НОВОДЕРЕВЕНЬКОВСКИЙ МУЗЕЙ

(Продолжение. См.: http://starodymov.ru/?p=30080 )

Время поджимает, потому стараюсь успеть рассказать об увиденном на Орловщине хотя бы коротко…

В культурную программу работы московской делегации Союза писателей России на Орловской земле входило, в частности, посещение Новодеревеньковского краеведческого музея.

Я уже не раз писал, что подобные учреждения держатся исключительно на энтузиазме неравнодушных людей (см.: http://starodymov.ru/?p=23713 ). Конечно, сколько угодно можно привести примеров, когда музеями заведуют чиновники, формально занимающиеся функциональными обязанностями. О них и рассказывать не хочется, и подведомственные им учреждения, как правило, не оставляют в душе ничего, что бы помнилось.

Но вот тут – совсем иная картина.

Правда, существует и обратная связь. Из всей нашей делегации, приехавшей в Хомутово на длиннющей веренице растянувшихся по трассе автомобилей, на приглашение местного энтузиаста откликнулось всего несколько человек (см.: http://starodymov.ru/?p=29696 ). Остальные остались взлееивать в себе столичный снобизм…

Между тем, музей стоит того, чтобы его посетить, чтобы ознакомиться с его экспозицией, чтобы рассказать о нём, хотя бы коротко.

Проводил нас сотрудник музея, который представился как Игорь Александрович.

Музей начинается ещё на улице. Здесь выставлено несколько единиц боевой техники. Здесь установлены памятные знаки в честь некоторых родов войск – этим вопросом занимались ветераны по своему почину и своими силами и средствами. Здесь установлены мемориальные обелиски в память о земляках, погибших в Афганистане и на Северном Кавказе.

Собственно музей занимает три помещения на втором этаже здания Дома культуры. И на этом, в общем-то, небольшом пятачке территории размещено большое количество экспонатов, наглядно и ярко иллюстрирующих историю и день сегодняшний района.

Здесь выставлены всевозможные предметы быта старины: прялки, ухваты, вальки… Конечно же, иконы – наверное, с них следовало начинать… Сруб колодца… Портреты и скульптуры выдающихся земляков…

Подшивка местной газеты 30-х годов…

Особое место занимают папки с материалами по самым разным направлениям жизни и деятельности района…

Здесь есть уголки, посвящённые советскому периоду нашей страны… Местному отделению Железной дороги… Великой Отечественной войне… Локальным войнам, в которых довелось участвовать местным ребятам…

Всё это интересно и познавательно.

А вот несколько фактов, о которых хочется сказать особо.

Песня «Горят костры далёкие»… Люди старшего поколения её хорошо помнят… Оказывается, стихи, по которым написал песню Борис Мокроусов, написал не профессиональный поэт, а парализованный в результате аварии военный лётчик Иван Шамов.

- Наш музей отличается от остальных тем, что здесь всё можно трогать, всем можно пользоваться, – сообщил Игорь Александрович и запустил старинный патефон, поставил пластинку с этой песней.

Я помню, у дедушки Василия (см.: http://starodymov.ru/?p=17471 ) был такой же, и нам, мальчишкам, разрешали заводить затейливо выгнутой ручкой пружину, только следили, чтобы мы не перестарались, не сломали её…

В «афганском» уголке музея я увидел знакомый 15-й том сборника «От солдата до генерала», в котором имеется и моя публикация и на презентации которого я присутствовал (см.: http://starodymov.ru/?p=4218 ).

Познавательный уголок, посвящённый Великой Отечественной войне. Дело в том, что линия фронта проходила как раз по Орловской области, и в окрестностях Хомутово имелись населённые пункты, которые оставались советскими, а были захваченные гитлеровцами… Об этом и свидетельствует карта, представленная здесь: её поднял (т.е. слегка подкрасил для наглядности разными цветами) сам же наш гид. Здесь, в частности, выставлена трофейная гитлеровская толстенная книга-пустографка для учёта раненых, поступающих в полевой госпиталь – правда, в ней нет ни единой записи, немецкие медики не успели ею попользоваться…

Вообще, войне здесь много посвящено экспонатов.

Дальше.

А вот вопрос на эрудицию, друзья мои! А кто автор скульптуры ангела на вершине Александрийского столпа?.. Уверен: слишком многие наши соотечественники уверенно ответят: Огюст Монферран (см.: http://starodymov.ru/?p=22895 )! Ан нет же! Наше культивировавшееся веками преклонение перед чужеземными авторитетами слишком часто застит нам глаза.

Ангела с крестом и надписью из сна Константина Великого «Сим победиши!» изваял скульптор Борис Орловский – бывший крепостной отца Иосифа Шатилова, о котором шла речь в предыдущем разделе предлагаемых записок. А ещё он же автор памятников Михаилу Кутузову (см.: http://starodymov.ru/?p=29377 ) и Михаилу Барклаю-де-Толли (см.: http://starodymov.ru/?p=28204 ) у Казанского собора в Петербурге.

А ещё из этих мест происходит Григорий Мясоедов – один из основоположников «передвижников». В музее представлены две репродукции с его картин – «Косцы» и «Земство обедает»… Кстати, Игорь Александрович рассказал о том, что художнику по предложению (настойчивой просьбе) Третьякова пришлось внести в свою картину «Земство обедает» одно исправление – небольшое, казалось бы, но существенное. На переднем плане слева изображены две курочки… И в первоначальном варианте к ним приближался петух со вполне конкретно прорисованными намерениями… По мнению Павла Третьякова этот самец слишком отвлекал на себя внимание от глубинной сути картины…

В общем-то, надо признать, что нередко подобные советы-подсказки и в самом деле идут на пользу полотнам. Вспомним хотя бы хрестоматийные примеры: «Утро в сосновом бору» Ивана Шишкина (с которой тот же Третьяков удалил подпись соавтора картины Константина Савицкого) или «Московский дворик» Василия Поленова (см.: http://starodymov.ru/?p=11667 )…

И ещё реплика… Как я уже писал, нынче в обществе нагнетается волна преклонения перед благостными царскими временами (см.: http://starodymov.ru/?p=28448 ). В частности, не так давно по телевидению прошло несколько передач, показывавших наше земство едва не эталоном местного самоуправления. Между тем, вот он – пример совсем иного толка: упомянутая выше картина, написанная в те времена художником, знавшим вопрос не понаслышке.

Пошли дальше. Оказывается, здание железнодорожного вокзала Хомутово – самое старое среди всех построек данного предназначения во всей России. Оно построено в 1871 году, и сохранилось в совершенно первозданном виде!

Увидев уголок, посвящённый этой теме, я вспомнил другой пример такого же неуёмного стремления к популяризации родного края. В Забайкалье, в городке Хилок нас водили в музей, где местный энтузиаст собирает железнодорожные фонари, ну и некоторую другую атрибутику, связанную с этим видом транспорта (см.: http://starodymov.ru/?p=19620 ).

И вообще искренне преданные своему призванию энтузиасты-краеведы – я мог бы много порассуждать об этой теме!

…Однако время, отпущенное на посещение музея, завершалось…

Удачи Вам, уважаемый Игорь Александрович!