ДА НЕ УГАСНЕТ СВЕЧА!

Говорить о нашей поездке http://starodymov.ru/?p=23649 и не остановиться особо на музеях, в которых мы побывали в тот день, было бы несправедливо!

А вы замечали, друзья мои, что Память держится исключительно на энергии неравнодушных людей?..

Память вообще ведь странная штука, загадочная…

Казалось бы, это настолько привычный нам атрибут повседневности, что придавать ему какое-то философское значение и нет нужды. Лично я впервые по-настоящему всерьёз задумался о неоднозначности и невероятной сложности этого явления, когда читал замечательную книгу академика Никиты Моисеева «Человек и ноосфера». http://starodymov.ru/?p=1996

В самом деле ведь: любое явление происходит, да и канет в небытие… Но следы о нём непременно останутся. И что такое следы явления, как не осколки памяти о нём?.. То есть любое явление или предмет является носителем памяти о былом! И с другой стороны, памяти без носителя не бывает вовсе!

Вопрос только в том, что существует память пассивная, которую попробуй ещё извлечь из предмета/явления, попробуй ещё применить к своим потребностям; а бывает память активная, относящаяся в первую очередь ко всему живому. Навряд ли будет прегрешением перед истиной утверждать, что Память является двигателем развития жизни как таковой. Самый простенький росточек самого примитивного растения, едва проклюнувшись из зёрнышка, уже помнит, что ему нужно расти к солнцу, зайчонку нет необходимости слушать инструктаж Никулина о том, что следует бояться волка и сову, а любой волк и без Папанова руководствуется принципом «Ну, погоди!»…

Но если в животном мире преобладает память наследственная, а приобретённая имеет вполне практическое приложение (выжить самому и дать возможность выжить потомству), то в человеческом обществе Память призвана в первую очередь воспитывать достойную единицу общества.

Конечно, тему абстрактных рассуждений можно развивать сколько угодно. Только тут всё же не трактат наукообразный… А потому вернёмся в Миллерово. http://starodymov.ru/?p=23704

Музеи… Их существует множество видов и подвидов… Но в данном случае я бы хотел разделить их на две категории по такому признаку: созданные по распоряжению «сверху» за казённые средства, и те, которые существуют и держатся за счёт энтузиазма неравнодушных лиц.

Вот как раз о таких, об истинно «народных» музеях, которые мы посетили в Миллерово, и хочется рассказать – предельно коротко, разумеется.

Когда мы с Леонидом Ворониным покинули обжитой вагон в Миллерово, нас встречала Светлана – представитель департамента образования Администрации. В наше распоряжение выделили автомобиль – водитель Николай Николаевич. Спасибо вам, друзья!

И мы отправились в школу №2.

Школа носит имя Александра Цыганкова, офицера, погибшего в Чечне. Должен сказать, что практика присвоения школам имени павшего земляка, на мой взгляд, очень нужная и правильная идея. Сколь бы ученику ни примелькалась мемориальная табличка,  сколько бы раз он ни пробегал мимо портрета павшего, вроде как и не замечая его, а только всё равно остаётся в его памяти этот образ – образ человека, который погиб, отстаивая интересы Родины, и которого, соответственно, Родина с благодарностью помнит.

Директор школы – Татьяна Дмитриева, её заместитель по воспитательной работе – Марина Гриднева… А руководитель школьного музея – Ольга Марущенко.

Я уже давно замечал, что в небольших населённых пунктах как-то отношение к Памяти более глубокое, что ли… В небольшом, в общем-то, помещении школьного музея его создатели столько сумели сконцентрировать!

Здесь изложена и история края, и история города, и уголок казачьего быта, и сведения о жизни людей, оставивших след в судьбе города – начиная, конечно же, с Ивана Миллера, и рассказ о периоде гитлеровской оккупации… И судьбы, судьбы, судьбы…

Ольга Владимировна с гордостью показывает редкие экспонаты, которым, если уж говорить прямо, казалось бы, место в музеях более высокого статуса… Она листает ученические письменные работы, подготовленные школьниками по истории… Она рассказывает об обширной переписке, которую ведёт с самыми разными людьми, чтобы данный музей продолжал, наращивал свою функцию носителя, хранителя Памяти.

Ну а потом мы отправились в лицей №7, в котором и предстояли основные мероприятия, ради которых мы и приехали в Миллерово.

И вот там я увидел то, что можно считать если не эталоном школьного музея, то уж во всяком случае очень близкое к эталону.

- Не в любой московской школе такой есть! – с гордостью заметил директор лицея Валерий Жириков (на снимке ниже – во втором ряду слева).

Вот тут ты ошибаешься, дорогой Валерий Анатольевич! Не то что «не в любой», а в очень редком учебном заведении столицы можно увидеть хоть нечто подобное!..

Школьный музей здесь занимает три просторных помещения.

Юные экскурсоводы

Одно посвящено отечественной авиации и лично Маршалу авиации Александру Ефимову, имя которого носит лицей. Второй зал посвящён военной истории края, Великой Отечественной войне, а также тем локальным войнам, в которых принимали участие выпускники учебного заведения. Ну а третий отдан краеведению; кроме того, на его базе работают различные кружки, например, рукоделия…

Ну а когда программа нашего пребывания в Миллерово вовсе уж близилась к завершению, нас отвезли в городской музей (директор Наталья Ярославцева). На мой взгляд, замечательный – для такого не столь уж большого города.

…Так вот, если вернуться к рассуждениям о Памяти…

У неё, у Памяти, непременно должен быть носитель. В данном случае, в городе Миллерово, у Памяти носители есть. Это и прекрасные музеи, и люди, которые в них трудятся, и неравнодушные дети, которые – в том нет сомнения – подхватят её и понесут дальше…

И мне тут, надеюсь, к месту, вспомнилась прекрасная фраза великого князя Московского Симеона Гордого – эти слова я бы объявил девизом всей исторической науки:

«Я пишу вам се слово того для, чтобы не перестала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла».

Так пусть не гаснет Свеча Памяти!