1 апреля 1921 года – подписан Декрет СНК о сельскохозяйственном машиностроении.

Когда я готовлю публикации о событиях столетней давности, неизменно подчёркиваю мысль, на которой, на мой взгляд, сегодня зачастую не считают заслуживающей внимания. Отставим в сторону оценочную и морализаторскую шкалу – «хорошие» или «плохие» были большевики, законно ли пришли к власти, теми ли методами ведения войны и хозяйствования они пользовались, и сколько литров крови выпивали на завтрак…

Большевики, как показали события, оказались самой организованной силой, которая пришла к власти, а затем победила в Гражданской войне. Точка. И рассказ о дальнейших событиях я начинаю именно с этой точки – конечной для одного этапа истории страны, и отправной для последующего.

«Мировая революция» и «победа международного пролетариата» оказались утопиями. Ленин и его команда осознали этот факт, и пришли к пониманию необходимости развития собственной промышленности в условиях экономической блокады.

Любой правитель, любая правящая партия, придя к власти, желает блага и процветания для своей страны, для своего народа. Можно рассуждать о методах, о путях, даже о самом понимании «блага и процветания», но добра подданным или электорату желают все.

Большевики – не исключение. Они искренне желали вывести Россию из жестокого кризиса.

Декрет Совета Народных Комиссаров, подписанный 1 апреля 1921 года – нагляднейшее тому подтверждение.

Он стал следствием необходимости государства опираться на свои ресурсы, самому обеспечивать себя всем необходимым. И ведь получилось! В короткий срок лежавшая в руинах страна, потерявшая значительную часть наиболее активного населения, подняла свою промышленность.

В марте я как-то упустил, была провозглашена Новая экономическая политика, которая позволила накормить народ. Да, в значительной степени за счёт спекуляции и резкого размежевания населения по уровню доходов. Но – экономическая ситуация в стране несколько стабилизировалась.

Теперь её требовалось поднимать на основе социалистического планирования.

Вообще, история показала, что плановая экономика – это здорово и правильно. Главное – не доводить её до абсурда! А наши «кремлёвские старцы» в 80-е годы и в самом деле сумели сделать это.

Но вот после войн – Гражданской и Великой Отечественной – именно плановость позволила поднять хозяйство из руин.

Плановость хозяйствования – как и любой другой экономический инструмент – следует применять продуманно и взвешенно. Любой человек, мало-мальски знакомый с отечественной историей ХХ столетия, легко вспомнит эпизоды, подтверждающие приведённое утверждение – подтверждающие как с положительной точки зрения, так и с провальной.

Впрочем, вернёмся к сельскохозяйственной технике.

Буквально в пункте первом Декрета недвусмысленно говорится о том, что сельскохозяйственное машиностроение является делом государственной важности. И далее Совету Народных Комиссаров предписывалось срочно разработать генеральный план развития этой отрасли промышленности.

Начали с самого относительно простого: производства плугов, в первую очередь на конной тяге. И к 1 октября уже выпустили первые триста тысяч этих сельхоз-орудий. Параллельно осуществлялись попытки наладить выпуск электроплугов, привязывая замысел к начавшему реализоваться Плану ГОЭЛРО – путь, как мы знаем, оказался тупиковым, однако ж известно, что дорогу осиливает исключительно идущий, но не лежащий. И керосиновые самоходные плуги – почитай, мини-тракторы – также начали поступать в крестьянские хозяйства…

Первые предприятия, на которых начали производить сельскохозяйственные орудия, располагались в Одессе, Николаеве, Ростове-на-Дону, Петрограде, Брянске, Москве…

Как говорится, лиха беда – начало!.. От небольших полукустарных мастерских и цехов страна начала переходить к возведению крупных предприятий. В дальнейшем крупные заводы, производившие сельскохозяйственные машины, построены в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Саратове, Ташкенте…

Первый советский трактор выпущен в 1923 году на заводе «Красный путиловец». В 1932 году СССР уже отказался от покупки тракторов за границей. А в 1960 году Советский Союз вышел на первое место в мире по их производству. Интересно, нынешняя Россия на каком месте?..

В 1928 году на запорожском заводе «Коммунар» выпущен первый отечественный зерноуборочный комбайн.

Ну а в дальнейшем начали появляться машины для самых различных сельскохозяйственных работ.

…Я не знаю, насколько сегодня развито производство отечественной техники для сельского хозяйства. Интернет сообщает, что крупные производства действуют в Ростове-на-Дону, Брянске, Красноярске, Тамбове и Петербурге… Как говорится, примем к сведению…

.

Новая экономическая политика: http://starodymov.ru/?p=36389

План ГОЭЛРО: http://starodymov.ru/?p=36088

Плановость экономики: http://starodymov.ru/?p=36362

О Ленине: http://starodymov.ru/?p=33112