КРУИЗ-2019

СТАРАЯ ЛАДОГА

(Продолжение путешествия. Предыдущая часть: http://starodymov.ru/?p=30149 )

А потом была Старая Ладога.

Мне уже довелось побывать в этом городке (см.: http://starodymov.ru/?p=25481 ). Однако, как выяснилось, я столько не узнал об этом регионе при первом посещении!.. (Из чего делаю вывод, что сколько же я ещё не узнал и при посещении втором!). Так что теперь я расскажу дополнительно о том, о чём не шла речь ранее.

Между прочим, раньше сюда, насколько я знаю, теплоходы не заходили, и экскурсии прибывали на автобусе. А сейчас суда приближаются по реке, и вид открывается замечательный. И частично разрушенная крепость у впадения речки Ладожки в Волхов, и монастыри – Никольский мужской и Успенский женский… К слову, речка Ладожка имеет два названия, второе – Елена. Почему так – я толком не понял, та версия, которую нам озвучила экскурсовод, меня не убедила.

А вообще, надо сказать, именно посещение Старой Ладоги и города Волхов стало для меня, да и для многих других путешественников самым познавательным пунктом на всём протяжении круиза.

Наверное, в один раздел записок я не уложусь.

Об истории крепости Старая Ладога я уже немного рассказывал.

А вот Свято-Никольский монастырь основали воины Александра Невского, возвращавшиеся после Ижорской битвы (см.: http://starodymov.ru/?p=237 ). Они тут остались близ крепости, да и основали со временем монастырь. Екатерина (см.: http://starodymov.ru/?p=29626 ) его закрывала, и возродилась обитель уже в начале XIX столетия…

Вообще я уже не раз встречался с фактами, когда населённые пункты образовывались оставшимися после сражений ранеными, ветеранами, которые больше не в силах продолжать поход, вокруг госпиталей. Тот же Ашхабад, например, (см.: http://starodymov.ru/?p=8091 ) или посёлок Искандер в той же Туркмении…

На протяжении путешествий каких только памятников я ни насмотрелся: официально-помпезных, по-настоящему красивых, шутливых, непутёвых, даже курьёзных… (Просто в качестве одного примера: http://starodymov.ru/?p=30049 )

Так и в Старой Ладоге у причала стоит фигура рыбака. А рядом – симпатичный котик. Как с ними не сфотографироваться!..

Ещё хочу отметить, что в каждом из названных монастырей проживает буквально по несколько монахов/монахинь.

Я уже приводил свои рассуждения по этому поводу (например: http://starodymov.ru/?p=19090 ). При виде таких обителей поневоле думаешь: а настолько уж была неправа Екатерина, которая решила укрупнить монастыри, переселив в них иноков из таких вот малонаселённых?.. Ведь такую исполинскую площадь со всеми постройками руками пяти монахинь содержать невозможно!.. Быть может, даже скорее всего, на просторах нашей Родины есть монастыри-доноры, которые обеспечивают поступление средств в общецерковную казну, которая и поддерживает обители дотационные. Однако сколько на пути мы встречаем таких вот обителей – занимающих огромную площадь, на которой имеется множество построек, и в которых, так сказать, «прописано» по пять монахов. Кто-то ж должен содержать всю эту махину, обслужить строения и коммуникации!.. Даже если это делают трудники-бессребреники (в такое количество коих я, грешен, не верю), их всё равно требуется хотя кормить-поить, обеспечивать жильём и теплом… На всех централизованной казны, по моим прикидкам, никак не может хватить, и повсеместно рассказывают о том, что их приходится поддерживать ещё и местным властям…

Впрочем, ладно, это вопрос – не моего мирского ума. Просто как-то нерационально это.

…Что касается женского Успенского монастыря, то к сказанному ранее добавлю буквально несколько фактов.

Основание монастыря относят к XI-XII столетиям. Предполагается, что … Как бы это сформулировать помягче-то… В общем, в стародавние времена в случае гибели или смерти князя – а у мужчин век, как правило, короче – у его вдовы в большинстве случаев путь автоматически лежал в монастырь. Между тем, княжеская фамилия потомков Рюрика в те времена стремительно разбухала… Вот и возникла идея построить обитель, в которой могли бы коротать свой век вдовые княгини, замаливая мужнины грехи. Где и обретать в положенный срок вечное упокоение.

Предполагается, что персонально монастырь основал не то Ярослав Мудрый для своей супруги Анны Новгородской (урождённой шведской принцессы Ингигерды), не то его сын, известный как Мстислав Великий (см.: http://starodymov.ru/?p=22383 ) (не путать с героем «Слова о полку Игореве» Мстиславом Удалым: http://starodymov.ru/?p=11090 ) для супруги Кристины – также шведской принцессы. Напомню к слову, что этот поистине мудрый киевский князь породнился едва не со всеми монаршими дворами Европы.

Однако со временем, когда политический центр постепенно объединявшегося старорусского государства переместился юго-восточнее, и значение монастыря понизилось. К тому же во время Смутного времени (сколько же бед оно принесла нашему Отечеству!: http://starodymov.ru/?p=26728 ) монастырь подвергся разорению со стороны шведов… Надеюсь, к этому вопросу ещё вернуться… К слову, в брошюре «Волховский календарь», о которой я ещё расскажу, упоминается, что в этих местах в 1611 году на стороне шведов действовал отряд французских наёмников – вон их куда занесло себе на погибель!..

Подводя итог, можно отметить, что в разное время тут проживали – замаливали свои грехи, истинные и мнимые, несколько инокинь, мирские имена которых вошли в историю.

Это княгиня Елизавета Шаховская, известная своими стихами под фамилией Шахова. Это вдова князя Михаила Тверского Анна Кашинская (см.: http://starodymov.ru/?p=28098 ). Это Евдокия Лопухина, первая жена царя Петра, которая попала сюда после обвинения в греховной связи с Степаном Глебовым (см. об этом: http://starodymov.ru/?p=26562 ). Сюда же угодила и жена Абрама Ганнибала, знаменитого «арапа Петра Великого» Евдокия, которую ревнивый муж (не мавр, конечно, но всё ж таки земляк по континенту – не было он в жизни таким душкой, как в киноводевиле в исполнении Высоцкого) обвинил в неверности…

Хочется отметить, что оба монастыря очень красивы, очень хорошо содержатся, и являются истинным украшением Волховской земли.