18 марта 1790 года – родился Астольф де Кюстин

Исключительно на всякий случай напомню, что речь идёт о том самом маркизе, авторе серии записок «Россия в 1839 году». Своё произведение он написал по итогам путешествия по нашей стране, а затем выпустил отдельным четырёхтомным сборником. Книга тут же стала, говоря современным языком, бестселлером, её тут же перевели на несколько языков, и с тех пор она выдержала превеликое множество изданий во многих странах мира.

Забавно, что в Бельгии эта книга тотчас после появления во Франции четырежды издавалась, по сути, незаконно, без согласования с автором… Не только у нас, и не только нынче книгоиздатели занимались и занимаются подобным бизнесом…

И приходится подчеркнуть, что «Россия в 1839 году», выходившая в разном виде во многих странах мира, неизменно пользовались огромной популярностью. Ещё бы: кому ж не лестно гадости о нас почитать!..

Я уже не раз писал, что данный феномен меня ставит в тупик. Ну право же, не самый поганый народ в мире – русские, а вот почему-то недоброжелателей, а то и откровенных врагов у нас всегда, как говорится, выше крыши. Почему-то наши достижения за рубежом стараются или замалчивать, или присвоить себе, ну а наши грехи, нередко попросту банально выдуманные – возводятся в степень и муссируются на все лады…

Почему так?.. Не знаю. Кроме как завистью к нашим просторам и богатствам я объяснить не могу. (Ещё немного о том же: http://starodymov.ru/?p=22999 )

Но вернёмся к нашему юбиляру.

Вполне закономерно, что в России книга тотчас попала под запрет. Соответственно, на русский язык её не перевели. Потому прочитать её могли только люди, знавшие иностранные языки, которым привезли запретные томики нелегально… Благо, за подобную контрабанду строгого наказания не предусматривалось – ни привезшему, ни читавшему…

Для государя Николая Павловича (см.: http://starodymov.ru/?p=28736 ) появление именно такой ругательной книги стало неприятным сюрпризом. Дело в том, что де Кюстин относился к родовитой французской знати, и слыл ярым монархистом, который в своих произведениях выступал за монархический образ правления, противопоставляя его ненавистному республиканскому… И приехал он в Россию по приглашению именно императора Николая.

А тут – такой подлый удар!.. Писатель в своём произведении выставил Россию как государство, в котором процветают деспотия и тирания, которые имеют мало что общего с западными просвещёнными монархиями…

Конечно же, я читал эти Записки – этот синий томик имеется в моей библиотечке. К слову, так повелось, что в полном объёме «Россия в 1839 году» в России увидела свет уже совсем в наше время – ранее книга издавались только в сокращённом виде с огромными купюрами.

…В общем-то, я не сомневаюсь, что в значительной степени де Кюстин в своём произведении написал правду – во всяком случае эпоха Николая I мне представляется похожей на описание маркиза. Да и не только мне: современник описанных событий Василий Жуковский, хоть и обругал довольно нелицеприятно заезжего критикана, а всё же вынужден был признать, что в его записках содержится немало и правды… Зато демократ-эмигрант Александр Герцен от этого творения остался в полном восторге…

Должен признаться, что у меня лично отношение к данной книге двоякое. Слов нет: критика – штука полезная, хотя и неприятная, и узнать, как ты выглядишь со стороны, тоже иной раз бывает нелишне.

Однако правда – штука относительная. Даже самую жёсткую критику друг и враг высказывает по-разному. В конце концов, «развесистую клюкву» Александра Дюма мы принимаем – посмеиваемся, но жуём (см.: http://starodymov.ru/?p=30275 ). А дерьмо, которое вылил сей маркиз на мою страну, вызывает отторжение… Книга маркиза де Кюстина – это та правда, которую описывает враг, выискивая и смакуя всё негативное и замалчивая всё доброе.

Есть ведь у нас такая особенность: мы сами любим критиковать свои власти, но болезненно реагируем на то, когда тем же занимаются иноземцы. Так что книгу де Кюстина – что во времена оны, что сейчас – благосклонно принимали и принимают прозападно настроенные либералы, в то время как патриотам она колет глаза. На мой взгляд, в подготовке народовольцев и «Чёрного передела» (см.: http://starodymov.ru/?p=32307 ), равно как и демократов второй половины XIX столетия эта книга роль сыграла немаловажную.

На мой взгляд, при описании другой страны следует постараться увидеть в ней и положительные стороны, и отрицательные. Перекос в любую сторону даёт представление о чужом крае неверное. С другой стороны, любое описание путешествия – предвзято, ибо подаётся с точки рения конкретного человека. Тем более, осознающий это автор обязан стремиться к объективности.  (Я, во всяком случае, при описании Парижа к этому стремился: http://starodymov.ru/?p=29306 )

Хотя прочитать книгу очень даже рекомендую.

Ну а теперь – несколько цитат из «России в 1839 году». И не скажешь, что они относятся к ситуации почти двухвековой давности.

Россия – страна совершенно бесполезных формальностей.

Богатые здесь – не сограждане бедным.

Недобросовестность печально отражается на всём, и в особенности на коммерческих делах.

…Нерасположение к суду кажется мне верным признаком несправедливости судей.

Армия чиновников – это сущая язва России.

Россией управляет класс чиновников… и часто управляет наперекор воле монарха…

Правда, сказано как будто про день нынешний?..

…Однако ж данная заметка – всё же не только о антироссийской книге, а и о самом маркизе.

Отец и дед будущего писателя погибли на гильотине (см.: http://starodymov.ru/?p=206 ) во время якобинского террора. Сам Астольф в сексуальном отношении не всегда придерживался традиционных предпочтений, за что как-то был самым банальным (мужицким) образом избит на большой дороге, после чего многие дома парижского высшего общества закрыли для него свои двери.

Вместе с тем, де Кюстин дружил с Гёте, Готье, Стендалем, Шатобрианом, Бальзаком, Шопеном… Некоторое время служил помощником у Талейрана, его звал к себе на службу Меттерних…

Смерть пришла к маркизу практически с окончанием Крымской (Восточной) войны (см.: http://starodymov.ru/?p=30392 )… Как он отнёсся к этой Пирровой победе европейской коалиции над ненавистной Россией, я не знаю…