ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПИСАТЕЛИ – 75-летию ПОБЕДЫ

Размышления о прошедшем на Комсомольском,13 Пленуме Союза писателей

Так сложились обстоятельства, что я оказался в числе приглашённых для участия в работе Пленума Союза писателей России.

О самом Пленуме я рассказывать не уполномочен. Да и вообще: в основном на форуме рассматривались внутренние вопросы, которые навряд ли интересны кому постороннему.

А вот что интересно, думаю, многим моим знакомым разной степени близости, так это обсуждение того, как писатели России готовятся к встрече 75-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне, да и всей Второй мировой в целом…  (Немного об этом: http://starodymov.ru/?p=30392 )

С докладом по данному вопросу выступил Николай Иванов, Председатель Союза писателей России (см.: http://starodymov.ru/?p=31003 ).

Прежде всего, отмечу, что доклад получился по-настоящему интересным. Как нас учили в стародавние советские времена, состоял он из двух основных частей: теоретической и практической. В теоретической речь шла о том, какую роль сыграли писатели и литература, а также искусство, которое в немалой степени также является производным от литературы, в общей Победе нашего народа над оккупантами, и гитлеризмом в целом.

Я попросил Николая Фёдоровича прислать мне для опубликования этот раздел доклада. На мой взгляд, он настолько интересен, что вполне может стать основой для подготовки выступлений наших коллег-литераторов на самых разных патриотических мероприятиях.

…Сам по себе текст любого выступления может кому-то показаться любопытным, кому-то нет; в любом случае, он несёт (или, по меньшей мере, должен нести) некую толику информации или хотя бы эмоций. Однако куда важнее, на мой взгляд, какие мысли и чувства пробуждает услышанное в головах и в душах слушающих. (Ежели, конечно, пробуждают – а мы сейчас исходим именно из такого посыла; как, например: http://starodymov.ru/?p=30297 ).

Так вот, я поделюсь теми мыслями, которые родились у меня в ответ на услышанное на писательском форуме.

Николай Фёдорович говорил о роли писателей в воспитании патриотизма, в воспитании готовности человека к подвигу, в сохранении в молодом поколении памяти о великом подвиге наших дедов, отстоявших Родину от врага.

Оно ведь и в самом деле: враг-то наступает!.. Что за враг?.. Беспамятство, равнодушие, очернительство (см.: http://starodymov.ru/?p=17617 ), благодушие, успокоенность, пофигизм, после нас – хоть потоп…

Лев Гумилёв, наш великий диалектик от истории, назвал это снижением пассионарности (см.: http://starodymov.ru/?p=547 ).

Человеку ведь свойственно распространять свои представления о том или ином явлении на окружающих. У нас-то, у нашего поколения отношение к Великой Отечественной войне, нашему победившему народу остаётся вполне определённым, оно воспитывалось ещё в советские времена (см.: http://starodymov.ru/?p=17506 )… А сейчас-то всё иное! Взгляды на жизнь (см.: http://starodymov.ru/?p=29680 ), моральные ценности (см.: http://starodymov.ru/?p=30669 ), рамки поведения (см.: http://starodymov.ru/?p=28696 ), представления о том, что следует держать в голове и в душе, а от чего можно и избавиться за ненадобностью (см.: http://starodymov.ru/?p=30601 )…

Сейчас нередко можно услышать споры о том, хорошая или плохая у нас молодёжь… А она не хорошая или плохая – это категории личностно-относительные. Молодёжь у нас другая, отличная от нас коренным образом. Хотя бы уже потому, что познание мирозданья ею происходит в принципиально иных условиях. А знаменитую формулу «Бытие определяет сознание», сколько бы ни пытались опровергнуть, да только не получается никак…

Самый яркий пример этой разницы, в моих глазах, состоит в том, что молодой человек искренне не понимает, зачем ему что-то помнить, если в любой момент можно получить ответ в интернете. И в этих условиях ему бесполезно говорить о том, что память нужно развивать, что гибкость мышления воспитывается чтением и тренировками… Человек в целом и мышление в частности довольно ленивы и предпочитают действовать в режиме экономии жизненной энергии.

Так что приходится признать, что молодой человек самостоятельно не углубится в интернет в поисках истины о Великой Отечественной, и в целом о Второй мировой войне. Нет-нет, конечно, есть энтузиасты, которым тема интересна. Однако в среднестатистической массе молодой человек в тему Великой Отечественной погружаться просто так не станет – в лучшем случае, проскользнёт по поверхности. У современного молодого человека, опять же, в среднестатистической массе, совершенно иные запросы во всемирном банке информации (например: http://starodymov.ru/?p=28318 )… Разве что если в семье чтят память о ней…

И вот тут-то и возрастает роль средств массовой информации, роль литературы и искусства в сохранении Памяти о Войне. Мы должны писать так, чтобы нынешний ничего не читающий тинейджер захотел-таки преодолеть свою умственную леность и взять в руки книжку…

Мы, уже состоявшиеся авторы, перешагнувшие некий рубеж – и возраста, и самореализации, и популярности в каких-то кругах… Насколько мы остаёмся интересными для людей вне нашего круга – как авторы пишущие, и как выступающие на различных мероприятиях?.. Что мы может рассказать миру – и что рассказываем? Не закостенели ли мы?..

Мне недавно предложили поучаствовать в одном культурном проекте о современной армии. Я отказался. Я не знаю современную армию, я не понимаю кардинально изменившихся взаимоотношений внутри её… Не говоря уже о современной технике – её-то познать куда проще, чем психологию современного солдата, и даже нынешнего офицера.

Опять же, принципиальный, на мой взгляд, характерный показательный момент. Нынешний военный говорит о своей деятельности «работа», а мы говорили «служба». Мелочь, скажете?.. На мой взгляд, это индикатор отношения к делу – человек работает или служит!

Впрочем, отвлёкся я.

Николай Фёдорович в своём выступлении отметил важность поддержки краеведческой литературы. Я об этом уже сколько писал!.. На мой взгляд, краеведы для воспитания патриотизма у молодёжи делают очень и очень много (см.: http://starodymov.ru/?p=10295 ).

Как говорится, человечество любить легче, чем человека. Что касается отношения к родине, то тут прогрессия обратная: родное село куда ближе, чем вся страна от Тихого океана до Балтийского моря. Прививая любовь к родному очагу, краевед взращивает любовь и ко всей нашей необъятной Родине.

Николай Иванов в докладе затронул ещё несколько важнейших направлений, в которых лежит деятельность литераторов. Например, рассказал о необходимости больше внимания уделять деятельности тыла времён войны – а то он нередко остаётся за пределами внимания литераторов (вот пример того, как надо работать в этом направлении: http://starodymov.ru/?p=15875 ). О Парке «Патриот» шла речь; о том, что здесь планируется написать имена всех 33 млн. погибших в годы Великой Отечественной… О том, что в Англии история Второй мировой войны вышла в 90 томах, а в Японии – и вовсе в 110… А у нас – лишь в 12!..

И много ещё вопросов и тем затронул Николай Фёдорович в своём докладе.

Особо хочу выделить вот ещё какую тему – тем более, что она касается лично меня; почему я на Пленуме и оказался.

Я уже писал, что сейчас прорабатывается вопрос о том, что в Московском метрополитене запустить поезд, посвящённый писателям-фронтовикам. Если нам это удастся, будет здорово. (см.: http://starodymov.ru/?p=30788 )

Вот едешь в вагоне, посвящённом мудрым мыслям, и поневоле читаешь высказывания великих, размышляешь о них (см.: http://starodymov.ru/?p=23281 ). Едешь в вагоне, посвящённом кино, и читаешь информации о картинах… А был ещё состав, посвящённый Третьяковской галерее… Да мало ли ещё!..

Ежедневно тысячи и тысячи человек, всего лишь проехав в «подземке», смогут получать информацию о писателях, оставивших нам свои впечатления о войне. Право – прекрасная идея! Теперь бы только продавить автоответчика-бюрократа, пробиться сквозь его препоны к руководству Метрополитеном…

Ну и ещё несколько изречений, которые я услышал на Пленуме.

«Мы не должны отдать Победу попсе!»…

«Победа слишком уязвима»…

«Родители дают нам не только отчество, но и Отечество»…

***

Приведённый текст – это не официальный отчёт с Пленума. Это – лишь некоторые мысли, которые родились в ответ на тезисы, прозвучавшие на нём с трибуны.