НЕТ ЧЕЛОВЕКА ИДЕАЛЬНОГО

Теоретики коммунизма не учитывали психологию

К 150-летию В.И. Ленина

Часть 3

(Продолжение; см.: http://starodymov.ru/?p=33074 )

Хотел ли Ленин лучшего, оптимального государственного устройства для России?.. Хотел ли он блага для народов России?.. Считал ли он, что именно социализм, а в перспективе и коммунизм, принесут его Родине и гражданам России счастье и процветание?.. Лично у меня сомнений нет – бесспорно, искренне хотел, желал, мечтал об этом.

Вообще-то он мечтал о счастье для всего человечества в целом – ни больше, ни меньше!.. Что ещё раз свидетельствует об отвлечённости его представления о жизни от реалии, о незнании того, что есть человек реальный. Но только я сейчас не о том – что одно и то же мусолить!..

Ну давайте попробуем отрешиться от того, что мы знаем, и представим себе идеальную картину!.. Да-да, понимаю, что проза жизни идеала не знает… И Ленин этого тоже не мог не понимать – абсолют достижим исключительно в метафизике, но никак не в диалектике*; а Ленин был именно материалистом-диалектиком. Но исключительно ради схемы попытаемся…

В чём заключается центральная идея коммунизма?.. Я уже вскользь затрагивал этот вопрос выше, а сейчас разовью мысль*.

Суть коммунизма состоит в том, что каждый человек добровольно и добросовестно трудится на благо общества на месте, где отдача от реализации его потенциала окажется оптимальной, и за это получает от общества необходимые для жизни блага, причём, блага в достаточном объёме, но без излишеств. Все в обществе и перед обществом равны… Никто, с одной стороны, не ленится, а с другой – каждый для удовлетворения своих потребностей берёт ровно столько, сколько необходимо… И всё это – исключительно по собственной воле, по внутреннему искреннему убеждению в правильности данного мироустройства…

Соответственно, нет необходимости воевать или совершать преступления* – потому что отношение у каждого человека как в ближнему своему, так и к средствам производства, и к материальным благам равно! Другими словами, рассуждали теоретики от коммунистической идеи: если человек сможет получать от общества всё необходимое, у него отпадёт необходимость претендовать на чрезмерное.

Вот в этом и заключается центральная суть коммунизма.

Ну скажите: что в этой схеме плохого?..

Это сегодня мы знаем, что она не работает. Почему?.. Да потому, что человек – не функция с плаката, ему присущи не только высокие порывы души, но и примитивные инстинкты животного тела.

Как сказал кто-то из православных святых отцов, святость на земле невозможна, ибо – он указал на свой живот – «этого скота кормить надо».

Это сегодня мы знаем, что каждый человек хочет кушать хотя бы чуточку слаще, чем, во-первых, работать*, а во-вторых, чем кушает сосед. Что национальный вопрос со временем не сотрётся, а станет лишь нарастать; что местечковый национализм останется более активной силой, чем аморфная интернациональная идея*. Что религию искусственно не отменишь, и что межконфессиональное противостояние выйдет на новый виток и обретёт более агрессивные формы*. Что несовпадение этнических культур также отменить невозможно росчерком пера*. Что никакие идеологические убеждения не смогут одолеть властолюбие одних и быдлость других сограждан*. Что попытка централизованного справедливого распределения материальных благ приведёт в Советском Союзе к невероятному усложнению бюрократического аппарата и, в конце концов, ко всеобщему дефициту, ибо невозможно высчитать все потребности каждого человека и оперативно под них перестраивать всю государственную экономическую махину, управляемую из одного центра…

Опять же, теоретическая модель коммунизма не принимала во внимание неравномерное распределение по земле природных ресурсов*. И что самые высокие идейные убеждения не смогут убедить граждан «богатых» регионов Земли делиться с нищими, да ещё расположенными на другой стороне планеты.

И много чего ещё мы знаем об ущербности столь простой, на первый взгляд, формулы идеального коммунистического устройства общества.

Я уж не говорю о таких негативных свойствах человеческой натуры, как тщеславие*, зависть, власто- и сластолюбие*, целая гроздь непростых вопросов, связанных с любовью и сексом*…

Демократы той России, в которой впитывал азы социализма юный Ленин, об этих проблемах будущего даже не подозревали.

Ленин строил своё представление о будущем мироустройстве на основе именно теоретических представлений, схоластических рассуждений, абстрактных умозаключений.

Помните, один из его основных теоретических трудов назывался «Три источника и три составные части марксизма». Там всё изложено логично и убедительно. Только среди теоретических постулатов нет упоминаний о психологиичеловека ни в одном проявлении этой многогранной проблемы.

(Для данного раздела своих заметок я выбрал именно эту картину из художественной ленинианы потому, что она показалась мне самой наглядной для подтверждения центральной мысли. Ленин видел народ именно так: как общую массу, без детализации).

***

Диалектика и метафизика: http://starodymov.ru/?p=26346

Рассуждения о войнах и любителях повоевать: http://starodymov.ru/?p=29053

О несовпадении этнических культур: http://starodymov.ru/?p=22916

Где бы ни работать, лишь бы не работать: http://starodymov.ru/?p=9191

О зависти к чужим богатствам: http://starodymov.ru/?p=32789

О национализме и интернационализме: http://starodymov.ru/?p=31254

Мысли о коммунистической идее: http://starodymov.ru/?p=19716

В развитие мыслей о межрелигиозном противостоянии: http://starodymov.ru/?p=32647

Вандалы и вандалята: http://starodymov.ru/?p=31579

О тщеславии: http://starodymov.ru/?p=32048

О честолюбии: http://starodymov.ru/?p=28966

О секс-меньшинствах: http://starodymov.ru/?p=32189