого парня, в свои неполные двадцать уже оставшегося инвалидом!..
И дайте ему прочитать строки поэта, который свои творческие потуги сравнивает с его бедой!.. Ох, не желал бы я тому рифмоплёту встретиться с искалеченным на минном поле пареньком!..
…А то ещё любят некоторые авторы использовать к месту и, чаще, ни к селу ни к городу словосочетание «на амбразуру»… Разумеется, речь в вирше идёт не об Александре Матросове, а опять же, о неких поступках самого поэта, которые он считает сродни подвигу Героя…
Сидя в уютном кресле, да с чашечкой кофе, а то и рюмкой коньячку, и легко скользя пальчиками по клавиатуре компьютера, почему бы и не настучать про «амбразуру», которая располагается, впрочем, не на поле боя, а в кабинете то критика, то цензора, а то и вовсе спонсора?.. Звонко, красиво, пафосно…
Да ты только представь себе, друг ситный, что это такое на самом деле – «на амбразуру»!.. Вот он строчит, пулемёт, и не достанешь его никак; он убивает реально, без высокопарных словес, целит не в твои метафоры, а твоих товарищей!.. И у тебя, живого человека из плоти и крови, выбор всего лишь из двух пунктов: выжить самому – и пусть убивают твоих товарищей, или погибнуть, но кого-то, кто у тебя за спиной, спасти… Вот она – смерть – торопливо пульсирует в двух шагах от тебя! Ей всё равно кого убивать – тебя или твоего друга! Но тебе-то, тебе – далеко не всё равно!.. И как поступить?!.
Вот когда представишь, изнеженный в комфорте поэт, это состояние человека, тогда не станешь об амбразуре – всуе!
Друзья мои! Я – за максимальное использование возможностей, которыми одаривает поэта богатство русского языка! (Кроме ненормативной лексики, разумеется – тут я категорически против). Однако с военными, и особенно с героическими сравнениями перехлёстывать не следует.
…В детстве мне доводилось ходить в подпаски. Луга, на которых паслись коровы, мы между собой называли «заминированными» – из-за многочисленных «лепёшек», которые во множестве оставляли наши бурёнки, и которые не всегда ещё заметишь в густой высокой траве.
Когда я читаю, что поэт в стихотворении сравнивает себя с минёром, всегда вспоминаю ту лужайку. Автору, коль уж ему так хочется, и в самом деле никто не возбраняет сравнить себя с солдатом, идущим по минному полю. Только мины у них разные – у одного настоящие, а у другого их следует закавычить. Ну и последствия, соответственно, если не туда ступишь, тоже не совпадают…
Спасибо Николай!
Со всеми твоими выводами и замечаниями – согласен!
Слово – иногда мина для разрушения общества, иногда пьедестал для для возникновения новых Смыслов Созидания добра и справедливости…
Ходит ли писатель по такому “минному полю” или создаёт его сам? Дело самого писателя. Но! Слово – это оружие писателя и обращаться с ним требуется осторожно…
Валерий Киселёв.
Спасибо, друг мой!
Николай, здравствуй! Ты просто — молодец!!! Эта заметка заслуживает внимания большой аудитории и широкой огласки. Вероятно, автор стихотворных строк хотел переплюнуть Владимира Владимировича, который сравнивал поэзию с добычей радия. Николай, здоровья тебе и новых творческих успехов. С уважением, Ю.Тюрин
Спасибо за высокую оценку, друг мой!