КРУИЗ-2019

ПОВЕНЕЦ и БЕЛОМОР-КАНАЛ

Речная тур-форма «ВодоходЪ» открыла рейсы в Повенец всего пару лет назад. Так что для путешественников, даже бывалых, это места для знакомства ещё совсем новые, непознанные.

Символично получается: название Повенец переводится (с карельского или вепсского) как «Край земли». Получается, что для тур-фирмы «ВодоходЪ» это и в самом деле так.

Мы оказались здесь уже во второй раз (см.: http://starodymov.ru/?p=25287 ). И, как я уже писал, в этот раз оказались здорово разочарованными (см.: http://starodymov.ru/?p=30234 ).

Чтобы не зацикливаться на негативе, перечислю поводы для недовольства только по пунктам.

Территория порта, куда причаливают теплоходы, по-прежнему не оборудована, и здесь по-прежнему стоят баки с мусором…

Нам здорово не повезло с экскурсоводом – настолько неквалифицированного гида мне не встречалось ещё никогда. Она прочно заняла самую нижнюю строчку в условном рейтинге, который я для себя составил.

Львиную долю весьма ограниченного времени, отведённого для посещения Медвежьегорска, нам пришлось провести в сувенирном магазине – конечно же, не могу утверждать доподлинно, но предполагаю, что местное представительство туристической фирмы находится с этой торговой точкой в коммерческом альянсе; другое объяснение как-то на ум не приходит.

В результате мы не посетили ни один интересный в познавательном отношении объект Медвежьегорска (см.: http://starodymov.ru/?p=25325 ): ни местный краеведческий музей, ни финские оборонительные сооружения, ни даже музейчик железнодорожной станции, оборудованный, как нам рассказывали в прошлый раз (и о чём наша нынешняя гид даже не упомянула), в стоящей рядом со зданием вокзала сцепке паровоза и вагона ещё едва ли не царских времён.

Всё, к организационным огрехам больше не возвращаюсь.

Главное, что мы увидели во время посещения городка Повенец, это начало канала, ведущего к Белому морю, а также кладбище, на котором похоронены заключённые, умершие во время строительства его…

Повенец – городок, расположенный в верхнем правом углу Онежского озера. Если взять по карте, то путь к взаимосвязанным водоёмам, относящимся уже к Беломорскому бассейну, тут не столь уж протяжённый. Однако для того, чтобы его проделать, требуется вскарабкаться на водораздел; и перепад высот на самом удобном направлении составляет 70 метров. А чтобы проложить судоходный канал, протяжённостью в 227 км, пришлось продолбить более, чем 40-километровую ложбину в гранитном монолите; да ещё оборудовать 19 шлюзов. И это – в 1931-1933 годах, когда техники в стране не просто не хватало, а её практически не было! Так и получилось, что канал строили исключительно заключённые…

Напомню, что трасса канала в значительно степени совпадает со знаменитой «Осударевой дорогой», построенной в 1702 году по приказу Петра Великого (см.: http://starodymov.ru/?p=30149 ). Всего за три недели согнанные сюда крестьяне прорубили просеку в девственных лесах, по которой в Онежское озеро переволокли несколько десятков боевых судов, сыгравших значительную, если не ключевую роль в борьбе за выход России к Балтике.

Беломор-канал, до 1961 года носивший имя Сталина, стал первой столь грандиозной стройкой, выполненной силами заключённых ГУЛага. И в своё время он сыграл огромную роль в экономическом развитии региона.

Напомню и ещё один факт, относящийся к Великой Отечественной войне. Когда в декабре 1941 года финские войска подошли к городку Повенец, сапёры Красной армии взорвали шлюзы на южном бьефе канала, и вода в жесточайший мороз обрушилась на передовые части финнов. Сколько в ледяной купели погибло людей и техники, неведомо. Продвижение оккупантов оказалось остановленным, и линия фронта так и стабилизировалась на рубеже канала.

…Обо всём этом я вспоминал, когда стоял на берегу канала. Справа от нас виднелось устье речушки Повенчанки, впадающей в Онежское озеро, слева – первый из 19 шлюзов этой водной системы.

Здесь же стоит суровая церковь св. Николая, построенная в память о строителях канала.

Своими мысли о ГУЛаге, о его жертвах, о его служителях я уже делился: ми. http://starodymov.ru/?p=25974

А теперь – о кладбище… Впрочем, назвать место массового захоронения множества убиенных именно кладбищем, как-то и неловко. Кладбище – это место упокоения, данное захоронение – место неприкаянных душ.

Экскурсовод сказала, что в этом лесу никогда не поют птицы. Не знаю, может, и так – в период нашего пребывания доносилось только чириканье воробьёв.

Что ж представляет собой это захоронение?..

Как нам рассказали, некогда тут образовались большие природные ямы. Сюда привозили обречённых зэков и расстреливали, расстреливали, расстреливали… Сюда же сваливали и тела умерших. А потом заваливали ямы землёй… Сегодня на тех телах вырос целый лес.

И вот среди деревьев проложены дорожки, раскиданы памятники, обелиски, поминальные кресты и другие знаки… Географическая привязка установленных памятных знаков – широченна: Россия, Украина, Грузия, Польша, Азербайджан, Киргизия… Много регионов России… Множество фотографий – на крестах, обелисках, просто приколочены к деревьям…

Я не смог здесь долго находится. Я буквально физически чувствовал, как что-то давит мне душу. Что это – самовнушение ли, отрицательная ли энергия, неприкаянные ли души павших – я не знаю. Но чувствовал, что меня буквально выдавливает из этого леса. Жуткое ощущение.

На кладбище я ничего подобного не испытываю – разве что лёгкую печаль от осознания, что «все там будем».

…Я знаю, что историю невозможно трактовать однозначно. Я убеждён, что рассказы о том, сколько тут покоится людей и о том, насколько их тут массово казнили, однозначно искусственно усугублены…

Однако в том, что тут покоятся тысячи и тысячи убиенных, и что абсолютное большинство – убиенных незаслуженно, в том я не сомневаюсь. Я не приемлю душой ту форму эксплуатации труда и наказания людей, которая носит обобщающее название «ГУЛаг»… И я своим внутренним Я чувствовал жуткое давление, которое испытываешь в том лесу близ городка Повенец.

Таких мест немало на карте человечества. Мне довелось посетить некоторые из них. Это Бухенвальд (см.: http://starodymov.ru/?p=26120 ), это Варсонофьевский переулок в Москве (см.: http://starodymov.ru/?p=11682 ), это Бутово… Но такой тяжести не испытывал ни разу.

Низкий поклон вам и памяти о вас, строители Беломор-канала!

И как бы кощунственно ни выглядели мои слова, но хочется заметить, что конкретно этим строителям ещё относительно повезло: сделанное ими осталось служить людям, их каторжный труд не пропал задарма. Просто, когда заходит речь о «сталинских лагерях», я всегда вспоминаю железную дорогу на Ямале (см.: http://starodymov.ru/?p=444 ), которую начали строить, а потом, после смерти «вождя народов», забросили – вот уж где труд и жизни оказались загубленными вовсе бесполезно…

Построенный в первую пятилетку канал сегодня устарел по всем показателям. Перво-наперво, в него не могут пройти современные суда. Всего имеется не то одно, не то два круизных теплохода, по своим характеристикам способных протиснуться в эти шлюзы. Привожу их названия, как мне рассказали туристы: «Русь Великая» и «Мамин-Сибиряк».

Для обслуживания канала сегодня задействовано примерно тысяча человек. И насколько это рентабельно, судить не берусь.

…Когда мы отплыли на некоторое расстояние от пристани Повенец, стало видно, как над берегом небо раскалывают молнии. По всей видимости, там разразилась гроза. Спасибо местной природе, что она позволила нам увидеть всё своими глазами…