КАНАЛ им. МОСКВЫ:

НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ И СУДЬБЕ СТРОИТЕЛЕЙ

Не раз и не два довелось мне путешествовать на теплоходах, а как-то раз даже и на яхте, по каналу им. Москвы. Вот и в этот раз наш теплоход отчалил от пирса Северного речного вокзала и взял курс на север, по этой рукотворной реке, благодаря которой столица считается «портом пяти морей»…

Тема строительства канала им. Москвы – ох, насколько непростая… Я к ней не раз обращался, и, наверное, ещё не раз вернусь.

Канал строили, по сути, в абсолютном большинстве заключённые. По официальным данным, через стройку прошло более полумиллиона человек. Сколько их окончило при этом свой жизненный путь, неведомо. Опять же, по официальным данным считается, что около 23 тысяч…

Но он – этот канал – теперь у нас с вами есть. Он, на мой взгляд, является грандиозным памятником всем его строителям – и упокоившимся здесь, и выжившим, и заработавшим здесь свободу (были и такие), и отправившимся на другие стройки (абсолютное большинство)… Всем им – памятник, который исправно служит людям с 1937 года.

Как я к этому отношусь?.. Да сложно, чего уж, противоречиво, и нет лада у меня внутри по данному вопросу.

Сама по себе потребность в строительстве канала, по которому вода перебрасывалась бы из верховий Волги в Москву, созрела давно. Это бесспорно. О том, что его требуется построить, речь вели ещё «при царском режиме»…

И вот ведь что обращает на себя внимание… Большевики реализовали много проектов, которые на протяжении десятилетий оказывались под сукном у царских чиновников. Вспомнить хотя бы план ГОЭЛРО или метрополитен, планомерное освоение Арктики или создание собственного воздушного флота…

Канал, который с 1947 года носит имя Москвы – также входит в это число. Конечно, изначально он, проект, а точнее сказать, его замысел, выглядел несколько иначе, но существовал же!

После окончания Гражданской войны, с началом бурного промышленного развития центра страны, в связи с массовым притоком населения в Москву, вопрос водоснабжения её принял острую форму. Собственные источники оказались исчерпанными, Мытищинский акведук вкупе с Рублёвским водопроводом с задачей справиться не могли… А без воды, как известно, жизнь невозможна…

Но как строить канал, какими силами и средствами?.. Денег на привлечение и содержание такого количества вольнонаёмных у государства не имелось. И к решению проблемы подключили ГУЛАГ.

Из сказанного может сложиться впечатление, что я одобряю такой вариант. Нет, конечно; вернее, не в полной мере. Тут-то, признаюсь, я и оказываюсь во власти внутреннего раздрая.

В любом государстве всегда есть некоторое количество граждан, которые содержатся в местах лишения свободы за вполне реальные преступления. Уголовные или политические, в данном случае не принципиально – главное, что таковые есть везде. Привлекать их к решению государственных народнохозяйственных задач – допустимо?.. А почему бы и нет?.. Конечно, с соблюдением прав человека, пусть и человека заключённого… Но – допустимо!

В период, когда строился канал, в стране остро ощущалась нехватка техники – экскаваторов, бульдозеров, обыкновенных самосвалов… Вот их нехватку и решили компенсировать подневольным трудом заключённых.

То есть сам факт, что преступников привлекали для строительства, принципиальных возражений не вызывает. Это практика, которую использовали повсеместно во всём мире, во все времена. Речь идёт о другом – кого считать преступником, кого направлять в лагеря!..

«Зона» – есть «зона». О «правах человека» особо не поспоришь, администрация и охрана всегда правы (если неправы – см. п. 1), кормёжка скудная, норма выработки завышенная, взаимоотношения в «зэковской» среде имеет свою жёсткую специфику… Хотя следует отметить, что того беспредела, который сейчас модно показывать в фильмах соответствующей антисоветской тематики, в лагерях всё же особо не допускалось: за высокую смертность и бунты с руководства лагерей спрашивали строго, а потому, как правило, условия режима в целом соблюдались.

Но это – только реплика. Без намерения популяризировать или клеймить систему ГУЛАГ.

А вот что не может не вызывать мой решительный протест – это «спускаемая» «сверху» плановость в пополнении количества строителей поневоле. Знаменитый сталинский тезис «об усилении классовой борьбы…» стал идеальным идеологическим и правовым (псевдо-правовым) обоснованием для того, чтобы направлять на стройки столько людей, сколько требуется соответствующим наркоматам. То есть из общества равнодушно-механически вроде как на законных основаниях изымалось сколько-то человеко-единиц по запросам строек – реальный уровень преступности в стране никакой роли тут не играл.

Как смириться с данным фактом отечественной истории?!.

…Есть такое понятие как «экономика». И есть такое понятие как «мораль». Они лежат в разных плоскостях, они из эвклидовой геометрии, никак не от Лобачевского – эти плоскости не пересекутся никогда, ни в какой бесконечности.

Экономика страны объективно нуждалась в массовой и предельно дешёвой рабочей силе, сконцентрированной в чётко означенных местах. Сталин считал, что труд заключённых решает задачу оптимально. (Между прочим, вопреки расхожему мнению, Берия эту точку зрения не разделял).

И сколько бы мораль ни протестовала, по запросам экономики пополнение рядов строителей-зэков продолжалось. Экономике на мораль наплевать; в отличие от морали, экономика имеет реальные рычаги воздействия на общество.

…Всякий раз, когда я нахожусь на борту теплохода, медленно чапающего меж каменистых берегов канала, непременно услышу, что кто-то говорит: на костях, мол, построен… При этом испытываю, как уже сказано, двойственное чувство, внутреннее противоречие, по поводу которого уже немного высказался.

«На костях» – да, в какой-то степени это так. Но ты, моралист, пользуешься результатом этого (на твой взгляд) преступления, не игнорируешь его. Не фарисейство ли это?.. Я не знаю.

Использование труда заключённых – в этом я не вижу особого нарушения их прав. Главное, чтобы в это число попадали люди (или нелюди), действительно заслуживающего каторжного труда; именно заслуживающие, но никак не согласно бездушной разнарядке. Ну и чтобы условия содержания и эксплуатации соответствовали букве Закона, разумеется.

…Следует подчеркнуть ещё вот что.

Понятие «строительство канала» у нас ассоциируется в первую очередь с вереницей мужчин, махающих кайлом и лопатами, а также длинной лентой мостков, по которым тянется цепочка тачек, на которых вывозят выработанный грунт… Между тем, это – только один из этапов его возведения.

Канал им. Москвы – сложнейший гидротехнический комплекс. Не стану переписывать из википедии цифры, которые любой человек может найти их без труда. Скажу только, что это шесть шлюзов, множество насосов, сколько-то водохранилищ, очистные станции, конструкции, которые быстро наглухо перекроют русло «в случае чего», причалы, гидроэлектростанции… Всё это также возводилось тогда же, в период строительства. Спроектировать весь этот комплекс, наладить производство того же железобетона, гидро-ворот и других элементов шлюзов и ГЭС – тут уже требовались истинно инженерные мозги, причём, опытные, умеющие решать непростые задачи в условиях жёсткого дефицита всего и вся… Этим занимались, насколько я понимаю, как заключённые, так и вольнонаёмные инженеры.

…Когда плывёшь на теплоходе по каналу, в нескольких местах на берегу можно увидеть кресты – это в память о строителях-заключённых, умерших здесь… Сейчас как-то повелось всех их априори записывать в число жертв репрессий. Что тут скажешь?.. Конечно, значительная часть их таковыми и являлись. Но все ли?.. Думается, далеко не всех упокоившихся тут строителей можно считать нравственными и невинно пострадавшими.

При каждой «зоне» имеется свой погост, только не все они настолько широко известны, как близ наиболее известных каналов – описываемого, Беломор-канала или, скажем, Волго-Дона…

…В публикациях я не люблю использовать гипотетическое «если бы». Но иногда, чтобы подчеркнуть свою мысль…

Бытует версия, что когда арестовали Генриха Ягоду, безропотно «поставлявшего» заключённых в ДмитровЛАГ, он умолял, чтобы его не расстреливали, и направили достраивать канал… Так вот, то самое «если бы»… Если бы это случилось, и этот нарком, который «вычистил» 14 тысяч одних только сотрудников НКВД, и сожалел, что этого оказалось мало, и он оказался бы в числе «жертв», и его прах осенял бы поминальный крест…

Нет, друзья, стараюсь я без крайней необходимости не затрагивать тему ГУЛАГа и «Большого террора».

А канал… Канал служит людям.

Повторюсь: грандиозный памятник эпохи… Памятник, насыщающий водой наш многомиллионный мегаполис.

.

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=38199

Канал им. Москвы – предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=34370

О реализации большевиками замыслов, которые не нашли поддержки у их предшественников: http://starodymov.ru/?p=37030

План ГОЭЛРО: http://starodymov.ru/?p=32497

Московский метрополитен: http://starodymov.ru/?p=22361

Московский водопровод: http://starodymov.ru/?p=25863

ГУЛАГ: http://starodymov.ru/?p=33235

Беломор-канал: http://starodymov.ru/?p=30308

Волго-Дон: http://starodymov.ru/?p=28199